Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > зеленые святки  
ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ, СЕМИЦКАЯ НЕДЕЛЯ, РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ – 1-10 МАЯ*
 
Этот праздник посвящён первой зелени  
Зелёные святки, «Зелянец» (белорус.), Семицкая неделя, Семикова неделя, Русальная неделя, Троицкая неделя, Духова неделя, Русалье, Русалии, Русальница (укр.), Клечальная неделя, Греная, Гремяцкая, Духовская, Кривая, Переигры, Розгара, Граны тыдзень (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 1 ... 10 мая
Дата по календарю XVI века: 1 ... 10 мая ?
Дата по старому стилю: 1 ... 10 мая
Дата по новому стилю: 14 ... 23 мая


В христианской традиции Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной.

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, но основные элементы обряда сохранялись.

Малоруссы называют её зелёною, клечальною, а последние три дня зелёными святками. Около Стародуба её величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухами. В XIX веке дни семицкой недели наш народ называет особенными именами:
• вторник – задушными поминками,
• четверг – семиком,
• субботу – клечальным днём.

Вероятно раньше Зелёные святки, состояли из Семицкой и Троицкой недель. Иногда зелёными святками считали дни с четверга семицкой недели до четверга троицкой недели. Начинались святки с недели, на которую выпадало 1 мая (со вторника) и заканчивалась в четверг следующей недели. В следующий четверг русалки и души умерших самостоятельно празднуют (без людей). Это был единый комплекс обрядов. Ниже представлена реконструкция названий и порядок.

пятница – Вознесенская Пятница
• 1 мая – Вознесение (40-й день после Велик-дня);
• 1 мая – Ярила майский, Еремей-запрягальник,

Семицкая неделя
вторник – Задушные поминки,
среда – Семуха, Кривая среда; (Капусту, буракі і іншае насенне ў гэты дзень не садзілі, а то ўсё можа ўрадзіць крывое, малое, чарвівае.) В среду на «зелёной неделе» девушки ходили выбирать березу – заламывали её;
четверг – Семик, Семит, Семик-Семикович, Русалин-день;
пятница – Духова Пятница;
суббота – Клечальная родительская суббота (клeчанье – деревья, ветки, цветы, которыми убирают дома и церкви); «летнія (Траецкія, Сёмушныя, Стаўроўскія) Дзяды» (белорус.);
воскресение – Троица (христианское добавление к Семику в начале ХV в. Сергием Радонежским). В некоторых местах, вопреки церковному календарю, Троицу отмечали после Духова дня. Это возможно говорит о том, что после Духова дня была какая-то важная дата.

Троицкая неделя (Русальная, Кривая)
понедельник – Духов день, Розигры; З дня Святога Духа пачынаўся Русальны тыдзень (часам ён называўся «крывым»)
вторникАўторак Духавага тыдня на Пінскім Палессі меў сваю адметнасць. Услед за Вялікаднем і так званым «Вялікаднем мёртвых» (ушанаваннем нябожчыкаў на могілках) гэты дзень у народзе звалі «Конскім вялікаднем»: коней не бралі на работы, а на канюшнях вешалі свечкі за іх здароўе. Святы верных памочнікаў земляроба адзначаліся і ў іншыя дні года.
Аўторак Духавага тыдня у народзе звалі «Конскім вялікаднем»: коней не бралі на работы, а на канюшнях вешалі свечкі за іх здароўе.

среда – Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда; Першая серада пасля Сёмухі (як і тая, што ішла за Вялікаднем) звалася Градавай. На яе не працавалі, каб не наклікаць град на свае палеткі. Серада на сёмым тыдні пасля Вялікадня называлася на Піншчыне «крывою». Капусту, буракі і іншае насенне ў гэты дзень не садзілі, а то ўсё можа ўрадзіць крывое, малое, чарвівае. (День обновления Царь-града ?)
четверг – Русальный великдень, Русальская пасха, Троица умэрлых, Мавский четверг, Сухой четверг, Навская троица; Чацвер Траецкага тыдня меў назву «сухі». На Гомельшчыне, каб не было летам засухі, маладыя людзі, хай сабе і жанатыя, лічылі за абавязак абліваць у гэты дзень адзін аднаго вадою. В русалчин тиждень (тиждень після Трійці), у четвер, не можна працювати, щоб не розгнівати русалок; щоб вони не нашкодили домашній худобі, птиці й усьому господарству. Цей день називається — Русалчин Великдень. Починаючи із четверга Русалчиного тижня, дівчата не ходять по одинці в поле й не купаються, — «щоб русалки не залоскотали». На Ровенщині й Волині на кладовище ходили в четвер, на «навську трійцю». Цей день ще називали «сухим четвергом»: заборонялося працювати в полі, треба було пересушувати одяг. (Красный кафтан ?)
суббота – У суботу Траецкага тыдня, напярэдадні Пятроўскага посту («Пятровіцы»), на Случчыне праводзілі летнія Дзяды. На Загованье последни воскресенье после троицы проводы весны.
По закінченні тижня після Трійці русалок урочисто виряджали із села. «Ідіте, русалочки, ідіте, та нашого житечка не ломіте»

• 10 мая – Духов день (50-й день после Велик-дня), Именины Земли.
? З дня Святога Духа пачынаўся Русальны тыдзень (часам ён называўся «крывым»)

Праз 10 дзён пасля Тройцы, у чацвер, католікі адзначаюць свята Божага Цела.

Чацвер дзевятага тыдня пасля Вялікадня зваўся ў народзе Дзевятнікам. Часам на яго забаранялася працаваць, каб не выклікаць засуху. Католікі і уніяты святкавалі Дзевятнік у гонар Цела Божага і праводзілі хрэсны ход з вялікімі цырымоніямі. На полі, дзе ўжо адкрасоўвала жыта, пачынала ў каласах налівацца зерне: «Святы Дзевятнік краску здымаець, пятку становіць, жыта раўнуець, наліваець».

Пятніца дзесятага паслявелікоднага тыдня мела назву «Дзесятуха». У гэты дзень асцерагаліся не столькі засухі, колькі маланкі. На Віцебшчыне казалі: «Хто стане сеяць хлеб у дзесятую пяцінку пасля Вялікадня, у таго ён не будзе радзіць роўна дзесяць гадоў». У народных песнях гэты дзень звязваўся з больш познім станам жыта ў полі: «Дзесятуха ядро ўкладаець»; «Дзесятка — жыту пятка»; «Дзесятуха зярно поўніць» і нават «Дзесятуха — жыта паспявае».

Дзе-нідзе пятніцу адзінаццатага паслявелікоднага тыдня называлі Адзінаццатухай. Яна суправаджалася багатымі кірмашамі.


Кстати, «крестины кукушки» чаще проводились после Николы травного, вообще обрядовость кочевала по праздникам в зависимости от того, где что уцелело, что воспринято исстари. [И. Полуянов]

Литовцы и поляки называют Семицкую неделю Зелёною неделею, чехи и словаки – Русольдою, карпато-руссы – Русалье. На Семицкой неделе отправляются разные обряды: Семик, Кукушки (Кумление), Моргостъе, завивание венков, проводы русалок, поются особенные семицкие и троицкие песни.

Так все праздники этой недели привязаны к дням недели, можно предположить, что раньше они были определялись по лунному календарю. В этом случае, по аналогии с днём Параскевы-Пятницы или Дмитриевской субботой, они должны отмечаться в соответствующий день недели перед указанной датой или приходиться на эту дату.

На Руси народное празднование Семика, сейчас приуроченное к Троице, длилось в течение двенадцати дней, начиная со среды седьмой недели по Пасхе (кривой среды) и заканчивая Днём Всех Святых. Предполагается, что некогда Зелёные святки начинались в Семик (седьмой четверг по Пасхе), а заканчивались в первый понедельник Петрова поста, но под давлением Церкви начало праздничного цикла сместилось на один-два дня ранее. За Семиком следовала женская персонификация праздника – Семуха. Седьмая суббота по Пасхе, Родительская, носила название «клечальная суббота». Троицкая сплошная седмица называлась «греной», «гремяцкой», «духовской», «зелёной», «клечальной», «кривой» «Переигры», «Розгара», «Русали» и т. д. Среда следующей Троицкой недели имела названия «бураломы» «сухая среда». Особенно много диалектных слов приходится на Троицкий четверг: «вяликодни», «мавский», «навский», «русальный великдень», «троица умэрлых», «навская троица», «русальи розыгры», «русальни помынкы», «русальская пасха», «русальное воскресенье», «сухой четверг». Зелёные святки завершались заговением на Петров пост; это воскресенье называлось «конюковкой», «вешним», «русалкиным заговеньем», «крапивным воскресеньем».

В семицкой обрядности самым ярким и поэтическим было завивание берёзки. Как правило, на Семик девушки и молодые женщины с песнями выходили за околицу деревни, выбирали подальше от жилья берёзу (предпочитались плакучие берёзы с ветвями до земли) и завивали её ветви в венки, переплетая их с травой, цветами и разноцветными лентами, к которым часто привязывали небольшие колокольчики и бубенчики. Через неделю участницы обряда вновь приходили к деревцу и с соответствующими песнями расплетали его ветви. В некоторых местах завитую берёзку срубали и носили по деревне, а затем «хоронили», т. е. жгли, топили в воде или болоте, бросали в овраг. В XVIII-XIX вв. обряд, разрушаясь, стал трансформироваться, приближаясь по форме и содержанию к церковному обычаю встречать Пятидесятницу зеленью и цветами. Так, в центральных российских губерниях венки из трав и цветов плели отдельно и только потом вешали на ветви берёзы, аналогичными венками украшали не дикорастущее деревце, а деревья внутри околицы и даже жилые постройки, внутрь обжитого пространства вносили срезанные с дикой берёзы ветви и т. п.

До принятия Крещения Русь делила мертвецов на безусловно вредоносных, «заложных» (день тризны – вторник) и потенциально полезных – родитетелей, предков (день поминания – суббота). К первым относились все, умершие преждевременно (не важно по какой причине), нарушители норм общинной морали (изгои), общавшиеся с нечистой силой (колдуны, знахари и т. д.), или иноверцы-иноплеменники. Считалось, что мёртвые могут общаться с живыми и вмешиваться в их дела. В русских волшебных сказках часто встречается сюжет, где умирающие родители велят детям ночевать у родительской могилы и тем, кто исполняет это повеление, дают сверхъестественные силы, волшебных помощников и т. п. До крещения Руси тела родителей хоронили в земле вблизи от жилья (на кладбище), а заложным, наоборот, старались максимально осложнить путь к людям. Нечистых покойников, как правило, сжигали.

На Зелёной недели нельзя отбеливать полотно: «пустунки-русалки « могли оставить не нём несмываемые следы.

Семик в старые времена был самый радостный молодёжный праздник на Руси. И даже любимая многими сейчас Масленица по размаху и веселью всего лишь «семикова племянница». Какая пара народных праздников, образов – Масленица и Семик! «Душа моя масленица (говорит семик), перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепёлочка.»

Поговорки и приметы
Семицкие ночи называются воробьиными. Масленица, семикова племянница. Звал, позывал честный семик широкую масленицу к себе погулять. Семик да маслена плакались на напраслину. «На Зелянец вясны канец» (белорус.), «На Зелянец – хлебу канец» (белорус.). «Святая Сёмуха навозы возіць» (белорус.). Зелёные святки – берёзе именины! Березынька скрипела, всех девушек кликала.
_________________
*) В имеющейся у автора литературе найдена дата празднования Семика. У Павла Мельникова-Печерского во второй книге «В лесах», этот праздник следует за Именинами Земли (10 мая), как переходящая дата, кроме того в первой книге автор приводит перечень праздников, посвящённых Яр-хмелю: «... Земля-именинница (10 мая), Семик..., хороводы: радуницкие, русальные, никольщина, зилотовы, семицкие, троицкие...». А у Ивана Полуянова в «Деревенских святцах» – «Семик-то Миколы-бобыля дочерь». Н. Гальковский считает, что «именинницей земля бывает весною в Духов день или на Симона Зилота, 10 мая».


Источники:
«Обычаи и традиции русского народа», Панкеев И. - М.: Олма-пресс, 1999
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга первая;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
«Борьба христианства с остатками язычества в древней руси», Гальковский Н.М. - М.: 2000;
Домовый храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова – http://www.st-tatiana.ru;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993.

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz