Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > вербоносица  
ВЕРБОНОСИЦА, ЛАЗАРЬ И АФАНАСИЙ – 21 МАРТА
 
Верба – символ чистоты, красоты, здоровья и целомудрия, а также громового (Перунова) прута  
Вербоносица, Верба осеребрилась, «Раўнадзенства» (белорус.), Лазарь и Афанасий.

Современная дата: 21 марта
Дата по календарю XVI века: 8 марта
Дата по старому стилю: 8 марта
Дата по новому стилю: 21
марта

Праздник Вербоносицы – этот день в деревнях посвящали тому, что бы набраться у вербы чистоты, красоты, здоровья и целомудрия. Верба единственная среди пробудившейся природы сияла ярким серебром распустившихся цветков-серёжек.

Вербное воскресенье ещё и не наступило, а матери, одев своих дочерей понаряднее, шли рвать вербу. Мать молилась и отламывала несколько веточек, передавала их дочери. Много от куста не ломали – ровно столько, чтобы соседки-старушки, которым длительные пути были уже не посилам, тоже смогли порадоваться. Веточки вербы заворачивали в праздничное полотенце и несли домой. Девушке, которая несла в полотенце вербу, встречные низко кланялись. Первое, что полагалось сделать, придя домой, – это неспешно, с любовью поставить веточки вербы в сосуд без воды. В доме вербе отводилось достойное место – она сияла у божницы.

Всего-то надобно три веточки вербные, чтобы очистить дом от тлетворного воздуха, отогнать нечистых духов. Вербным веничком обметали хозяйки стены дома и пол. Считалось. что верба вычищает любые насылаемые на семью напасти, надобно лишь, собрав сметье, мусор, сжечь его в печи или по-за двором.

Так же обметали и хлев. Как и в Вербное воскресенье, хозяйка спешила похлестать свою скотину веткой вербы, приговаривая: «Не сохни, как верба не сохнет, Богом данная скотинка!»

В это день никто ни головными, ни сердечными болями не мучился. Для их врачевания надо было просто размять веточку вербы и, если болит голова, положить её на голову и повязаться платком. Так же прикладывали размятую веточку вербы к болящему сердцу, и тяготы очень скоро отступали.

После зимы природа возвращается к жизни. Удар вербой символизирует очищающую весеннюю грозу, удар молнии, а верба – весеннее дерево Перуна, передает свою силу и здоровье
. Порчу, болезни гнали от ребёнка со словами: «Не я бью, а верба бьёт – Бог силы дает!», «Будь здоров как верба!», «Расти как верба!», «Верба хлёст, бьет до слёз!» Все целительные силы вербы вставали на защиту дитяти. А если ребёнок рос непокладистым, упрямым, то матушка стегала его всё той же вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слёз!»

В Малороссии ударяя друг друга веткою вербы, причитывают: «Будь высок, як верба, а здоров, як вода (символ дождя)». Выгоняя коров в поле на вешний Юрьев день (св. Юрий заменил собою древнего Перуна) наши селяне ударяют их вербою, которую нарочно сберегают от Вербоносицы или Вербного воскресенья.

Издавна было примечено, что верба избавляет от многих бед и болезней. О сохранности рода, о чистоте помыслов и духа заботились наши предки в весеннее время. В этот день правили домашним чаем. Пожалуй целый день длилось вербное чаепитие. То старушки соберутся, то девушки. Но каждая бабонька заваривала вербную кору для себя и по глотку прикладывалась к этому чайку, расцветая, как вербушка. Вербные сережки запекались в хлеб, который подавали к чаю. А девушки обязательно съедали по три вербные серёжки. Считалось, что той, которой они казались сладкими, уготована по осени свадебка. А съеденные женщиной почки освященной вербы могут излечить её от бесплодия.

Прутья вербы считают за целебное средство от разных болезней, равно спасительное и для людей, и для домашнего скота: в их отваре купают детей на здравие тела; кто съест девять распуколок с освящённой вербы, того не коснётся лихорадка; от переполоха (испуга) вбивают в стену колышек вербы, заостренный в виде гвоздя. В тот же день втыкают вербу за образа и в потолки домов и хлевов, с полною верою, что это оградит здания от грозы и пожара, а домашний скот от всяких бед.

В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запечёнными в каравай или в хлебцы, для того чтобы овечки «водились». В Енисейской губ. освящённую вербу скармливали коровам и овцам в «чистый» четверг, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните».

Вербе приписывали способность повышать урожайность земледельческих культур и плодородие земли, для этого после выгона скота её крошили в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям. Чтобы сберечь посевы от града, мышей и кротов, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее «оживёт», а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем, что скот летом не будет убегать с пастбища домой.

Выгоняя коров в поле на вешний Юрьев день (св. Юрий заменил собою древнего Перуна) наши селяне ударяют их вербою, которую нарочно сберегают от Вербоносицы или Вербного воскресенья. После зимы природа возвращается к жизни – удар ветки символизирует очищающую весеннюю грозу, удар молнии. Чехи святят на коровий праздник (hody kravske – в начале апреля) вербовые и берёзовые прутики и выгоняют ими коров: как берёза даёт весною сладкий сок, так и коровы станут давать вкусное молоко.

В некоторых местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, – град, а брошенная в огонь, прекращает пожар, ею можно отбиться от водяного. Повсеместно хозяйки прятали освящённую вербу за иконы в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и всё хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчёлы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше мёда и воска. Чехи разыскивают клады освящённой вербою и тремя палочками белого орешника: одна палочка служит для отыскания золота, другая – серебра, а третья – водных ключей.

Вербой лечат лихорадку: берут освященную вербу, делают на ней столько нарезок, сколько было параксизмов, и затем кладут в затопленную печь; когда верба сгорит, должно взглянуть на оставшийся пепел и положить три земных поклона: вместе с уничтоженными огнём нарезками пропадает и самая лихорадка.

Поговорки и приметы
Если хорошо цветёт верба – пашня будет удачной, Где вода, там и верба, а где верба, там и вода, Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд. Во время грозы или града ветки вербы, принесённые из церкви, выбрасывали во двор, считая, что от этого гроза прекратится и град перестанет идти. Тринадцатый час свету – вода подо льдом не стоит.
Не я бью, а верба бьёт – Бог силы даёт! Будь здоров как верба! Расти как верба! Верба хлёст, бьет до слёз! В Малороссии ударяя друг друга веткою вербы, причитывают: «Будь высок, як верба, а здоров, як вода (символ дождя)». «Прийде Вербниця – назад зима не вернеться» (укр.).


Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М., 1995;
Российский Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды – http://www.ethnomuseum.ru
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz