Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > благовест 
БЛАГОВЕСТ, ГАВРИИЛ – 26 МАРТА
 
При посеве нельзя было ругаться, иначе следом чёрт посеет сорняки  
Благовест, «Благовісник» (укр.), «День володаря блискавок» (укр.), Отдание праздника Благовещения, Гавриил, Собор Архангела Гавриила, Василий новый.

Современная дата: 26 марта
Дата по календарю XVI века: 26 марта
Дата по старому стилю: 26 марта
Дата по новому стилю: 8 апреля
Современная дата: 23
марта
«Велик Гром Гремучий каждую весну поднимается от долгого сна и, сев на коней своих – сизые тучи, – хлещет золотой вожжой – палючей молоньей – Мать Сыру Землю… Мать земля от того просыпается, молодеет, красит лицо цветами и злаками, пышет силой, здоровьем – жизнь по жилам её разливается… Всё оживает: и поля, и луга, и тёмные рощи, и дремучие леса…» [П. Мельников-Печерский]

Этот день в Малороссии известен под названием «Благовестник». Благовестник может оповестить о себе громом или молнией-«блискавкою». Простой люд здешний так высказывает своё особенное уважение ко дню святого архангела: «Як би не було благовещеннина, не було бы i воскресенщiна». Праздновали Благовестника – «щоб Гаврило хати не спалив». В западноукраинских легендах Благовестник наделён большой властью – он хозяин солнца.

Дожденосные облака издревле представлялись небесными колодцами и реками. Холодная зима, налагая на них свои оковы (точно так же, как налагает она льды на земные источники), запирала священные воды – и вместе с тем всё кругом дряхлело, замирало, и земля одевалась в снежный саван. В русской сказке о Марье Моревне змей (демон зимних вьюг), умертвивший своего противника – молодого царевича (Перуна), кладёт его в смоленую бочку, скрепляет железными обручами и бросает в море (небо); но в своё время прилетают три птицы, в образах которых древний миф олицетворил весеннюю грозу, и спасают царевича: орёл воздымает бурю, и волны выкидывают бочку на берег, сокол уносит её в поднебесье, бросает с высоты и разбивает на части, а ворон оживляет юношу живою водою. (У новгородцев был обряд: во знамение весны и проливаемых ею дождей – разбивать бочки.) Открываются небеса и дождевыми потоками омывают землю, возвращая ей силу плодородие, убирают её роскошною зеленью и цветами и как бы воскрешали от зимней смерти к новой счастливой жизни. Земля, по народному русскому поверью, не растворяется (не открывает своих недр на рождение злаков) до первого весеннего грома, т. е. до выезда на небо Перуна в его громовой колеснице (облаке). С этим поверьем согласуется другое, что весенние ветры, дующие из ясени, разбивают почку деревьев: следовательно, и деревья начинают распускаться только с пробуждением бога-громовника, в свите которого шествуют весенние ветры, пригоняющие дождевые облака. Поэтому дождь называется крестьянами кормилец, и при накрапывании первого весеннего дождя к нему обращаются с таким окликом:

  Поливай, дождь!
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен
Поливай ведром.
Дождь, дождь! припусти,
Посильней, поскорей,
Нас ребят обогрей.

Отсюда явилось верование, что дождь, особенно весенний, дарует тем, кто им умывается, силы, здоровье, красоту и чадородие; больным дают пить дождевую воду, как лекарство, или советуют в ней купаться

В этот день делают первая борозду и начинают сев. От успеха этих работ зависело благополучие селянина и его семьи в течение всего года. Поэтому соблюдение обрядов, обеспечивающих успех, придавалось большое значение. Вот как это происходило на Украине.

Согласно древним обычаям призывать успех при пахоте и посеве начинают ещё с рождественско-новогодних праздников. На Маланью (Щедрец) колядовщики «с козою» носят «орач», который представляет из себя вид плуга. На новый год «посевальники» обсыпают порог и иконы зерном, приговаривая: «чтобы уродилось лучше, чем в этом году».

Как правило, к пашне и севу готовились заранее. Собираясь ехать в поле, селяне одевали чистые сорочки, в которых они причащались в церкви. Делалось это для того, «чтобы не было бурьяна на ниве». Перед севом, как и перед пахатой произносилась семейная молитва После этого, взяв с собой освящённый хлеб и зерно, часть которого также освящена в церкви, выезжают в поле. По дороге на поле пели обрядовые песни:

  «В понеділок поїхали,
А в вівторок приїхали;
Вранці в середу орали,
В четвер плуга поламали,
В п'ятницю волів погубили,
А в суботу волів знайшли
І додому пішли.
Тут прийшов піп,
Щоб до церкви йти...»

Читалась молитва и в поле перед началом сева или пахоты. Засевали первую ниву, как правило, натощак, «чтобы хлеб родил» и с молитвой – «чтобы чистая нива была». При посеве нельзя было ругаться, так как по народным поверьям, «если сеятель сквернословит, то за ним следом чёрт ходит и сорняки сеет». В некоторых местах когда выходит засевальщик в поле, то, снявши шапку молится на востк: «Батюшка Илья, благослови семена в землю бросать. Ты напой Мати – Сыру Землю стедёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила егомне большим колосом.» Или кличут так: «Кузма-Демьян – матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» После окончания работы причистившись освящённым хлебом, предварительно размочив его в воде, возвращались домой с песнями и с чувством удовлетворения от проделанной работы.

Заметив в этот день светлый восход солнца, убирают со двора всю санную сбрую и говорят «Выверни оглобли». Крестьяне нередко прощались с санями и ставили их под поветь до новой зимы.

Считалось, что в этот день сам Архангел Гавриил спускался на землю и ходил меж людей, выслушивая их заветные желания. И если желание было добрым, то он его обязательно исполнял, нужно было лишь немного подождать.

На Гавриила не прядут, а то оттянет руки сухота. Женщины в этот день оканчивают последнюю пряжу. Если же которые продолжают ещё прясть после этого дня, тем говорят: «Не пойдёт впрок».


Угодник Василий Новый в народе считается целителем от трясавицы (лихорадки), и в «Сказании о святых» ему назначается особая молитва.

Поговорки и приметы
Перун отмыкает небо и низводит на землю плодотворное семя дождя (древнерусское). В первую грозу дождевой водой бабе с серебра умыться – бела будет. До первого грома земля не размерзается полностью. До первого грома змея не жалит. Первая в году гроза всех лягушек и всех гадюк пробуждает. При первом громе все змеи наружу выползают. Если первый гром прогремит утром, лето будет умеренное, если в полдень и с южней стороны тёплое и плодородное, под вечер – тёплое, но осень холодная. Первый гром при северном ветре – холодная весна; при восточном – сухая и тёплая; а при южном – ждать лета тёплого, но много червя и насекомых будет; при западном – мокрая, но перейдёт в жаркое лето. Первый гром сильный – к урожаю. Ранняя гроза предвещает дождливое лето. Молния – дитя растений. «Архангел Гавриїл – володар блискавки» (укр. – хозяин молнии). «Ілля – володар грому, а Гаврило – блискавки» (укр.). «Як би не було благовещеннина, не було бы i воскресенщiна» (укр.).
Прясть на Гаврилу – работа не впрок
. Что ни родится на Гаврилу – уродливо, криво. Из благовестного теляти добро не ждати. Благовестное яйцо – болтун. Если прясть на Гавриила (или: после, позже Гавриила), работа не впрок. В день архангела Гавриила выверни оглобли из саней. Василий – выверни оглобли, закинь на поветь, выскочи из куста.
Зеленение черёмухи показывает, что пора сажать ранний картофель. Оттаивает почва, раскрывает почки черёмуха, зацветает красная верба. Цветение вербы – сигнал выставки пчёл на пасеке. Какова погода 26 марта, такова она будет 25 сентября, и наоборот (даты указаны по ст. стилю). Тропинки чернеют, снег тревожится.


Источники:
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга первая;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая;
«Святвечір», Скуратівський В.Т. - К.: Перлина, 1994;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Нечистая, невѣдомая и крестная сила, Максимов С. В. - С-Пб.: 1903;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz