Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > велесов день  
ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ВЛАСИЙ – 11 ФЕВРАЛЯ
 
Велес – Покровитель скота, пастухов, музыкантов, сказителей  
Велесов день, Скотий бог – сшиби с зимы рог, Поминки по Велесу – скотьему богу, Власий – сшиби рог с зимы, Коровий праздник, Масляный день, Власьевские (последние) морозы, Власьевские оттепели, Бабский Влас (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 11 февраля
Дата по календарю XVI века: 11 февраля
Дата по старому стилю: 11 февраля
Дата по новому стилю: 24
февраля

Власьевские утренники подошли – держи ухо востро. Власьев день – коровий праздник. Власию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочною кашею, чтобы коровы были с хорошим удоем. В храм приносят коровье масло и кладут в дар перед образам св. Власия, а иногда мажут икону: «У Власия и борода в масле», говорит народная пословица. Поселяне окропляя скотину водой, приговаривают:

  «Власий, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек
На толстых бычков
Чтоб со двора шли – играли
А с поля шли – скакали»

Утром на Власьев день, с особыми причетами, завивают из соломы «закруту» («Власию, или – Вологке, на бородку»), смазывают её скоромным маслом и вешают в коровние или в овечьем хлеве.

Крестьянская детвора помнит о Власьеве дне по сдобным молочным пышкам, которые пекутся в этот «коровий праздник» в память покровителя стад. Хорошая да заботливая, охочая до гостей хозяюшка напечёт пышек всегда столько, что хватит не только всех ребят досыта накормить-полакомить, а и нищую братию на паперти оделить, чтобы та молила угодника Божия, «святого пастыря», о защите двора подающей «власьеву милостыню» ото всякой напасти. Одну пышку берегут на божнице до нового Власьева дня, так как это является, по словам старых людей, лекарством от скотской болести: стоит-де только покрошить её в месиво, да, с молитвою ко Власию, дать больной животине – все как рукой снимет! «Не нами заведено – не нами и кончится!» – говорит деревня об этом поверье: – «Старые люди Богу лучше нас верили, а нам те и заповедали – блюсти Власьеву пышку на всякую беду, на всякий, упаси, Господи, случай!»

Этот день отмечают как большой праздник. Устраивают многолюдное молебствие, во время которого освящают караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливают этот хлеб скоту. «Власьев день – праздник по всем приходам на три дня и больше.» Пива варят, пироги пекут, блины, пышки – за столом-то вся родня и гости со всех волостей! Скотницам почёт, коровам – нега и холя, сенцо позеленей и пойло погуще, потеплей да ломти «свяченого» в церкви ржаного каравая. «Мамушка, голубушка, умница, добрая» – оделяли коров лаской, отчествовали Власьевными. Словом, «святой Власий, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли – играли, а с поля шли – скакали».

Старая бабка шла в хлев и от всякой скотинки отрезала клок шерсти. Выплетала она обережные пояски, косицы на запястья внучатам. Сам Волос-Велес, древний скотий бог, вставал в этот день на защиту слабых и сирых. А вечером, чтобы отпугнуть Коровью смерть от дворов, в сковородах несли уголья, золу к перекрестку дорог да опрокидывали там, говоря при этом: «Защити мою коровушку, святой Власий». Во многих местностях в день св. Власия, рано поутру, совершался обряд опахивания деревни – в ограждение от Коровьей смерти. С самого Сретенья бродит, по народному поверью, это страшное для скотовода чудище по задворкам. Пятого февраля (по ст. стилю) оно осмеливается даже заглядывать во дворы, и беда тем дворам, где найдётся в эту пору незапертый хлев, да где с осени не «опахана» деревня. Хозяйки На Власьев день стараются вообще не работать в расчёте предохранить свой скот от падежа.

По народным приметам в этот день надо обязательно проверить, здоровы ли ваши питомцы. Заговор читали от нагноения глаз у животных. При этом заговоре нужно смотреть в глаза своему питомцу и внятно произносить: «Чистая вода, чистые глаза, смой болезнь, слеза. Аминь». Повторить заговор нужно три раза. А вечером, чтобы отпугнуть Коровью смерть от дворов, в сковородах несли уголья, золу к перекрестку дорог да опрокидывали там, говоря при этом: «Защити мою коровушку, святой Власий».

Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные».

В этот же самый день у деревенского люда ещё другая, и тоже – немалая, забота: защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретеньева дня. Вечером печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надежности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом. Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, – говорят в деревне, – что весь дом вверх дном перевернут, все перебьют, переломают, – хозяева хоть беги вон!» Достается не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Черные да лукавые – не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» – говорят знахари.

С этого дня начинаются скотские торги – базары. Продавцы и покупатели считали, что под защитой умилостивленного молебствиями покровителя стад – всего выгоднее совершать куплю-продажу скота. «Власий – не обманет, от всякой прорухи упасет!» – говаривали торгаши, умасливая покупателя, прижимистого на деньгу. При сделках клялись-божились на Власьевом торгу непременно именем этого святого, и такая клятва почиталась за самую крепкую, немного выискивалось людей, которые решились бы покривить душою, поклявшись так в этот день. Разгневанный клятвопреступником покровитель отступается от него навсегда, предоставляя всяким лихим силам опутывать того всевозможными наваждениями.

Существует обычай – выставлять на три утренних зорьки после Власьева дня всякие семена на мороз, а потом подмешивать их в меру при будущем посеве. Это называлось «делать семенное» и делалось – в надежде на обильный урожай. Таким Образом, покровительству св. Власия до некоторой степени поручался не только скот домашний, а и будущий его корм. Радельные-заботливые хозяйки, заканчивая ко Власьеву дню пряжу льна и кудели, отбирали лучший изо всей пряжи моток и выставляли его на первую после Власия утреннюю зорьку на мороз. От этого, – гласит предание, вся пряжа делается ровнее, белее, тоньше и добротнее.

Если Влас совпадал с Масленичным (последним перед Великим постом) днём, тогда про этот день говорили: «На Власа бери ковшом масла» (белорус.). Праздник вероятно отмечался до Онисима-овчарника (15 февраля по ст. стилю), когда «зима становится безрогой».

Поговорки и приметы
Пришёл Власьев день, пришли и власьевские морозы. Прольёт Власий маслица на дороги – зиме пора убирать ноги. Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги! Пришёл Прохор да Влас – скоро весна у нас. У Власия и борода в масле. Власий след от полозьев как маслом мажет (Власьевские оттепели). С Власьева дня полоз санный покатится и корова бок греет. Жить рогато – жить богато! Кто Власия празднует, у того дом не скудеет. На Власьев день стараются вообще не работать в расчёте предохранить свой скот от падежа. Власий – праздник на три дня. С Власья пряжу на мороз (бело-набело отбелится). Позорнишь пряжу после Власия – будешь с деньгами на Маслину. Семь крутых утренников: три до Власья, один на Власья, три после Власья. Три утренника до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия. Власьевские утренники подойдут – держи ухо востро. Встречали Власия блином на сковороде, пекли пышки. «Ігнат Грамніцам рад» (белорус.). «Калi ў гэты дзень у жывёлы пануры выгляд, то яе з'есць воўк» (белорус.).

           Обряд опахивания для прекращения коровьей смерти по И. П. Сахарову >>


Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
, «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Оккультные праздники – www.przd.ru/okkult/okkvlas.php

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz