Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > март  
МАРТ
 
Соухый – март  
Русский:
Протальник, Сухий, Зимобор, Капельник, Каплюжник, Берёзозол, Свистун, Пролетье, Перезимник, Излом зимы, Снеготай.
Ст. рус.: 
Лютич, Березозол, Сухий, Протальник, Проталень, Капельник, Зимобор.
Украин.: 
Березень, Капельник, Протальник, Запалі сніги, З гір потоки, Соковик, Полютий, Красовик, Марец.
Белорус.:  Сакавік.

Март месяць – начало всем месяцам. Позимний месяц март – февралю-бокогрею младший брат, Евдокеин-плющихин крестник. Мартушка закрутит вертушку. И в марте мороз садится на нос. Пришёл марток – надевай семеро парток. Февраль силён метелью, март – капелью. Март – не всена, а предвесенье. Капельник длинный – лён долгий. Богат протальник солнечным светом.

В русском народном календаре первый весенний месяц март назван протальником, богат март солнечным светом. Оттого и назван сухий, что в нем дожди редки, а солнечные дни – велики. Особое почтение в марте талой воде-снежице, по народному поверью, весьма целительной и питательной. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей – и стены в доме буд-то обновлялись, набирали силу домашние растения, а больного человека оставляла хвороба.

Март – начало летнего полудия – пролетье. Март-протальник ломает зиму, и первые мартовские дни называли наши предки ярилиными. Они открывали весну. Само слово «ярый» несёт значение «огненный, пылкий, крепкий, ретивый». О Яриле-солнце, Яриле – древнем славянском боге плодородия бытовало немало сказаний. В представлении наших предков он был краснощёким, горячим, что яркое солнце. Волосы – что лучезарное сияние светила. От Ярилы земля нагревалась, ярилась и в мае венчались. К богу плодородия тянулось всё живое, дабы набраться сил, окрепнуть, дать рост. Крестьянин брался за соху тоже яро, то есть горячо, пахал тоже яро, то есть с пылом.»

В житии св. Стефана Пермского читаем: «март месяць – начало всем месяцем, иже и первый наречется в месяцех, ему же свидетельствуеть Моисий законодавець, глаголя: месяць же вам первый в месяцех да будет март... Марта бо месяца начало бытиа – вся тварь Богом сотворена бысть от небытья в бытье, марта же месяца в 21 день и первозданный человек, родоначальник Адам, рукою божиею создан бысть». [Афанасьев А. Н.]

При пестроте, многослойности численников деревня опиралась на отдельные дни, в приметах поворотные. Для марта их три – 1/14, 9/22, 17/30 (старый стиль/новый стиль). Наиболее важными днями с точки зрения предсказания погоды и урожая представляются 1/14 марта – Евдокия, 9/22 марта – Сороки, 17/30 марта – Алексей Теплый и 25 марта/7 апреля – Благовещение.

Поговорки и приметы
Если жаворонки рано прилетели, то весна затянется.
Видишь скворца, знай, весна у крыльца.
Если дикие утки весной прилетели жирные, то весна будет холодная, долгая.
Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.
В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Мартовская вода (из мартовского снега) целебная, она от веснушек и загара.
Первый снег в марте считается благодатным, его собирают и воду из него берегут: она называется мартовскою и употребляется при болезнях, ею окрапывают кустарники и плодовые деревья, чтобы водились и роились пчёлы.
Кора, во множестве потрескивающаяся весною на берёзах и других деревьях, предсказывает на будующее время продолжительную, хорошую и сухую погоду.
В марте заготавливают дрова на зиму, чтобы не топить зимой «сырником».
Март похоронит, август схоронит (хлеб: похоронит в землю, схоронит в закром).
Мартовское пиво.


Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Календарь @ VJ (славянские названия месяцев) – http://jaroslaw.blog.net.ua/2007/04/10/kalendar;
«Поэтические воззрения славян на природу», Том 3, Афанасьев А.Н. - М., 1995;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz