Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > именины земли 
ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ, СЕМИК, СИМОН ЗИЛОТ – 10 МАЯ
 
В этот день отмечается древнерусский день Земли-матушки  
Именины Земли, Именины Матери Сырой Земли, День Земли, Святодень, Семик, Семик честной, «Сёмуха» (белорус.), Тюльпа (сиб.), Поляна (вологод.), Стадо (польск.), Никола-на-Горе, Девичий праздник, Симон-гулимон, Симон посев, Симонов день, Симон Зилот.

На момент введения Юлианского календаря: 10 мая
Дата по календарю XVI века: 10 мая
Дата по старому стилю: 10 мая
Дата по новому стилю: 23 мая

В пасхальном календаре этот праздник размыт по трём дням: Семик, Троица и Духов день.

Семик – земля именинница, мать кормилица. Грешно в этот день работать на земле.
.
В самый разгар весны, когда ещё зовёт к себе пахота, когда набирают силу грозовые тучи, наступает день, когда следует почесть матушку – сырую землю, украсить её венками из цветов и трав. Ведь земля трудилась и трудится, когда отдаёт свою силу, свои соки семенам, брошенным в пахоту. Земля наделяет красотой девушек, указывает им чудесные тропинки на пути к счастью. Земля в этот день должна отдохнуть, принять, как и всякий человек в день своих именин, поздравления, услышать добрые слова.

Отец и мать внушали своим чадам, что наступил день, когда земля-матушка именинница. И надо её уважить. Земля слышит каждое произнесённое нами слово, помогает человеку одолеть трудности. На именины земли для всех одна заповедь – пахать грех. От земли всё богатство. В этот день каждый человек должен был поклониться ей, сходя с крыльца, просить у земли прощения «Прости меня, земля-матушка», ну а бабы особый обряд выполнить.

Девушки, бабоньки да и старицы старались в этот день припасть к земле, обнять её и с особыми чувствами благодарности обратиться к ней с такими словами:

  Ещё раз, моя питомая,
коснусь тебя головушкой,
спрошу у тебя благословеньица,
благословеньица со прощеньицем,
что не ширинкой тебя укрывала,
не в цветное платье обряжала,
не урязливым гребнем чесала,
а сохой-бороной рвала твою грудушку,
на заре-то я тебя лопатила,
рыла-била железными прутьями.
Прости, матушка,
прости, питомая,
прости грешную, моя кормилица!

В этот день девушки рвали цветы и травы с особым умилением, плели венки с трепетом, ведь каждое сорванное растение почиталось как вещее: гвоздика луговая говорила о стыдливости девушки, фиалка – о полунощных девичьих мечтаниях, ромашка – о добром нраве и чистоте помыслов, первоцветы – о робости и первых надеждах на счастье, горицвет – о надежде на встречу с будущим суженным. Рвали и горькую траву – полынь, которой приписывались чудесные силы,чтобы охранить своё гуляние от нечистой силы: затыкали полынь за пояс, разбрасывали её вокруг места, где прохола трапеза, гуляние.

Было в обычае устилать землю праздничными платками, полотенцами, ставит принесенное угощение: пироги, квас, пиво.
Надев на голову венки, до позднего вечера водили девоньки хороводы, шли по кругу, по солнцу, будто лебедушки плыли по заводи. Хороводы в этот вечер были долгими, песни – протяжными.

В этот день по цветам и травам, собранным в венки или в пучки, хозяйка дома судила о состоянии здоровья всего семейства, детей. Вешали травы на заборы, в оконные проёмы, на всевозможные выступы крыльца, в самом доме. Говорили: «Мать – сыра земля скажет сама». С притолоки подвешенный венок именно в этот день мог упасть на приходящего в дом с недобрыми помыслами. У кроватки ребенка, которому грозила скорая болезнь, венок быстро вял. И мать старалась принять меры предосторожности.

По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря и 10 мая, мать – сыра земля могла разверзнуться и за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.

Больше всех ждали этот день женщины, на котоорых обрушилась недобрая несправедливая молва – бесчестье хуже смерти. Оклеветанная с причетом и с просьбой обращалась к матери – сырой земле заручиться за неё и плела большой венок. Над венком она клялась, что ни в чём не повинна. Затем при всем честном народе женщина вступала вовнутрь венка и просила всякого, кто осуждает её, вступить также в круг. Поверье гласило, что тот, кто решался вступить в венок с ложными наветами, неминуемо был наказан: мать – сыра земля так ударит его, что он упадет без чувств и после долго еще не сможет оправиться.

В этот день мать – сыра земля, по древним поверьям, даёт исцеление незрячим. Приложив с намоленного места горсть земли к глазам, человек испытавший все страдания темноты, порой обретает счастье – увидеть белый свет. Сердечные боли также начинали лечить с горсти земли. Брали землю с того места, к которому был привязан человек, и прикладывали ее к сердцу.

Матери в этот день присыпают у косолапящих детей след, приговаривая, чтобы поступь ребёнка была пряма, чтобы мать – сыра земля дитя прямо поставила на ноги.

Особенно почитались в этот день зацветающие божьи слезки. Цветы эти стоят на тонких, чуть зеленоватых стеблях и напоминают собранные в метелочки слезы. Серебрянные, они качаются тихо над землей. Молодые матери набирали букетики божьих слёзок, ставили цветы у икон, а когда в первый раз купали новорожденного, то в воду вместе с крестиком клали и эти цветы. Чистые божьи слезки унимали у новорожденого всяческие болести, испуги, смывали послеродовую красноту. С помощью метёлок этих цветов окропляли святой крещенской водой скотину перед выгоном на поле «от всякого буйства и испуга» в то время, когда появлялось множество насекомых и скотина паслась на лугах неспокойно.

В этот день на Украине собирают лекарственные травы (зелье), за что этот день назван «Симонове зело». В этот день когда срывают или выкапывают зелье, то произносят:

  Миколин батько велів,
Щоб ти, зілля, було лікарством
Од всякої хвороби!
или
  Святий Авраам на це зілля орав,
А Бог садив, а Спас родив,
Мати Божа поливала
І на поміч це зілля давала.

В списке «Свитка Ерусалимского» говорится, что от Земли Матушки создано тело человеческое («очи от солнца, разум от Святаго Духа»), и что у всех чад Божиих:

  Первая мать – Пресвятая Богородица,
Вторая мать – Сыра-Земля...

Мать – Сыра Земля представлялась воображению славянина живым существом. Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на её могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из её недр вода. «Земля сотворена, яко человек», – повторяется об этом, в несколько измененном виде, в одном из позднейших летописных памятников: «камение – яко тело имать, вместо костей, корение имать – вместо жил, древеса и травы – вместо власов былие, вместо крови – воды»... Рождавшая все плоды земные богиня плодородия испытывала, по народному слову, не одно счастливое чувство материнства. Мучимая жаждою – она пила, струившуюся с разверзавшихся над её лоном небес, дождевую воду, содрогалась от испуга при землетрясениях, чутким сном засыпала при наступлении зимней стужи, прикрываясь от неё лебяжьим покровом снегов; вместе с приходом весны, с первым пригревом зачуявшего весну солнышком, пробуждалась она – могучая – к новой плодотворящей жизни, на радость всему живому миру, воскресшему от своих зимних страхов при первом весеннем вздохе земли. Ходит и в наши дни цветистая-красная молва о том, что и теперь есть чуткие к вещим голосам природы, достойные её откровения люди, слышащие эти чудодейные вздохи, с каждым из которых врывается в жаждущую тепла и света жизнь вселенной могучая волна творчества.

Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам народа-пахаря, не даст хлеба – не то что досыта, а и впроголодь. В целом ряде воззваний к «чадам Божиим» указываются наказания за людское нечестие. Самою тяжкой карою является бесплодие земли-кормилицы.


  Чады вы Мои!
Да не послушается Моей заповеди Господней
И наказания Моего, –
Сотворю вам небу меднаю,
Землю железною.
От неба меднаго росы не воздам,.
От земли железной плода не дарую,
Поморю вас гладом па земле,
Кладецы у вас приусохнут,
Истошницы приускудеют.
Ня будет на земле травы,
Ни на древе скоры,
Будет земля яко вдова...

Кто сыновним поклоном очестливым не поклонится Матери – Сырой Земле, выходя впервые по весне в зачерневшееся проталинами поле, – на гроб того она наляжет не пухом лебяжьим, а тяжёлым камнем. Кто не захватит в чужеземный путь горсть родной земли, – тому никогда больше не увидеть родины. Больные, мучимые «лихоманками» – лихими сестрами, выходят в поле чистое, бьют поклоны на все четыре стороны света белого, причитаючи: «Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!» Болящие «порчею» падают наземь на перекрестках дорог, прося Мать-Сырую-Землю снять напущенную лихим человеком болесть. «Чем ушибся, тем и лечись!» – говорит народная Русь. И вот – советуют знающие старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место, где приключалась такая беда, и молить землю о прощении.

Старые, истово придерживающиеся дедовских заветов люди уверяют, что, если собирать на семи утренних зорьках по горсти земли с семи могил заведомо добрых покойников, – то эта земля будет спасать собравшего её от всяких бед-напастий. Другие знающие всю подноготную старики дают совет беречь с этой целью на божнице, за образом Всех Скорбящих Радости, щепоть земли, взятую из-под сохи на первой весенней борозде.

В стародавние годы находились и такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека считается повсеместно самым недобрым умыслом. Нашептать, умеючи, над этим вынутым следом – значит, по старинному поверию, связать волю того, чей след, по рукам, и по ногам. Суеверная деревня боится этого пуще огня. «Матушка-кормилица, сырая земля родимая!» – отчитывается она от такой напасти: «Укрой меня, раба Божия (имярек), от призора лютаго, от всякаго лиха нечаянная. Защити меня от глаза недобраго, от языка злобнаго, от навета бесовскаго. Слово моё крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра-Земля, припечатано – на многие дни, на долгие годы, на всею на жизнь вековечную!..»

Как и в седые, затерявшиеся в позабытом былом времена, готова припасть к могучей земной груди народная Русь с голосистым причетом вроде древнего:

  «Гой, земля eси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам eси родная!
Всех eси нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий eси народила
И злак всякой напоила»...

Берёзка

Семик считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – берёзкой.

Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали Семик. Веселье начиналось после обеда. Молодёжные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг берёзки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.

По традиции в Смоленской губернии в Семик шли с берёзкой под песню:

  Ой, где девки шли, там и рожь густа,
Ой, где вдовы шли, там трава росла,
Что трава росла высока, зелена;
Где молодушки шли, там цветы цветут,
Ну цветут цветы по всей улице,
По всей улице да по бережку,
Что по бережку под кусточками.

Во владимирских деревнях накануне Семика девушки рубят берёзку, украшают её лентами, а в самый Семик они вместе с парнями, которые несут берёзку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают её в рожь.

  Берёза моя, берёзонька!
Берёза моя белая.
Берёза моя кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Осередь долинушки.
На тебе, берёзонька.
Трава шёлковая.
Близ тебя, берёзонька
Красны девушки,
Красны девушки
Семик поют,
Под тобою, берёзонька,
Красны девушки,
Красны девушки
Венок плетут.

В Саратовской губернии, для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варится брага, затирается, заквашиваемая и сливаемая при пении весёлых песен. В самый же Семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие – ведро с пивом на палке. Более весёлая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:
  Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! –
идут в лес, где происходит пир.

В юго-западной части Белоруссии проводят обряд «Вождения куста». Наломав кленовых веток, девчата связывали толстые их концы нитками – «куст» готов. На него надевали другой, меньшего размера («подкуст»), а на выбранную девушку, какая должна была носить «куст», – венок из разных цветов.
Затем девушка залазила в связанный «куст», как в мешок, и в таком уборе шла во главе компании девушек по селу с песнями:

  Прывялі куста зеляненькага клёну,
Дай нам, пане, хоць па залатому.
Дай нам, пане, тры барыла гарэлкі,
Прывялі куста да харошай дзеўкі.
Да не тут кусту стоем стаяці,
Трэба кусту піці-есці даці.

Пронеся «куст» несколько раз, его разрывали на улице и старались подобрать листья. Считалось, что они помогают от нарывов – достаточно размочить их в воде и приложить к больному месту. В восточном Полесье исполняли проводы русалки в жито.

В центральных районах Украины обряд имел другое название – «Водить тополя». Молодую девушку украшают зеленью, травой и с песнями водят по селу, получая гостинцы от хозяев домов. Девушки пели:

  Стояла тополя край чистого поля,
Стій, тополенько, не розвивайся,
Буйному вітрові не піддавайся...

На Черниговщине на сельской площади ставили веху – высокую жердь, обвитую зеленью, и с колесом от телеги наверху. На Киевщине вкапывали высокое, украшенное цветами и травой дерево – «явір». Возле него гуляла, пела, танцевала молодёжь. Очевидно, что веха «явір» – олицетворение праздничного дерева, аналога известного всем европейским народам «майского дерева».

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Поговорки и приметы
Семик – земля именинница, мать кормилица. Заповедь для всех – пахать грех! На Симона Зилота земля – именинница: грех пахать. Кого мать сыра земля полюбит, тот голоден не будет. В этот день каждый человек должен земле-матушке поклониться, ну а бабы особый обряд выполнить. Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля! Как здорова земля, так бы и моя голова была здорова. Дружись с землёй: от земли вшел, земля кормит, в землю пойдешь. Огонь – царь, вода – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княгиня. Примета Семика в поле – цветение жита (белорус.).
В этот день Земля поглощает клятвопреступников и клеветников. На апостола Симона копают коренья на зелье (южн.). В этот же день в некоторых местностях ищут клады, будучи уверены в том, что Зилот всегда помогал кладоискателям в их предприятиях. Клад добудешь, да домой не будешь. На что клад, коль в семье лад. Позднее цветение рябины – к долгой и тёплой осени. Сей пшеницу на Симона Зилота – родится, аки золото (западн.). Кто досевает пшеницу на Зилота – выйдет как золото.
Семик-то Миколы-бобыля дочерь [«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: 1998]. Семик – земля именинница, мать кормилица [Православный народный календарь. - Пермь: 1992].

           Обряд сбора лекарственных трав >>
           Сказанье о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных >>


Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Острів Знань – http://ostriv.in.ua/index.php;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Времена года. Православный народный календарь. - Пермь: Урал-пресс, 1992;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993;
Образ русалки в українському фольклорі, Федорів Марія, Реферат // Вiртуальна Русь - Бібліотека;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz