Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > авсень 
АВСЕНЬ, ВАСИЛЬ-ДЕНЬ – 1 ЯНВАРЯ
 
Святки в своей основе – это зимние гуляния молодежи  
Авсень, Праздник Овсеня, Велесов день (Велесова неделя длится 6 дней), Гадания, Васильев вечер, Проказы ведьм, Зажив дня, «Святы Козлiк» (белорус.), Василий свинятник, Василий великий, Василий зимний, Васильев день, Василь-день, Мылый божич (Mali Božić - серб.).

На момент введения Юлианского календаря: 1 января
Дата по календарю XVI века: 1 января
Дата по старому стилю: 1 января
Дата по новому стилю: 14 января
Современная дата: 29 декабря


C 1-го по 7-е января – Страшные вечера, Велесовы дни. По народному поверью на Василь-вечер ведьмы скрадывают месяц.

Когда-то давным-давно, бог холода, изморози, тумана, скрытности Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века.

Во время празднования Нового года произносят заклинания и загадывают желания на весь будущий год и одновременно с этим производят гадания о будущем.

Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней обрядности: 12 «старцев» руководящих ритуалом, 12 снопов, по которым гадают о будущем урожае в начинающемся году, вода из 12 колодцев для подблюдных гаданий; священный огонь «бадняк» горит 12 дней (шесть дней после Рождества и шесть Велесовых дней c 1 января).

Торжественный цикл новогодних обрядов начинается воспоминаниями о прошлом (пение старинных былин), а завершается гаданиями о будущем, хотя знаменитый «крещенский вечерок» (6 января), считается более удобным временем для вопрошания судьбы.

Для январских заклинаний и гаданий, связанных с подблюдными песнями, требуются специальные сосуды для священной воды, в которую опускают золотое кольцо. Идея воды подчеркнута массивной рельефной зигзаговой линией, идущей вокруг всего сосуда под самым венчиком. Аграрно-магический характер этих гаданий достаточно выяснен трудами В. И. Чичерова; одной из главных подблюдных песен являлается «слава хлебу». Вода и золото – обязательные атрибуты новогодних аграрно-магических гаданий, так же как вода и солнце, обеспечивают урожай.

Василий Великий – не только покровитель свиноводства, но и хранитель садов от червя и ото всякой помахи. Потому-то и принято у садоводов, придерживающихся дедовских обычаев, встряхивать утром в этот день плодовые деревья. Встряхивают они яблони-груши, а сами приговаривают: «Как отряхиваю я, раб божий (имярек), бел-пушист снег-иней, так отряхнёт червя-гада всякого по весне и Святой Василий! Слово мое крепко. Аминь».

Утром варится специальная каша. Васильева каша варится спозаранок, ещё до белой зорьки. Крупу берёт большуха-баба из амбара заполночь; большак-хозяин приносит в это же время воды из колодца. И ту, и другую ставят на стол, а сами все отходят поодаль. Растопится печь, приспеет пора затирать кашу, семья садится вокруг стола, стоит только одна большуха (старшая в доме), – стоит, размешивает кашу, а сама причетом причитает: «Сеяли, растили гречу во все лето, уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царь-град побывать, на княжий пир пировать; поехала наша греча во Царь-град побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать»... Вслед за этим причетом хозяйка берет горшок с кашей, все встают из-за стола: каша водворяется в печи. В ожидании гостьи-каши коротают время за играми, за песнями да за прибаутками всякими. Но вот она и поспела. Вынимает её большуха из печки, а сама опять – с красным словцом своим: «Милости просим к нам во двор со своим добром!». Все принимаются оглядывать горшок: полон ли. Ходит по людям поверье, гласящее, что, «если полезет вон из гнезда Васильева каша – жди беды всему дому!». Не хорошо также, коли треснет горшок: не обойтись тогда хозяйству без немалых порух! Снимут пенку, и – опять новое предвещание: красно каша упреет – полная чаша всякого счастья-талана, белая – всяко лихо нежданное. Если счастливые приметы – съедают кашу дочиста, худые – вместе с горшком в прорубь бросают.

В Белоруссии есть обычай: кто из домочадцев в первый день года опередит остальных, принесёт студёной воды и умоется – будет в течение года здоров и бодр.

Утром проводится обряд «посевания», чтобы в наступившем году был добрый урожай и достаток. В засевании «Василь-зерна» принимают наибольшее участие ребята малые. Жито, преимущественно яровое, или овёс разбрасывается ими по полу избы. Ребята разбрасывают зерна, а большуха – знай подбирает да приговаривает: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный!» Чем скорее подберёт баба, тем будущий урожай спорее! Эти зёрна бережно хранятся до посева яровины и подмешиваются в семена. В малорусском краю детвора на Василь-день перед обеднями бегает по селу, ходит по подоконью, рукавами трясёт, зерном сорит. При этом иногда распевается и присвоенная обычаю, сложившаяся в стародавние годы песенка:

  «Ходит Илья на Василья,
Носит тугу житяную.
Де замахне – жито росте,
Житу пшеницю всяку пашницю,
У поле ядро, а в доме добро!».

В Рязанской и Костромской губерниях было повсеместно в обычае ходить на Васильев свят-вечер по домам. Девушки красные да парни молодые обхаживали в это время окна, выпрашивая пирогов со свининою. Все выпрошенное собиралось в лукошко и съедалось на весёлой беседе всеми собиравшимися, под песни подблюдные да игры утешные.

Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днём зимних святок (31 декабря), а начинались с нового года и продолжались все шесть дней января. В пользу этого говорят болгарские новогодние обряды, в которых участвовали 12 «старцев», одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы – сурвакары (иногда их именовали «медведями») – сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок есть маски медведя и быка. Второго января болгары проводили особый «воловий праздник», когда прежние сурвакары и колядники очищали стойла и хлевы. Последним днем святок у болгар было 7 января (по ст. стилю), когда вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся в масках; обязательной была маска медведя. По всей вероятности, святки делились на две половины: первая (включая новогоднюю ночь) была посвящена будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи) была связана со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни». Велес мог выступать и в виде медведя, «лесного царя», и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства. Именно на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки»; преобладают названия, связанные с коровами. Болгарские сурвакары в шкурах, живописных звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов Велеса.

Поговорки и приметы
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! В Васильев день – свиную голову на стол! Свинку да боровка – для Васильева вечерка. Не чиста животина свинья? – да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит. На Васильев вечер день прибывает на куричий шаг. Новый год – к весне поворот. Звездистая ночь на Василь-день обещает богатый урожай ягод. Звездная ночь на Новый год – урожай гороха и чечевицы. Если в Новый год тепло – рожь будет хороша. В Новый год сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю. Если в этот день был ветер, это сулило хороший урожай орехов. Коли первый день в году весёлый, то и год будет таков. Загадает девица красная под Василья, – всё сбудется, а что сбудется – не минуется. Погода этого дня указывает на погоду июля.


Источники:
Залатая книга. Веда славянъ, Песни, записанные Стефаном Верковичем; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А. - М.: 1981;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи» – http://www.rossichy.ru/ncalendar;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
Беларускі народны каляндар, Алесь ЛОЗКА // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Srpski narodni kalendar, Википедија – http://sr.wikipedia.org/sr-el/Српски_народни_календар

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz