Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > вознесение 
ВОЗНЕСЕНИЕ – 29 АПРЕЛЯ*
 
Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится  
Вознесение, «Вшестя» (укр.), «Знесення» (укр.), «Піднесення» (укр.), «Ушэснік» (белорус.), «Шоснік» (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 29 апреля
Дата по календарю XVI века: 40-й день после Пасхи
Дата по старому стилю: 40-й день после Пасхи
Дата новому стилю: 40-й день после Пасхи
Сороковой день после Велик-дня. В пасхальном календаре этот день выпадает на четверг.


С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы её окончание и переход к лету. Под вечер разжигают большой костёр – символ наступления пролетья и расцвета природы.

Вознесение, празднуется через 40 дней после Велик-дня. В эти сорок дней запрещаетсяь плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что можно попасть в Христа (?), приходящего к избам под видом нищих. Повсеместно на Руси полагается с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям.

Верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». В эти дни душам умерших разрешено приходить в дома живых: «С Велик-дня до Вознесенья – всему миру сведенье – и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём. В этот день стряпали особые блины: «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки» – которые пекли «Христу на дорожку». По поверьям деревень, Спас – сын Божий, от Воскресенья (Велик-дня) до Вознесенья Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не ноская, надобна ей перенова. Пеклись поминальные хлебцы-лесенки, которые могли помочь душам предков поскорее вознестись на небо; красились яйца. Печенье в виде лесенок дети несли в поле, чтобы выше к небу тянулись рожь и лён, или на кладбище – поминали умерших.

В канун Вознесения, по старинной примете, и соловьи громче-звонче поют, чем во всё остальное время. По иным местностям эта ночь так и слывет в народе «соловьиную». Грешно, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, соловья – птицу певчую – в это время подстерегать-ловить. Кто поймает – ни в чём тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом сил небесных все обиды земные. Цветы духовитые на Вознесенье благоухают самыми пахучими ароматами. Вся земля крещёная насыщается в святой день Вознесения Светом Правды райскими благоуханиями несказанными-нездешними, – словно с отверзающихся полей небесных струится в это время на оплодотворенную майскими дождями грудь земную всякое благорастворение. Утром на Вознесенье покрывается Мать-Сыра-Земля росой обильною. Эта «Вознесенская» роса наделяется, по словам суеверной деревни, целебною силой великою. Потому-то и собирают её опытные лекарки-знахарки с цветов на лугах поемных. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему дать, – всякое лихо как рукой сымет!» – гласит знающая всякие слова простонародная мудрость. Вода, почерпнутая накануне 1-го мая, очищает тело от шелудей и служит самым спасительным лекарством для людей и домашней скотины.

В этот день исполнялось множество магических обрядов, связанных с плодородием полей. В деревнях шли молебны, в которых Бога просили о благоденствии людей. Многие из них проходили у ржаного поля. По окончании молебна девушки и женщины отправлялись каждая к своей ниве «провожать Христа». Там они съедали блины, яйца, подбрасывали вверх хлебец-лесенку, приговаривая: «Рожка, рожка, схвати Христа за ножки!» (рожка, ст.рус – рожь, звательный падеж), «Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок». В некоторых местах девушки катались по траве со словами: «Расти, расти, трава, к лесу, а рожь к овину». Выполняя эти магические действия, крестьянки надеялись на хороший урожай ржи, на полный колос, высокий стебель.

В некоторых губерниях, в средней полосе Руси великой, на Вознесение – «водят колосок» по деревням, по селам. «Колосовождение» совершалось по особому порядку. Раным-рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь – девки, бабы-молодки и парни с новожёнами; вместе с восходом солнечным шли все, ухватившись по-двое за руки, к околице. Здесь все становились в два ряда, лицом к лицу, и пять-таки брали друг друга за руки. Получался живой мост, вытягивавшийся в узкую ленту, пестревшую всеми цветами праздничных нарядов. По этому мосту соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, всю убранную лентами разноцветными да перевязями цветочными. Пройдёт по рукам одной пары девочка, – забегает живое звено моста вперед и опять становится в очередь. Так и доходило всё шествие до самого озимого поля. Девушки красные во все это время припевали, голосом выводили: «Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!»

Дойдя до загонов, спускали маленькую «Ладу» наземь. Она должна была сорвать пучок зеленой ржи, готовящейся к этому времени выметывать колос. С сорванным пучком девочка бежала назад – к околице; все, сбившись в кучу, не догоняя беглянки, следовали за ней по пятам и пели-голосили стройным хором:

  «Пошел колос на ниву,
Пошел на зелёную,
Пошел колос на ниву,
На рожь, на пшеницу!
Ой, Лада!»
Уродися на-лето,
Уродися, рожь, густа,
Густа-колосиста,
Умолотистая!
Ой, Лада!
Ходит колос по селу,
Ходит от двора к двору,
Со девицею,
Со красавицею! Ой, Лада!»

Пройдя с песнею всю деревню, толпа расходилась, обрывая с девочки все ленты и цветы – на память о прошедшей весне. Разбрасываемые да дороге ржаные стебли подбирались молодыми парнями. Кому попадется с выметнувшимся колосом – тот не минует своей «судьбы», женится в осенний мясоед, – гласило поверье.

Во многих местах на деревенской-посольской Руси сохранились в народе сказание о том, что во время обедни на Вознесеньев день разверзается твердь небесная над каждой церковью. Благочестивым людям, доживающим последний год жизни, дано от Бога даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные, становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в колокол к «Достойно», так и поднимается-возносится Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли. Немногим, по словам предания, дано видеть все эти чудеса, но есть и такие люди на свете. «Не будет провидцев-праведников – не стоять и свету белому!» – утверждает народное вещее слово. В честь праздника Вознесения пекутся по иным местам «лесенки» из ржаного теста. Лакомы до них ребята малые, но пекут их бабы не на одну ребячью утеху. Есть поверье, что, если вынести такие лесенки на ниву-полосу да поставить по одной на каждом углу загона, – так и рожь пойдёт расти быстрее и вырастет выше роста человеческого. Только, по убеждению старых людей, надо всё это делать с молитвою тайною да с опаскою от глаза лихого, с оглядкой от человека недоброго-завидущего, а то не выйдет никакого толку.

В Белоруссии с Вознесения до Семика (в течение 10 дней) нельзя было ни прясть, ни ткать, потому что можно «заткать» необходимые в это время дожди. В тоже время это была пора селянской взаимопомощи – талокою помогали друг другу вывозить в поле навоз.

Во многих местах существует обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причём гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем.

Во многих селах на Вознесение, Троицу и Духов день устраивались хороводы, участие в которых принимали все девушки и женщины. Хоровод считался обрядовым танцем и устраивался по определенным правилам. Водили хороводы всегда по ходу солнца (посолонь). Обычно юноши и мужчины в круг не допускались (кроме специальных игр, когда участие молодых людей было предусмотрено правилами). Девушки и женщины, водившие хоровод, пели и хороводные песни.

Праздники начала лета, которые существовали не только на Руси, но и в Греции, и у племен древних германцев, устраивались специально для того, чтобы парни и девушки могли присмотреться друг к другу и выбрать себе пару.

Поговорки и приметы
К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают. Цвести весне до Вознесения. Дошла весна до красна до Вознесения – тут ей и конец. Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится. И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придёт Вознесеньев день – прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся. Придёт Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется. С Вознесеньева дня весна пóтом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит. С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье: и дедам, и внукам, и раю, и мукам. Не век девке невеститься: на что весна – красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит. До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова. Кто в пяток (пятницу) перед вознесением постится, от потопления в воде сохранится. На Вознесенье в поле не работают. С Вознесенья запахивают. На вознесенье пекут лесенки, пироги с зелёным луком. На Вознесенье завивают берёзку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживёт этот год, а девка выйдет замуж (ярославск.). «На Ушэсце з зямлі выходзяць прасушыцца скарбы, але іх ніхто не бачыць» (белорус.). Не приходится Вознесение в среду, а в четверг. «На Вшестя жито викидає колос» (укр.).

Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса – целебная. Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, которое знают только старые бабы-знахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет. Из метеорологических примет известны две: На Вознесение хорошая погода – к урожаю (и наоборот). Вознесение с дождём – Илья с грозой. Какова погода в чистый четверток, такова и в вознесенье. Плотва трётся в первый раз на вербной; в другой – когда распустится берёза; в третий – на вознесенье (южн.).

           Сказанье о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных >>

_________________
*) Дата определена по приметам дня и по Алесю Лозко из Белоруссии.
   Смотрим по приметам.
• «Цвести весне до Вознесения», т.е. до мая, т.к. 1 мая заканчивается Весна и наступает Пролетье-Ярило: «На Еремея-запрягальника – третья и последняя встреча пролетья», «Соловьиный праздник – третья и последняя встреча пролетья». Получается, что Вознесенье должно приходиться на первый или второй день мая или ранее.
• «Придёт Вознесеньев день – прокукует кукушкою, соловьём зальётся». Вознесенье и соловьиные песни – одно время и может быть один день. После Еремея-запрягальника наступает Соловьиный праздник.
• «С Вознесеньева дня весна пóтом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит.» Если «глядит», – то значит близко, рядом с Троицей и ещё ближе с Семиком.
• «Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса – целебная.» Сама по себе фраза указывает только на общие характеристики дня, но намекает, что Вознесенье и Егорьев день, вероятно недалеко друг от друга.
• «Не приходится Вознесение в среду, а в четверг.» Возможно это намёк, что раньше Вознесение отмечали на день раньше.
• «Не век девке невеститься: на что весна – красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит.» Похоже, что обряд «майского дерева», «майского князя», символизирующего свадьбу Земли с Небом, совпадает с Воскресением.
   Принимая во внимание, что христианские праздники наложились на древне-русские, порой сохраняя суть, а иногда и названия, предположим, что был на Руси праздник Вознесения, отмечаемый на 40-й день после важной даты. Тем более, что о таком сроке говорят и народные приметы. Сóроки, 22 марта: «Сóроки тёплые – сорок дней будут тёплыми, если холодные Сóроки – жди сорок холодных утренников». Благовещенье, 25 марта: «С Благовещенья осталось сорок морозов (сорок утренников)» (до 1 мая?). 25 июня: «С этого дня ожидается ещё сорок жарких дней» (т.е. до Первого спаса – 1 августа). За сорок дней до христианского Вознесения – Пасха или Велик-день. Велик-днём ещё в XIX веке называли и Благовещенье (на Украине и в Белоруссии Пасху так называют), приходившееся на 25 марта и связанное с днём весеннего равноденствия. Похоже, что русское Вознесение выпадает на 1 мая. Отсчитывая от 1 мая обратно 39 дней попадаем на Благовещенье, 25 марта; а на 42 день – на Сóроки, 22 марта. Таким образом Вознесение это последние поминки по Весне-Живе и первая встреча лета. Также как Сретенье – поминки по Зиме-Морене и первая встреча весны, а Первый спас – поминки по лету и первая встреча осени. Кстати, название праздника «Сóроки» возможно и есть подсказка: от дня весеннего равноденствия, до начала радостных празднеств и хороводов – Зелёных святок примерно сорок дней.
   А. Афанасьев сообщает, что у чехов существует «поверье, что в полночь 1-го мая воды превращаются в вино, т. е. дыхание весны претворяет их в животворный нектар. По немецкому поверью, чудо это совершается в ночь на Воскресение Христово «в период зимнего солнцеповорота». «Вода, почерпнутая накануне Пасхи и 1-го мая, очищает тело от шелудей и служит самым спасительным лекарством для людей и домашней скотины».
   Вывод. С большой долей вероятности можем установить дату Вознесения – не раньше 29 апреля и не позже 2 мая.

   По мнению Алеся Лозки (Лозка А. Ю., Рэканструкцыя язычніцкага календара) Вознесение праздновали 29 апреля. Обрядность дня (День целителей, «Мемнон – девять напастей вон») похожа. В Западной Европе отмечали под вечер Вальпургиеву ночь с большими кострами, что также напоминает обряды поминания предков. Сорок дней после Сóроков. Остановимся на этой дате.

   О том, что этот праздник наложился на прежний дохристианский, свидельствует следующий факт. Во Франции ещё в начале XX в. накануне Вознесения совершались трёхдневные церковные моленья: в первый день молились о сенокосе, во второй – о жатве, в третий – об уборке винограда. Эти обряды не связаны с христианскими традициями.


Источники:
«Народная Русь», Коринфский А.А. – Смоленск: Русич, 1995;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. – М.: «Современник», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 2 - М.: 1995;
Преданья старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. – К.: Т-во «Знання України», 1993;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz