Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > русалин-день 
РУСАЛИН-ДЕНЬ, ВИЛЫ – 10 МАЯ*
 
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем  
Русалин-день, Русалкин день, Вилы, Мавки (укр.), «Іван-ды-Мар`я» (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 10 мая
В пасхальном календаре этот день выпадает на Семицкий четверг.


В христианскую эпоху день был приурочен к Троицыну и Духову дням. Семицкая неделя ещё в XII веке была известна под именем русальной. В Киевской летописи под 1170 годом сказано: «Володимеру бысть болезнь крепка, ею же скончался мая в десятыя русальныя недели в понедельник». Народная память связывает праздник русалок с Перуновым днём, начиная его с Семика.

На этот день приходились обрядовые шествия с берёзой вокруг или вдоль полей и деревень, трапезы, молодежные гулянья, хороводы, игры.

Это день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями-русальими духами своего рода. Согласно преданиям русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослыми, или ушёл из жизни добровольно. В Русалкин день «их души выпущены на волю».

Крестьяне верили что русалки до Духова дня живут в водах; на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды, выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее. О русалках и мавках рассказывают, что они бегают по колосистым нивам, хлопают в ладоши и приговаривают: «ух-ух, соломяный дух! мене маты породыла, не крещену положила (или: схоронила)».

Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком «рели- рели!» «гутыньки-гутеньки!» Остерегаются купаться на Духов и Троицын день; уверены, что на гряной неделе опасно одному ехать чрез засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить. Особенно опасаться русалок следовало девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок. Есть ещё одно средство избавиться от русалок во время нападения: нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем.

Встреча русалок

Наши предки считали, что во время русальной недели русалки выходят из воды, где они пребывали зимой в спячке, а по весне пробуждались. Выходят они в леса, на луга, на нивы. Их необходимо было задобрить, чтобы они не сбивали цвет у жита, а наоборот, чтобы оберегали нивы, способствовали урожаю. В русальных обрядах главное участие принимают девушки и молодые замужние женщины, а парни в этих обрядах участие почти не принимают.

На Украине молодицы, празднично одевшись, собираются вместе и идут в лес, на поле или перекрёсток, раскладывают еду, зовут русалок есть и пить с ними, охранять их ниву, поют русальные песни и необычайно бурно-весело проводят эти дни. На межах своих полей раскладывают еду и оставляют для русалок. Мужчины и женщины переодеваются, одевают маски и с бубнами, сопилками и волынками устраивают весёлые игрища. Селяне считали этот обряд обязательным, потому что русалки за непочтение могут наделать много бед и на нивах и с их детьми. Существовал целый цикл русальских песен, из которых лишь немногие сохранились:

  ... Ой біжить, біжить мала дівонька,
А за єю та русалонька.
«Ти послухай мене, красна панночко,
Загадаю тобі три загадоньки,
Як угадаєш – до батька пущу,
Не угадаєш – до себе візьму:
Ой що росте без коріння,
А що біжить без повода,
А що цвіте да без цвіту?»
„Камінь росте без коріння,
Вода біжить без повода,
Папороть росте да без цвіту».
Панночка загадочок не вгадала,
Русалочка панночку залоскотала...

Плетение венков

На Русалии для русалок, «щоб бавилися й нас не зачіпали» девушки выполняли ритуальное действие «завивание венков». С утра девушки выпекают пирожки и готовят яичницу (обязательное блюдо троицких обрядов). В обед молодёжь собирается на одном из дворов. Ставят посредине срубленную берёзу, а под ней горшок с водой.

В назначенное время одна из девиц подходит к «кущу», переворачивает посуду с водой и вытягивает берёзку. Держа её в руках, идёт к открытым воротам. Ход сопровождается песней. Её поёт ведущая, а остальные подхватывают:

  Ой завью венки на все святки,
Ой на все святки, на все праздники,
Да рано, рано на все праздники,
А в бору сосна колыхалась,
Дочка батюшку дожидалась:
– Ой мой батюшка, мой голубчик,
Ты приёди сюда хоть на летечко;
У меня в тыну под воротами
Сине море разливается,
Паны и гетманы собигались,
Сему диву дивовались.

Когда идут селом в лес, девчата поют песню:

  Проведу я русалочку до бора,
А сама вернусь до дома.
Мы русалку проводили,
Горькой осокой заломили.

На лесной поляне расстилают скатерть, раскладывают принесённую с собой еду и напитки (обязательно мёд-пиво) и садятся обедать. По окончанию трапезы девчата расходятся, чтобы плести венки. Иногда они развешиваются на одном дереве. А когда девушек много, используют несколько берёзок с таким раскладом, чтобы ветки разных деревьев можно было достать и сплести их вместе.

Разбившись по парам, плетут венки, не ломая веток. Это действие сопровождают песней:

  Ой выгляни, серебряный месяц,
Из-за облачка –
Должна выйти из воды
Сестра русалочка.
Распрощалась она с миром,
Моя милая,
А сегодня должна выйти,
Сегодня зелёная неделя.

Затем делают из лоскутьев и цветов чучело птицы и сажают на ветку, а под нею привешивают шейные кресты; иногда, вместо того, отыскивают траву, называемую кукушкою (orchis-latifolia), и, вырвав её с корнем, одевают в сорочку, потом кладут на землю и ставят над нею крестообразно две дуги, покрывая их платками и вешая с двух сторон по кресту. При этом поют: «кумушки, голубушки! кумитеся, любитеся, даритеся!» Это называется кстить (крестить) кукушку или кумиться. Две девицы, поцеловавшись из-под дуги, меняются крестами и называются кумами. Две девицы, желающие покумиться, должны обойти вокруг этих берез – одна навстречу другой, потом трижды поцеловаться сквозь венок и сквозь венок же передать друг дружке желтое яйцо. Хоровод поёт:

  Ты, кукушка ряба!
Ты кому-же кума?
Покумимся, кумушки,
Покумимся, голубушки!

Названные «кумушки» обмениваются крестами и кольцами; а кукушку разделяют на части и хранят у себя на память кумовства. (В образе русалок и мавок, по народному поверью, являются души младенцев мертворожденных, утопленников или умерших без крещения. В течение семи лет, до превращения своего в русалок, души эти летают преимущественно на Зелёные Святки по воздуху и жалобно просят, чтоб их окрестили; кто заслышит их грустный, умоляющий голос, тот должен сказать: «крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и Святого Духа!» После этих слов они возносятся на небо, как бы воспринявшие крещение.)

Когда действо с венками и кумлением заканчивается, начинают выбирать старшую куму.

Каждая из девушек скручивает или завязывает в узел свой платок и вместе подкидывают вверх. Чей подлетит выше, та считается «старшей кумой». Потом становятся в круг. Старшая кума приседает, а остальные покрывают её платком, концы которого привязывают к колышкам; она будто засыпает. Взявши за руки, подружки танцуют возле «спящей русалки». Через какое-то время «сплюха» просыпается, бодро встаёт, вливается в танец-танок и хлопает по рукам присутствующих. Все оживляются, шутят, громко смеются. После этого все возвращаются в село с песней:

  Прилетеля кукушечка
Из тёплого лесочка
Села, пала, куковала
В зелёном садочке.
Ой как вышла Марусенька,
У ней поспрошала:
– Скажи мне, кукушечка,
Долго ли буду у батюшки?
– Будешь, милая Марусенька,
Этот день до вечера.
– Чтоб же ты кукушечка
Семь лет не куковала,
Если ты мне, молоденькой
Правды не сказала.

В Черниговской губ. обряд завивания семицких венков называется встречею русалок, а развиванье венков – проводами русалок.


В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе весёлое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Поговорки и приметы
Не все то русалка, что в воду ныряет. Ходить как русалка (о непричесанной девушке). «Пакуль жито красуе (т. е. цветёт), русалки у жите ходять». «На Русальний тиждень не шиєм, не мажем на дворе, щоб Русалкам очей не забризкать глиною» (укр.) .

           Cвидетельства очевидцев русалок >>

_________________
*) Дата определена по: Скуративському В.Т. и Афанасьеву А.Н.
   «В христианскую эпоху этот день приурочен к Троицыну и Духову дням». «В современном сербском языке Русаље, Русаљи означает праздник Троицы и Духов день; у словен Risale – Троицын день, <...> у чехов и словаков Rusadlje, Rusadla и Rusadlne svatky – Троицкие Святки». «В Вологодской губер. Семик называется Русалка». [А. Афанасьев]
   В некоторых месяцесловах указана дата начала Русалкиной недели.


Источники: «Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Скуратівський В.Т. Святвечір: У 2 кн. – К.: Перлина, 1994. – Кн. 1
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Российский Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды – http://www.ethnomuseum.ru;
Преданья старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Скуратівський В.Т. Святвечір: У 2 кн. – К.: Перлина, 1994. – Кн. 1 // Ridna Vira – http://www.svit.in.ua;
Образ русалки в українському фольклорі, Федорів Марія, Реферат // Вiртуальна Русь - Бібліотека;
Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ, Май – http://museum.na.by/calandar;
Переходящие праздники. Духов день

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz