Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > великдень 
ВЕЛИКДЕНЬ, ПАСХА – 25 МАРТА*
 
К празднику готовили кулич, пасху и обязательно красили яйца  
Великдень, Велик день, Пасха, Светлая неделя, Гремяцкая неделя, Червоные святки.

Современная дата: 25 марта
В пасхальном календаре этот день отмечается в воскресенье после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия и вычисляется по спецальной формуле.**

Пасха считается христианским праздником. Однако на него приходится много народных обрядов и традиций не только не связанных с церковными представлениями, но и явно противорещих им. Возникает вопрос, а не отголоски ли это дохристианских обычаев. Ниже приводятся как раз те обычаи празднования Пасхи, которые говорят о глубоких народных корнях этого праздника, на который в дальнейшем наложился христианский праздник.

В христианской традиции Пасха считается «царём дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. Крестьяне верили, что в этот день раскрываются небеса, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется.

На первый день Пасхи отпирается небо, и в продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними; а скончавшиеся в эту седьмицу вступают, по народному поверью, в отверстые врата рая. Весеннее пробуждение природы чествовалось красными яйцами, и вообще красные и жёлтые яйца считаются необходимою принадлежностью праздничных обрядов, совершаемых в дни Пасхи, Радуницы, Семика и Троицы. Всякому, кто умирает на Святой неделе, дают в руки красное яйцо, с которым и опускают его в могилу, дабы на том свете он мог похристосоваться с своими родичами. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придёт после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдёт во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадётся на краже.

К празднованию готовились заранее с понедельника по субботу – Страстная или Красная (Червоная) неделя. Главные приготовления были с четверга по субботу. Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (Светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья (Красной горки) включительно. На Фомину неделю, по пасхальному календарю, приходится Радуница – через 9 дней после Пасхи.


Чистый четверток, Великий четверг, «Навський Великдень» (укр.)

В Белоруссии считали, что страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки. окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.

На Украине «чистый четверг» – Навский Великдень (навь, др.рус. – покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый» четверг, второй раз – когда цветёт жито (Русалин день ?), и третий раз – на Спас.

На Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушть. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого». Вероятно «чистый» четверг – не что иное, как отголосок языческого Навиного дня.

В дохристианское время народы Европы отмечали языческий праздник зимнего поворота солнца. Праздник солнца они праздновали весной – в день весеннего равноденствия, поэтому обряды, соответствующие дню, наложились на праздник Пасхи. В этот день пекли свиней и поросят и ставили на стол с хреном в зубах (как и на Васильев день 1 января).

В некоторых местах девушки в Великий четверг кличут весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, взявшись за руки, припевают: «Весна, весна красна, приди весна с милостью, великою благостью».

Великий четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. По утру все в доме встают до восхода солнца – «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное не подаст голос. Это принимается за признак того, что в наступающем году не падёт ни одно животное этой породы. Потом идёт она во двор и, прогнав вокруг столба коров, кормит и поит; далее вешает на передний угол дома голик или худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц летом. Затем топит печь и печёт хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года.

Хозяин считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия. Делает на реке новую прорубь, чистит рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух (раньше выпускали в воздух три стрелы). Это делается для того, чтобы у него в течение года водились деньги и орудия сохранятся от поломки и потери; лошади будут крепки и охота будет удачна.

Малолетние парни и девки идут в лес за можжевельником, татарником и пихтой. Можжевельник жгут в печи и привязывают к столбу близ печки, вместе с татарником подтыкают под матицу входной двери, из пихты делают помело. Можжевельник и татарник защищают от колдунов, пихтовое помело защищает печь от разрушения. Девушки-невесты подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы или необтрёпанного льна ходят в баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лён и прыгают через костёр. Первое делают для того, чтобы лучше росли волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих своих мужей.

Прочие взрослые члены семьи посвящают утром несколько минут работам: мужчины плетут лапти, верёвки, тешут топором; женщины прядут и шьют. Всё это делается для того, чтобы в течение года у них была возможность и желание заниматься этими работами. Затем старшие в семье ходят из дома в дом по гостям бражничать, чтобы иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. Женщины в это утро замешивают соль на квасной гуще и бросают в затопленную печь. Эту соль потом употребляют в пищу и дают скоту для здоровья.

В этот день, а иногда раньше, повсеместно устанавливаются качели, захожими скоморохами устанавливаются балаганы.

Главная забота Чистого четверга – подготовка к приготовлению творожной пасхи и куличей, окраска яиц.


Страсная пятница

В этот день, как и в остальные три дня до Великодня, не готовили обед, довольствуясь хлебом, капустой, огурцами. Также нельзя в этот день есть рыбу. Ни шить, ни прясть в этот день нельзя было. Считается большим грехом рубить дрова или что-либо тесать топором. В старину в сёлах в Страстную пятницу выполняли лишь две работы: пекли куличи (там, где не делали творожную пасху, кулич называли паской) и сажали рассаду капусты. Как только хозяйка посадит паски в печь и прикроет их освящённой вербой, то сразу идёт на огород и сажает рассаду – «чтобы капуста была здорова, как паска». Кулич в печи накрывается веточками, которые потом сохраняют и, при необходимости, используют для обкуривания от нечисти. Если верх кулича спадёт или он будет пустой внутри, то это предвещает несчастья – кто-то умрёт в семье, считали на Слобожанщине.

Изготовление кулича особой формы связано с верой в чудодейственные возможности обрядовой освящённой еды.

В Страстную пятницу – были запрещены все работы.



Страсная субота, «Великодня субота» (укр.), «Чырвоная субота» (белорус.), «Вялiкдзень валачобны» (белорус.)

В субботу перед Великднём готовят крашенки – красят яйца.

Крашенки надо готовить в субботу потому, что яйца, покрашенные в пятницу, быстро портятся, а приготовленные в субботу, они сохраняются на протяжении всех праздников.

Яйцо, покрашенное в красный или жёлтый цвет – символ обновления жизни. Яйцо, по мнению древних русов, с его способностью превращаться в птицу, несло сакральный смысл. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в чудесную способность в перевоплощение. Эта способность могла перейти на всё, до чего касается яйцо.

Первое крашеное яйцо сохраняют и, когда необходимо, используют для лечебных целей. На Харьковщине принято сохранять скорлупу от освящённых яиц для лечения не только людей, но и скотины. Согласно преданиям, в освящённом яйце есть сорок милостей и в нём пребывает «Святой Дух». Наступить ногой на крашеное яйцо – считается большим грехом. По мнению селян, его Бог покарает болезнью.

В некоторых местах люди сохраняют крашенки из года в год и как случится пожар, перекидывают его через огонь, считая, что огонь погаснет. Используют освящённые яйца и от разных недугов: кладут скорлупу на огонь и дымом обкуривают от куриной слепоты. Верят, что такое яйцо может успокоить зубную боль. У кого болит спина, – зашивают яйцо в карман и носят при себе до тех пор, пока не пройдёт болезнь.

На Украине, особенно в Карпатах к Великодню расписывают яйца сакральными узорами, такие яйца называют «писанками», в отличии от просто крашеных яиц – «крашенок». Искусство писанки – искусство обрядовое. Почитание писанки связано с поклонением Ладе – языческой богине любви, красоты, свадебного венца. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег рода, эмблема сватовства, магический календарь, обеспечивающий связь времён и поколений. Традиция писанки принадлежит славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия...

В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесённые в марте, в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок. Непочатую, «немую» воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега. Писанка, в отличие от крашенки, – непременно сырое яйцо. Предназначались писанки лишь для дарения. В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой.

В Белоруссии накануне Великодня жгли костры. Всю ночь в домах горел свет. Считалось, что «Червоная суббота» – это напоминание о нахождение Избавителя в домах. Почти повсеместно в деревнях на Святую ночь жгли по площадям смоляные бочки; уголья от них потом собирали и, отнеся домой, берегли вместе со свечами, с которыми стояли заутреню. Некоторые клали эти уголья под застрехи крыш, будучи уверены, что предохраняют свой двор от грозы.

В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца. В некоторых деревнях существовал обычай в этот день «закликать мороз», чтобы он не губил крестьянские посевы. Ритуал «закликания мороза» происходил утром. Хозяин или хозяйка выходили из дома с овсяным киселём, призывая мороз:
  Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.
После этого кисель «отдавали» морозу – выплескивали на огород или улицу.


Великдень

По мнению преподавателей филологического факультета Беларусского госуниверситета, в этот день раньше начинался новый календарный год. Великдень на Руси – это ещё и праздник весеннего воскресения, обновления природы, которое отмечалось с приходом дня весеннего равноденствия ещё в дохристианские времена. В Германии в ночь на первый день праздника в XIX веке зажигали на горах и холмах большие костры (Osterfeuer – огонь Остары), складывая их из дров, дёрна и соломы; прикрепляли дегтярную бочку, обвитую соломой, к еловому дереву и, зажигая её ночью, плясали вокруг огня, а когда пламя погаснет – собирали головни и уголья и разносили по домам. Существовало ещё обыкновение зажигать ночью деревянные стрелы, обмазанные смолою, и метать их вверх – так, чтобы пущенная стрела описывала в воздухе огненную дугу. Пасха у немцев называется Ostern, в честь весенней богини Остары.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста с узором в виде солнца, и пасху – сладкое блюдо из творога с изюмом в виде пирамиды, освящённые в церкви в Страстную субботу.

На Украине при разговлении хозяин обходил вокруг стола с миской освящённых яиц и пасок. После этого, став лицом к иконам, разрезал на тарелке несколько очищенных освящённых яиц и подносил ко рту каждому члену семьи, приговаривая: «Дай, Боже, чтобы и на тот год дождаться святого праздника Воскресения Христова в счастье и здоровье!»

Для тех, кто был в дороге и не сидел за праздничным столом вместе с семьёй, хозяйка отрезала кусок пасхи и, завернув его в рушник вместе с тремя крашенками, клала в угол.

В некоторых местах Украины и России после разговения умываются водой, в которую кладут две крашенки и медную монету. Затем воду выливают в огонь или в озеро. Считается, что такое умывание способствует красоте и здоровью.

В России же существует поверие, что на первый день Пасхи открывается небо, и в продолжение всей светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними.

В соответствии с верой селян, злые духи, которые находятся в подземном царстве, живут в могильной тишине и очень боятся крика и шума. И когда на Великдень производили выстрелы из ружей, стучали по дереву и посуде, звучала музыка и колокольный звон, то люди верили, что это отгоняет злых духов и нечистую силу.

Считалось, что если пойти на кладбище и похристосоваться с умершими родителями в то время, когда в храме впервые запоют «Христос воскрес!», то из могил можно услышать ответ: «Воистину воскрес!».

В некоторых местах России и Украины существовал обычай ставить на праздничный стол тарелку с землёй, на которой зеленели проросшие всходы овса. На зелень клали столько крашеных яиц, скольких предков хотели помянуть. Этот обряд совершали в первую очередь те селяне, которые не могли в этот день побывать на могиле своих родителей. Символичная могилка могла стоять до Радуниц. Тогда яйца скармливали скоту или птицам, скорлупу сжигали, а зелень высаживали.

Кости с праздничного стола собирали и закапывали на ниве, чтобы посевы не пострадали от града.

На Киевщине существует поверье: когда на Великдень после разговенья выйдешь из дома на улицу, то, что первое увидишь, тем и занимайся – будет удача. В день Воскресения Господня ворота в царство небесное открыты, а тот, кто в этот день умрёт, попадёт сразу в рай. Родившийся же в этот день будет несчастлив.

Во многим местах России и Украины после обеда идут на кладбище христосоваться с умершими родственниками и кладут на могилы крашеные яйца и поливают пивом могилу (в дальнейшем стали оставлять налитое в стакан вино).

На Великдень каждый хотя бы несколько раз старался ударить в колокол. По мнению селян это приносит счастье и... лучше родится гречка.

Исстари существует поверье, что на Великдень, во время восхода солнце «играет». На Гуцульщине каждый, увидев восходящее солнце, набожно снимал головной убор и, повернувшись лицом на восток, низко кланялся, крестился и произносил: «Слава тобі, Господи, за личенько твоє Господнє, що ся показало, праведне; слава Тобі, просвященне!».

На Волыни считают, что солнце – «царь неба», что светит и греет днём, а ночью прячется за землю, обходит её и утром снова появляется на востоке.

На Подолье считают, что солнце – это отблеск лика Божьего, и потому оно так ярко светит. В прежние времена на Украине девушки молились солнцу. На Черкасщине (Черкасск) девушки вставали с утра пораньше на Великдень, и шли в сад, вставали под яблоней лицом на восток, и ждали восход солнца. Как только солнце появлялось, девушки складывали руки, как перед иконой, и молились. После молитвы, на дереве, под которым стояли, делали отметку крестиком на коре и когда яблоня зацветёт, из ёё цветущих веток плели венок и одевали на голову, потом этот венок сохраняли и его использовали при гадании на любовь.

Бытовал у русов обычай на Великдень играть с крашеными яйцами. Ребята выходили на улицу с яйцами «бились» яйцами – «носиками» «жопками». Побеждал тот у кого яйцо оставалось целым («битки»). Или катали яйца с горки – у кого дальше укатится. Девочки и женщины в этих играх участия не принимали.

Обычай катания яиц был связан с верой в демонов. Селяне считали, что, катая яйца, можно заставить злых духов танцевать, падать, кувыркаться, что причиняло им большие страдания. Если бить яйца одно об другое, то можно заставить духов биться лбами. Считалось, что таким образом можно бороться со злыми духами, досаждая им.

Как и на Благовещенье, если Великдень и следующие дни были тёплые и солнечные, девушки ходили вокруг села (а вслед за ними и маленькие дети) и пели весняки. На Украине собравшись на выгоне (на улице) или возле церкви, выводили «кривого танца» «Коструба», который символизировал зиму. В образе Коструба оплакивали смерть природы и радовались её воскрешению.

На Велик-день, как на Рождества, старик берёт ложку кутьи или киселя, выходит на порог сеней, или влезает на печь и, просунув голову в волоковое окно, говорит: «Мороз, Мороз! приходи кисель есть; Мороз, Мороз! не бей наш овёс, лён да конопли в землю вколоти»; «Морозе, Морозе! иды до нас кути исты, та не поморозь нашой гречкы». Иногда, повторив трижды призыв на кутью и обождав немного, прибавляют: «не идешь? не иди ж ни на жито, ни на пшеницю, ни на всяку пашницю!»

В Белоруссии считали, что на Великдень нельзя разжигать печь, иначе летом «падвор'е спаліць Пярун».

В белорусских деревнях на Светло-Христово Воскресенье ходят по домам волочебники и поют обрядовые песни, славя святых Юрия и Николу, что коров и коней запасают, Пречистую Деву, что засевает нивы, и Илью-пророка, зажинающего колосистую рожь. Все освященные на этот праздник яства украшаются зелёными ветками брусники; к таким яствам принадлежит и жареный барашек или поросёнок, кости которого частью зарывают на пашнях, с целью предохранить нивы от града, а частью держат в домах и во время летних гроз бросают в огонь, разведённый на домашнем очаге, дабы отвратить удар грома.


В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки – к бабушкам, неся им гостинцы – пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.

В этот день на Гуцульщине парни водили своих девушек к реке и обливали их водой – «на красу и здоровье», получая за это писанку. Вероятно от этого обычая, известного и в других регионах Украины, понедельник назывался «поливаный».

На Украине на третий день «Велиикодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя – топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае – как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери – Сырой Земли.

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня – каждый вечер.

Великдень заканчивался, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней – до самого Вознесения.


Волочебники

Волочебный обряд существовал в Росси, Белоруссии и на Украине. Компания парней в ночь с субботы на воскресенье (в России и Белоруссии) или с воскресенья на понедельник (на Украине) обходит дворы. Руководит самый умелый или бойкий, называемый починальником. Поются волочебные песни, напоминающие зимние колядки. Обычно первая песня обращается к хозяину и хозяйке дома. В ней прославляется умелое ведение хозяйства, благоустройство, порядок в доме, благополучие в семье, Егорий пасёт им коров, Никола – коней, Илья – зажинает жниво, Пречистая Богородица – засевает, а Покров – собирает. Затем, если хозяин благосклонен, прославляются красавицы-рукодельницы дочери и умелые здоровые сыновья. За это хозяева одаривают волочебников обязательно крашеным яйцом, пирогом, а также салом, сыром или другими продуктами. Примерно с XIX века стало допустимым (не везде) одаривать и деньгами.

В белорусских особых волочебных песнях в поэтической форме показывается весь земледельческий календарь крестьян, начинающийся Великоднём, который можно считать началом года, Новым годом. Кажый куплет песни сопровождался одним из припевов: “Слава табе, Божа, на ўвесь свет!”, “Да й віно ж, віно зеляно!”, “Вясна красна, зялёна!”, “Хрыстос уваскрос, Сын Божы!” и другие. Пример одной из самых красивых волочебных песен:

  На добры вечар, сам пан хазяін!
Ой, калі ж ты спіш, так бог з табою,
Калі не спіш, так выйдзі са мною,
Паслухай, што ў небе гудзе.
Прачыста ідзе, трох гасцей вядзе.
Першы госць – яснае сонца,
А другі госць – ясны месяц,
А трэці госць – дробны дожджык.
- Чым пахвалішся, яснае сонца?
- Як я ўзыйду рана ў нядзелю,
Дак парадуецца ўвесь мір раждзёны.
- Чым пахвалішся, ясны месяц?
- Як я ўзыйду позна з вечара,
То зрадуецца купец у дарозе,
Тавар у аборы і шчука ў моры.
- Чым пахвалішся, дробны дожджык?
- Як я прыйду тры разы ў маі,
Зародзіць бог жыта, пшаніцу,
(Жыта, пшаніцу), ўсякую пашніцу
І ў паралелю яму другі:
А ў ляску, ляску на жоўтым пяску
Зялёна ёлка, зялёна!
Салаўі гудуць, цэркву будуюць,
3 трыма вакнамі, чатырма ўгламі.
У адно акно сонца увайшло,
У другое вакно месяц увайшоў,
У трэцяе вакно сокал уляцеў,
Сокал уляцеў, слязу ураніў.
А з тае слязы рэчанькі пашлі,
Рэчанькі пашлі усё быстрыя,
Рэкі быстрыя, беражыстыя.

На Гуцульщине девка в этот день дарит своему парню крашенку или писанку. Не даёт сама, а прячет за пазуху, а парень отнимает у неё, слегка поборовшись. Достав яйцо, ведёт девку к воде, обливает водой, бывает, что и искупает полностью.

«Улица»

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) «пятак» (на юге России) – вечеринки парней и девушек под открытым небом.
«Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки – в зависимости от местности.

Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето – до Семёна (1 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.


Поминки и свадьбы

Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника – радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были день Пасхи и Пасхальный четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или на Радуницу.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус.


Названия некоторых послепасхальных недель

1. Святая неделя (христ.), Гремяцкая (от слова «греметь», «гром»), «Велицы дни».
2. Фомина (христ.), Радуницкая.
7. Семицкая, Грена, Русальная, Зелёная, Клечальная, Задушные поминки, Разгара.
8. Всесвятская (христ.), Русалии, Зелёная, Ярилина неделя, Ярилины игрища, Русалочье заговенье, Граны (белорус.).


Рецепт кулича

Необходимые продукты:
мука пшеничная – 1 кг, молоко – 0,38 л, яйцо – 6 шт., масло или маргарин – 300 г, сахар – 270 г, дрожжи – 50 г, соль – 3/4 ч. ложки, изюм – 150 г, цукаты – 150 г, орехи – 50 г, ванилин разведённый – 7–8 капель.

Способ приготовления:
В тёплом молоке растворите дрожжи, добавьте половину муки, размешайте, накройте опару полотенцем и поставьте в тёплое место для брожения. Яичные желтки отделите от белков. Желтки разотрите с сахаром, а белки взбейте до устойчивой пены. Когда опара увеличится вдвое, добавьте в неё соль, растёртые желтки, разведённый в горячей воде ванилин, слегка растопленное масло и оставшуюся муку. Тесто хорошо вымешайте, поставьте снова в тёплое место и дайте ещё раз подняться до увеличения в объёме в два раза. В готовое тесто добавьте промытый и обсушенный изюм, нарезанные цукаты, рубленые орехи, хорошо перемешайте и осторожно введите взбитые белки. Форму хорошо смажьте маслом, дно закройте промасленным с обеих сторон пергаментом, а стенки обсыпьте мукой. Заполните форму тестом на 1/3, для более плотного кулича – на 1/2 высоты. Поставьте форму в тёплое место и накройте полотенцем. Когда тесто поднимется на 3/4 высоты формы, смажьте верх яйцом и выпекайте в духовке при 210 °С примерно 50 – 60 минут.


Поговорки и приметы «Як би не було благовещеннина, не було бы i воскресенщiна» (укр.). «Якое надвор'е на Вялікдзень, такім яму быць і на Благавешчанне» (белорус.). Каково Благовещенье, такова и Светлая неделя (Пасха). О пятнице на страстной неделе: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет». В Великий четверток полнолуние – весною большая вода. На Вяликдень начинает куковать кукушка. На Светлой неделе отворяется рай, и открытые двери его делаются доступными для всех усопших в эти святые дни: умереть на «велик день» почитается за особенную милость божию, ибо отшедшая душа непременно наследует царство небесное. Если в этот день небо пасмурное или идёт дождь – будет урожай. Коли на этот праздник дождь – то до Семика надо ждать больше дождей, чем погоды (белорус). Со Святой недели (после Пасхи) начинают повсеместно разыгрывать хороводы.
Дорого яичко ко Христову дню. Он по яйцам пройдёт, ни одного не раздавит (про осторожных). Не умел играть яйцом, играй желваком (про беспечных). Дай ему яичко, да ещё и облупленное (про любопытных). Хоть чёрненька курица, да на белых яичках сидит. Курочка бычка родила, поросеночек яичко снёс (о краснобае). Не огладишь лошадку крашеным яичком, и корм ей в пользу не пойдёт. “Свята Вялічка – з красным яічкам” (белорус.).
По народным рассказам, с первого дня Пасхи и до Вознесения Христос и апостолы странствуют по земле в нищенских рубищах, испытуют людское милосердие, награждают добрых и карают злых.

_________________
*) Дата восстановлена по Сапіге В. К., указывающего, что название «Великдень», относящееся сейчас к Пасхе, перешло с древнего дохристианского праздника, приуроченного к весеннему равноденствию. Преподаватели филологического факультета Белорусского государственного университета также считают, что празднование Великодня установилось до христианской Пасхи. Количество празднуемых дней (с четверга по воскресенье), предания, приметы и обрядность прекрасно вписываются в празднование Благовещенья начиная с 22 марта. Через неделю после Пасхи поминают предков (Радоница) и через неделю после Благовещенья («Проказы домового» 30 марта «Огнище» 31 марта) также поминают предков и домовых.

**) Современные лунные пасхалии Русской православной церкви сильно отличаются от первоначальных, когда формировался христианский календарь. В частности пасхальный цикл Русской Православной Церкви искусственно сдвигается из-за несовершенства юлианского календаря, который отстаёт от григорианского на 13 дней (относительно 325 г.). В результате «Русская Пасха» иногда более чем на месяц позже католической. Последняя практически не изменила первоначальный способ определения Пасхи с Никейского собора 325 г. и пользуется более точным Григорианским (современным) календарём.
   До Никейского собора, созванного по инициативе первого христианского императора Константина, многие христиане отмечали Пасху по солнечному календарю, а некоторые по еврейскому лунному. Лунный календарь использовался в Иудее и в священном писании остались упоминания о смерти и воскрешении Мессии Иегошуа (Христа Иисуса) только по иудейскому календарю. Решено было выработать специальную формулу определения пасхи по лунному календарю, но отличному от иудейского. На соборе установили «правильный» порядок празднования Пасхи, утверждённый императором.
За 4 года до этого император уже провёл некоторые христианские реформы. Он разрушил старый порядок в связи с переходом на христианство и назначил семидневную неделю, а воскресенье (день Солнца) первым днём. В соответствии с христианством – это был день отдыха и соблюдения культа.
   По-английски Пасха называется Easter. Слово произошло от имени геpманской богини Остара, которой был посвящён праздник весеннего равноденствия. Остара (Ostara, Eastre, Eostre) – древнегерманская богиня зори, блестящего утра и весны, приводящая с востока воскресающее (восстающее от ночного зимнего сна) солнце, культ которой пустил такие глубокие корни, что имя её прешло на главный христианский праздник.
   Учитывая, что большинство дат христианских праздников (все главные) наложились на древние славянские (см. Пятничный календарь) – можно с большой вероятностью попытаться восстановить дату. Правда сложность возникает в связи с тем – какой календарь взять за основу. С принятием христианства на Руси существовало как минимум четыре календаря: христианский солнечный мартовский (римский стиль), христианский солнечный сентябрьский (византийский стиль), солнечный календарь русов (см. Б. Рыбаков) и лунно-солнечный «небесный» календарь русов (см. Л. Черепнин, И. Снегирёв, книга 1, стр. 98). Первые два отличались лишь датами нового года и сотворения мира. В данном случае дата установлена для солнечного христианского календаря, которым мы пользуемся (григорианский календарь). В лунном календаре русов X–XVI веков новый год начинался как правило в новолуние перед весенним равноденствием (в некоторых местах Руси считали, что он наступал на предыдущее или последующее новолуние, а где-то в сентябре встречали). В отличие от пасхалий, которые ведут отсчёт от полнолуния после весеннего равноденствия. С точки зрения астрономии это не принципиально – всё происходит на одной и той же луне. Главное отличие, на мой взгляд, в том, у русов начало времяисчисления приходилось на утро (начало года – весна, начало месяца – новолуние, начало суток – утро), у некоторых же народов приходилось на вечер (начало года – осень, начало месяца – полнолуние, начало суток – вечер). А это уже разное отношение к окружающему миру, разное мировоззрение.


Источники:
«
Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., Том 3 - М.: 1995; «Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. – К.: Т-во «Знання України», 1993;
«Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия, собр. М.Забылиным» - М.: 1880. Репринт 1990;
Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ, Красавік – http://museum.na.by/calandar;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Преданья старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991; «Писанка: 300 образцов», Иваницкая З. - М.: «Мир», 2001;
Древне-Арiйскiе и древне-Семитскiе элементы въ обычаяхъ, обpядaxъ, вѣрованiяхъ и культахъ славянъ; Фаминцынъ А. - М. 1895;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Отмечаем Пасху по всем правилам // Газета «Магия и Жизнь» № 7 (2-15.04.2007.) – http://www.stepanova-xxi.ru/gazeta;
Історія української літератури, Грушевський М.: В 6 т. 9 кн. – Т. 1. /Упоряд. В.В.Яременко. – К.: Либідь, 1993;
Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю.У. – Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz