Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > клечальна суббота 
КЛЕЧАЛЬНАЯ СУББОТА, ЛЕТНИЕ ДЕДЫ – СУББОТА ПЕРЕД ДУХОВЫМ ДНЁМ (10 МАЯ)
 
«В троицкую субботу по сёлам и по погостам сходятся мужи и жёны...»  
Клечальная суббота, «Стаўроўскія дзяды» (белорус.), Летние деды, Родительская суббота, «Кляновая субота» (белорус.), Пасха усопших, «Зелена субота» (укр.), Духова суббота, Духовская суббота, Троицкие родители.

На момент введения Юлианского календаря: суббота перед Духовым днём (10 мая)
Дата по календарю XVI века: суббота перед Духовым днём (10 мая)
Дата по старому стилю: суббота перед Духовым днём (10 мая)
Дата по новому стилю: суббота перед Духовым днём (23 мая)
В пасхальном календаре этот день выпадает на субботу перед Троицей.


В эту субботу справляют летние поминки-тризны по усопшим предкам. Это главный весенне-летний поминальный день в России и на юго-востоке Белоруссии. На остальной территории Белоруссии больше поминали на «Радуницу».

Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование родительской субботы обычно начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает проснувшихся после зимы предков. В окнах вывешивали рушники (полотенца), чтобы души покойных могли узнать дом своих родичей. Как и на Дмитров день готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и на ночь вешают рядом рушник, чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.

В этот день предки покидают загробные миры и живут до осени среди людей. Ради них дома украшали свежей травой, цветами, веточками, по улицам срубленные берёзки расставляют.

Клечальную субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных. Родительская справлялась, что называется, честь-честью. «Опахивают» (обметают) могилы «маем» – пучками цветов, это называется – «глаза у родителей прочищать» или берёзовыми ветками. Приносят зелёные яйца, окрашенные в отваре молодой зелени.

Духову субботу считали днём поминання утопленников и некрещеных младенцев, которых церковь запрещала поминать в другие поминальные дни.

Всю Семицкую (Троицкую) субботу русалки выходят из реки, леса и раскачиваются на ветвях берёз, прячутся и катаются в цветущей ржи. А в полночь встревоженный водяной поднимал воду из реки так высоко, будто бы гора вырастала из воды, но, услышав народные песни, успокаивался, и вода опять входила в берега. Для защиты от него всю ночь вдоль берегов молодёжь жгёт костры. Всю троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок.

В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы. На Украине существовал интересный обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, – все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник.

Посещение в Клечальную субботу могил – обычай очень древний. Знаменитый Стоглавый собор 1551 года, осуждая этот русский дохристианский праздник, отмечал: «В троицкую субботу по сёлам и по погостам сходятся мужи и жёны на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети...»

Поговорки и приметы
В семицкий четверг или в троицкую субботу сей ячмень. На седьмую субботу по пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.). В Белоруссии «у гэты дзень садзілі капусту, каноплі».


Источники:
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ - http://museum.na.by/calandar;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz