Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > сороки  
СÓРОКИ, КУЛИКИ – 22 МАРТА*
Сóроки, Кулики, Сорок сорокóв, Сóроки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Тетёрочный день (каргопол.), «Младенцы» (серб.), Сорок мученников.

Современная дата: 22 марта
Дата по календарю XVI века: 9 марта
Дата по старому стилю: 9 марта
Дата по новому стилю: 22 марта


В этот день, по народному дневнику, зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).

На Сороки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

  Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!

Верят, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Украине старались раздать сорок бубликов или съесть сорок галушек.

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

В некоторых местах как и на «Жаворонки», чтобы закликать весну, выпекают из теста «куликов», дети забираются с ними на крыши сараев, на деревья и призывали тёплую раннюю весну.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто – в честь солнышка-высоколнышка златокудрого и весеннего равноденствия.

На Сороки в XIX веке (когда делалось большинство записей народного календаря) приходился день весеннего равноденствия. Поэтому на него приходились обряды встречи весны. Не случайно говорят, что на сорок мучеников день с ночью меряется. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц и первая из них – жаворонок. Все пекли жаворонков, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками; кое-где делали жаворонков без крылышек – как бы сидящими на гнезде. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, красное лето принесите...»

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях на «Младенцы» – так праздник называется в Сербии – юноши и девушки собираются после полуночи, разжигают огонь, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». Младенцам дают пирожки, помазанные мёдом. Этими пирожками меняются также соседи. В этот день ходят друг другу в гости те, кто стал за последний год друзьями или родственниками.

Поговорки и приметы
На Сóроки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи! Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья. Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья. Далеко кулику до Петрова дня. Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов – на скорое тепло. На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Сóроки святые – колобаны золотые (булочки). Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс. Увидел скворца – знай: весна у крыльца. Журавль солнце приносит. Ранние ласточки – к счастливому, урожайному году. «Саракі – не суйся блізка да ракі» (белорус.). «Святыя Саракі ў поле саху валаклі» (белорус.). Весна на рябой кобыле едет: то снег, то дождь. «Ластаўкi вылятаюць з возера» (белорус.).

Сорок мучеников – сорок утренников (предстоит ещё сорок заморозков). Сóроки тёплые – сорок дней будут тёплыми, если холодные Сóроки – жди сорок холодных утренников. Гречу сеять, пропустя сорок морозов после сорока мучеников. С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. Во что Сóроки, в то и Петровки (29 июня). Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет тёплое. Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо. Если на Сóроки синица запела – тепло ворожит. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей – к ранней весне. Журавль прилетит на наст – к неурожаю. Журавль прилетел – и тепло принёс, на болоте растает. Журавли летят низко, быстро, молчком – жди скорого ненастья. Ранние ласточки – к счастливому, урожайному году. Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт.
_________________
*) Как обычно указать дату по старому стилю нельзя, т.к. приметы дня (На Сóроки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.) говорят однозначно, что этот день связан с весенним равноденствием. Вероятно дата была привязана к астрономическому событию, также как Спиридон-солнцеворот (12 декабря ст. ст. / 25 декабря н. ст.) и Кирилл-солноворот (9 июня ст. ст. / 22 июня н. ст.).
В XIX веке, когда сделано большинство записей народного календаря (Сахаровым И.П., Далем В. И., Афанасьевым А.Н., Коринфским А. А., Снегиревым И. М. и др.), на этот день как раз приходилось весеннее равноденствие.
   Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
20-21 марта – весеннее равноденствие;
20-21 июня – летнее солнцестояние;
22-23 сентября – осеннее равноденствие;
21-22 декабря – зимнее солнцестояние.


Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Календарь Праздников, Праздники Сербии – www.calend.ru/holidays;
Месяцеслов// Пословицы русского народа, Даль В. И.;
«Борьба христианства с остатками язычества в древней руси», Гальковский Н.М., - М.: 2000;
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн. - К.: Перлина, 1994

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz