Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > коровница  
КОРОВНИЦА, АГАФЬЯ – 5 ФЕВРАЛЯ*
 
В этот день коровы подвергались всеобщей проверке и обрядовому лечению  
Коровница, Скотница, Заступница, Поминальница, Коровятницы, Голиндуха (голодуха), Коровья смерть, Агафья.

На момент введения Юлианского календаря: 5 февраля
Дата по календарю XVI века: 5 февраля
Дата по старому стилю: 5 февраля
Дата по новому стилю: 18
февраля

Селяне поминают в этот день отошедших в иной мир отцов-праотцев, дедов-прадедов.

Заботы этого дня – пуще глаза беречь коровку-кормилицу, присматривать, стеречь от пришлых людей, посытнее накормить. Хорошая хозяйка не раз на дню в хлев – сходит, сенца подбросит в ясли, погладит Бурёнушку.

Растёт солнечное время. У коров начинаются отелы. Приговаривает хозяйка: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не опростай хлева, поставь на ноги телкá!»

Был такой очень интересный обряд. Чтобы стельная корова принесла телушку, большуха брала сковороду с длинным сковородником и ввечеру этого дня шла доить корову «верхом» на сковороднике! После дойки она поджигала на сковороде вересковые ветки и пахучие колючие травы: чертополох, осот – и дымом, чадом очищала хлев. Коровья Смерть – это нечистая сила, в котомке которой водятся болезни. Она ужасно не любит чада от вересковых веток и боится сковороды, потому что её дно круглое и блестит подобно солнцу. По народному представлению, этот обряд был также защитой от Коровьей Смерти при отёле.

А хозяйка не плошает, над Бурёнкой своей обережное слово сказывает, чтобы встала после отёла скотинка на ноги: «Как окладно матица лежит, не терехнется, не волохнется, так и Божья скотинка Буренушка, стояла бы подо мной, большухой, ладно и тихо! «

Начиная доить корову после отёла, хозяйка неприменно вымывала вымя тёплой водицей, смазывала соски целительной мазью, приговаривала: «Бежи молочко по жилочкам да в вымечко, из вымечка да в подойничек, из подойничка да по крыночкам – на толсту сметанушку! «

Уходя из хлева, она поворачивалась на восточную сторону и молилась: «Стану, помолясь, ко хлевным воротам поворотясь. Со широкой улицы, со восточной стороны приходи в хлев заступник скотинки Божий угодник Власий!»

Красавица зима теряет свой блеск и после встречи с Громницей (2 февраля) превращается в злобную старуху, зябко кутающуюся в снежный саван. Её слуги уже не кружаться в весёлом танце, а вступают в яростную схватку с наступающей весной. В это время насылает старуха зима на людей всякие напасти: выходят из лесу лихорадки-лихоманки, в деревни пробирается коровья смерть – злое существо, несущее погибель всему стаду в образе уродливой старухи с граблями в руках. По старинному поверью, она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из заезжих, или проезжих, людей. Совершенное осенью «опахиванье» деревни отгоняет это чудище от огражденного выполнением упомянутой обрядности места; и старуха бегает всю зиму по лесным дебрям, скитается по болотам да по оврагам. Но это продолжается только до той поры, покуда февраль не обогреет солнышком животине бока. Тогда-то лиходейка и подбирается к селам, высматривает: нет ли где-нибудь отпертого хлева. Но хозяйки повсеместно строго следят за этим, и чудищу не удаются его замыслы.

В этот день или в день Велеса («Власий, сшиби рог с зимы» – 11 февраля) по случаю падежа скота или для предотвращения его совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Ночью повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке (или вдове) одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают селение «межеводной» бороздой. Во время опахивания в южной части Руси выкрикивают: «Смерть, смерь коровья – не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!» Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.

Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.

И, конечно, обращались к Велесу, покровителю скота, с просьбой оградить от напасти, не пустить болезнь. В жертву приносят масло, молоко, в самых тяжелых случаях – саму корову. Вот одна из поздних (двоеверческих) обрядовых песен на изгнание Коровьей Смерти.

  Смерть, ты Коровья Смерть!
Выходи из нашего села,
Из закутья, из двора.

В нашем селе
Ходит Власий святой
Со ладоном, со свечой,
Со горячей золой.

Мы тебя огнём всожжём,
Кочергой загребём,
Помелом заметём
И попелом забьём!

Не ходи в наше село;
Чур наших коровушек,
Чур наших бурёнушек,

Рыжих, лысых,
Белосисих, беловымьих,
Криворогих, однорогих!

В этот же самый день предстоит ещё другая, и тоже – немалая, забота: защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретеньева дня. Вечером этого дня печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надежности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом. Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, – говорят в деревне, – что весь дом вверх дном перевернут, все перебьют, переломают, – хозяева хоть беги вон!» Достаётся не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Чёрные да лукавые – не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» – говорят знахари.

В Белоруссии в этот, третий после Громниц, день присматривались к погоде: если стало тепло, то больше уже великих холодов не предвидится.

Поговорки и приметы
Ночью не туши фонарь, Агафья, скот проведывай! Корова без клички – мясо. Корова на дворе – сыть на столе. Корова в тепле – молоко на столе. У коровы молоко на языке. Избыл дед бычка, да хватился молочка. Корову палкой бить – молока не пить. Домашний телёнок лучше заморской коровы. Крестьянин скотинкой жив. Животину водить – не разиня рот ходить. Была бы корова, найдём и подойник. Корова на дворе – харч на столе (южн.).
_________________
*) Третий день после Громницы, на что обращает внимание Белорусский народный календарь.


Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009; «Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz