Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > радоницкая неделя 
РАДОНИЦКАЯ НЕДЕЛЯ, ФОМИНА НЕДЕЛЯ – С 23 АПРЕЛЯ*
 
Ребята и девицы с кладбищ отправляются в праздничных платьях на игрища  
Радоницкая неделя, Радуницкая неделя, Новая Неделя, Фомина неделя.

На момент введения Юлианского календаря: с 23 апреля

В пасхальном календаре Радуницкая неделя начинается через семь дней после Пасхи – с Фомина воскресенья.
«На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется». Проводятся «радостные весенние поминки». В эти же дни принято одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам.

Вторник называют «Радоница», «Навий день», «Усопшие Радаваницы» «Проводы». Этот день проводится на Руси по кладбищам за панихидами да поминками.

Также эти дни слывут свадебными, брачную радость несущими любящимся молодым сердцам. Эти дни считалисъ свадебными, сговоры и сватовство старались приурочить к последней неделе апреля, чтобы успеть до наступления мая, когда играть свадьбы считалось плохой приметой.

Красная горка, первый день
«Красной Горкою» зовётся Фомино воскресенье, первый день этой недели весенних поминок, недели предстрадных свадеб. В этот день совершается заклинание весны. На заре встречают солнце. Местом действия являлается красная горка – возвышенное красивое место, откуда хорошо виден восход солнца. При первом проблеске светила собравшаяся на холме молодежь с выбранной «хороводницею» во главе приступает к выполнению завещанного старинóй обряда. Хороводница, благословясь, выходит на середину круга и произносит заклинание, сохранившееся во всей первобытной чистоте на северо-восточной Руси: «Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу – того люблю, кого сама знаю – тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!» Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницею, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку.

  «Весна-красна!
На чем пришла,
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке!» и т.д.

Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту – третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка.
«Радованье» покойников, второй и третий день
В то время, как по красным горкам за деревенскими околицами происходит гулянье, на погостах-кладбищах отводится место совсем иному. С понедельника на могилках, в доме и во дворе убираюся, а во вторник (на Украине – в понедельник)
происходит «радованье» родителей-предков: с утра на погосте, вечером – дома.

Прогулки заневестившихся девушек
В течение недели устраиваются праздничные прогулки заневестившихся девушек. Женихи, в свой черед, выходят на смотрины, совершающиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами распускающихся деревьев. Бывает и так, что на месте «зеленых смотрин» происходит и самое рукобитье. Местами существует обычай (например, в Костромской губернии), позволяющий парням, в честь Матери-Сырой-Земли, обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто обольет которую, тот за нее и должен свататься, – гласит обычное, нигде, кроме памяти народной не записанное, право. Кто не сделает этого, тот считается лихим обидчиком, похитителем чести девичьей. В Густинской летописи так рассказывалось о подобии этого обычая: «От сих единому некоему богу на жертву людей топяху, ему же и доныне по некоих странах безумныя память творят: собравшиеся юнии, играюще, вметают человека в воду, и бывает иногда действом тых богов, си есть бесов, разбиваются и умирают, или утопают; по иных же странах не вкидают в воду, но токмо водою поливают, но единако тому же бесу жертву сотворяют».

От Фоминой недели до Ивана дня (24 июня) – «хмелевые ночи», Ходит Яр-Хмель по ночам. Это самое весёлое время деревенской молодёжи. Молодёжь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней. «Ходит Ярилушка по тёмным лесам, бродит Хмелинушка по сёлам-деревням. Сам собою Яр Хмель похваляется: «Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее – без меня, весёлого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает…» На кого Ярило воззрится, у того сердце на любовь запросится…»

Вьюнец, последний день
На Фоминой неделе справляется «Вьюнец» «Вьюшник». Этот старинный обряд состоит в хождении под окнами с «вьюницкими» песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну. Движение компании по селению оживляется шутками и забавами; непосредственных исполнителей обходных песен сопровождают нередко зрители. Обряд напоминает зимние колядки. Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигается из конца в конец селения и начинает «искать вьюнца и вьюницу» (молодых). Причем молодежь это делает утром, а семейные мужчины и женщины – вечером. Стучатся под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодоженов, там от непрошеных гостей отделываются тем, что, подавая несколько яиц, христосуются с кем-нибудь из них. Где же молодая пара, – там этим не откупиться:

  На горе было горе,
У Ивана на дворе.
Вьюнец- молодец,
Вьюница, эй, молодая!
Вырастало деревце
Да кипарисовое.
Как во этом деревце
Да три угодьица:
По вершине деревца
Да соловей песни поет,
Посередь-то деревца
Да пчелы яры гнезда вьют
По корень-то деревца
Да тут беседушка стоит,
Во беседушке сидит
Да удалой-от молодец,
Молодой-от молодец
Да Иванушка господин.
Иванушка господин
Да с молодой своей женой,
С молодой своей женой
Да с Прасковьей молодой.

Девицы разыгрывают хороводы, а молодцы бьются на кулачки и борются один на один, песни поют перед таким домом до тех пор, покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут всякого угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников, иногда денег детворе. После этого старшой из певунов-весельчаков затягивает благодарственную песню:

  Ещё здравствуй, молодой,
С молодой своей женой!
Спасибо тебе, хозяин,
С твоей младой-младешенъкой
Хозяюшкою счастливою –
На жалованьи,
На здравствованьи!

Хор молодых голосов после каждого стиха подпевает: «Вьюнец-молодец, молодая!» – чем и кончается чествование новобрачных до другого осененного новым счастием дома, где повторяется то же самое.

Окликание дождя
В Тульской и Костромской губерниях на Радуницкой неделе поселяне и горожане окликают первый дождь. По преданиям известно, что прежде в окликании дождя участвовали все возрасты; а ныне этим делом занимаются одни дети. При появлении тучи или облаков дети выбегают на улицу и нараспев причитывают:

  Дождик, дождик!
Снаряжайся напоказ.
Дождик, припусти,
Мы поедем во кусты,
Во Казань побывать,
В Астрахань погулять.
Поливай, дождь,
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен
Поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти,
Посильней, поскорей,
Нас, ребят, обогрей.

После сего дети дожидаются дождя, распевая свою окличку несколько раз; а когда пойдёт дождь, то они умывают им лицо и руки. Если при дожде появится молния, тогда выбегают на двор девицы и женщины и умываются дождём с золота и серебра. Для сего выносят в чашке каждая из них золотые и серебряные кольца. Все это делается с полной уверенностью помолодеть и похорошеть.


Поговорки и приметы
Веселы песни о Масленице, а веселей того – о Радонице. Весёлая Масленица – беспросыпная горе-пьяница, а гульливая Радоница – светлой радости приятельница. Пили на Масленице, с похмелья ломало на Радонице. Масленые пьяные песни о голодный Велик-Пост разбиваются, колокольным постным звоном глушатся, а радоницкие-вьюнишные по красным горкам раздаются, с семицкими-девичьими перекликаются. При первом проблеске весны говорили: “Родители из могил теплом дохнули”. Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице – самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует. Расплакалася, как усопшая радуница. В май жениться – век свой маяться. Во вторник нежелательно было что-либо сеять или садить.
_________________
*) Дата Родоницы определена как второй день после Красной горки по народо-церковным (пасхальным) календарям. Кроме того, дата Радуницы 6 мая (вероятно, по новому стилю) указана в белорусском календаре. Обряды на Егория вешнего и на Радоницу очень близки: Красная горка, встреча весны, весенние гуляния, начало свадебного периода, вьюнец – и на Егорьевой неделе, и на Радуницкой неделе. В некоторых местах на Егория вешнего справляется «Вьюнец» «Вьюшник» (что бывает обычно на Радуницкой неделе) – сообщает М. Громыко. «В иных местах Горка составляет гулянье <> в Фомин понедельник, а в иных в Юрьев день» – читаем у А. Терещенко.
   По мнению С. Санько, волочебные песни исполнялись на границе Старого и Нового годов, т.е. раньше они были частью новогоднего ритуала. Это вполне соответствует данной дате, т.к. на Егория вешнего в некоторых местностях раньше приходился Новый год (в иных он встречался после Масленицы или на весеннее равноденствие). Подобный обряд сохранялся у литовцев ещё в XIX веке (см. у И. Снегирева , стр. 99-104). В Исландии аналогичный праздник называется Сумарсдаг (Сиггблот). Согласно исландскому календарю отмечается в третий четверг апреля и обозначает первый день лета.
   У П. Мельникова-Печерского в первой книге «В лесах» приводится перечень праздников, посвящённых Яр-хмелю: «Радуница, Красна Горка, Русальная неделя, Бисериха, Земля именинница (10 мая), Семик, Зелёные святки, Девята пятница, Ярила, Кострома, Клечалы, Кукушки, Купало; хороводы: радуницкие, русальные, никольщина, зилотовы, семицкие, троицкие, всесвятские, пятницкие, ивановские или купальские».


Источники:
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга первая;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая;
«Обычаи и традиции русского народа», Панкеев И.А. - М.: ОЛМА-пресс, 1999;
«Мир русской деревни», Громыко М.М. - М.: «Молодая гвардия», 1991;
Быт русского народа: забавы, игры, хороводы; Терещенко А.В. - М.: «Русская книга», 1999;
«Рускiе простонародные праздники и суевѣрные обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837;
Приметы. Заговоры. Привороты. – http://primet.narod.ru/aprel1.htm;
Календарь Праздников, Белоруссия – http://www.calend.ru/holidays/belorus;
RB-prazdnik.ru, Памятные даты – www.rb-prazdnik.ru/prazdnik

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz