Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > лельник 
ЛЕЛЬНИК, ЛУКА – 22 АПРЕЛЯ*
 
Леля – покровительница девичей любви и свадеб  
Лельник, Ляльник, «Ляльнiк» (белорус.), «Ярылавіца» (белорус.), Красная горка, Чащобные хороводы, Лука.

Современная дата: 22 апреля
Дата по календарю XVI века: 22 апреля
Дата по старому стилю: 22 апреля
Дата по новому стилю: 5 мая
В пасхальном календаре день выпадает на первое воскресенье после Пасхи.

В народных песнях и обрядах Леля (Лель, Ляля) является, как правило, персонажем женского рода, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки. Леля олицетворяет весну, весеннюю зелень, расцвет обновленной природы, покровительница детей (маленького ребёнка так и называют – «Ляля»), дочь Лады. Лада – великая богиня любви, весенне-летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной жизни, рожаниц.

Праздник «лельник» обычно празднуется накануне Егория вешнего (Отмыкание Земли). Этот день часто называется «Красной горкой», поскольку местом действия становится холм, расположенный неподалеку от деревни. Рано утром там совершается встреча солнца. При первом проблеске светила светил собравшаяся на холме молодежь с выбранной «хороводницею» (самая красивая девушка) во главе приступала к выполнению завещанного стариной обряда. Хороводница, благословясь, выходила на середину круга и произносила заклинание, сохранившееся во всей первобытной чистоте на северо-восточной Руси: «Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу – того люблю, кого сама знаю – тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!» Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницею, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку.

  «Весна-красна!
На чем пришла,
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке!» и т.д.

Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту – третья. Затем н
а деревянную или дерновую скамейку сажают «хороводницу», которая и исполняет роль Ляли (Лели). Её наряжают в белые покровы, перевязывают ей шею, руки и стан свежею зеленью, а на голову надевают венок из весенних цветов. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладываются приношения. По одну сторону размещается каравай хлеба, а с другой стороны находится кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывают сплетённые венки. Девушки водят хоровод вокруг скамьи и поют обрядовые песни, в которых славят божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке «хороводница» надевает на своих подруг венки.

Затем на горке ставится Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесту, вокруг его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. После праздника на холме разжигают костер (олелию), вокруг которого также водят хороводы и поют песни. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками «Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идёт усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест). Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонка-замухрышку».

Начинались хороводы, пляски с «наборных» песен:

Как на улице дождик накрапывает,
Хоровод красных девок прибывает.
Ox вы, девушки, поиграйте!
Уж как вы, холостые, не глядите:
Вам гляденьицем девушек не взята,
Уж как взять ли, не взять ли по любви,
Что по батюшкину повеленью,
Что по матушкину благословенью.

В этот день весна, как дары природы, преподносит людям лелеяние, ласку, пробуждала в их сердцах нежность. Ведь расцветала яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин – Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин – Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост – Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится.

Девки гуляют, а мужики сеет. Перед севом ходили в баню. Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит. Клали обе ладони на вспаханную борозду: теплая земля - опасности для семян нет, можно сеять. Выходили на сев с первой майской росой. Сеяли пшеницу, ранний горох.

Поговорки и приметы
Сочтёмся весной на брёвнах – на Красной весёлой Горке. Сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся. Пригожая, як Ляля. Н
а Луки нет ни хлеба, ни муки. «Дочекався Луки: ні хліба, ні муки» (укр.).
На Луку высаживают на грядки лук. Лук – добро и в бою и в щах. Лук от семи недуг. Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит. Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят. Лук – татарин, как снег сошёл, и он тут. Лук добро и в бою, и во щах. Голо, голо, а луковка во щи есть. Лук да баня всё правят. Что паришь, то и правишь. В который день паришься, в тот день не старишься. Сей рассаду до Егорья – капусты будет доводе (вдоволь). Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку.
Если до кукушки не засеешь, хлеб оставишь в сусеках ещё – к зелёному году. Закуковала кукушка – морозу больше не видать (не бывать). Регулярно кукует кукушка – погода будет тёплая, заморозки прекратятся. Кукушка кукует на сухом дереве – к холоду и неурожаю. Закуковала кукушка – пошли грибы. Луна молодая – жди ранних осенних морозов. Луна в ущербе – осень простоит тёплая.

_________________
*) Дата Ляльника определена по Белорусскому народному календарю Алеся Лозки, Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Эта же дата указана у А.Н. Афанасьева: «празднуют накануне Юрьева дня». В лунно-солнечном дохристианском календаре литовцев с этой даты начинался новый год – см. у И. Снегирёва (книга 1, стр. 98).


Источники: «Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Народный календарь, Дубненский общественный фонд «Наследие» – http://nasledie.dubna.ru;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav,
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона - http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron;
«Поэтические воззрения славян на природу», Том 3, Афанасьев А.Н. - М., 1995; «Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994;
RB-Prazdnik.ru – http://www.rb-prazdnik.ru/prazdnik/polezno/detail.php

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz