Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > проводы русалок 
ПРОВОДЫ РУСАЛОК – 13 МАЯ*
Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, «Русальний Великдень» (укр.), Русальская пасха, «Навська трійця» (укр.), «Мавський великдень» (укр.).

На момент введения Юлианского календаря: 13 мая
Дата по календарю XVI века: 13 мая
Дата по старому стилю: 13 мая
Дата по новому стилю: 26 мая
В пасхальном календаре этот день выпадает на Троицкий четверг.


В этот день души «заложных» покойников теряют способность ходить по земле и ограничивается возможность влиять на земную жизнь.

Селяне ходили по деревни с песнями и плясками. Обливали друг друга из вёдер холодной водой, жгли друг друга крапивой. Затем выходили за околицу деревни, в поле или лес, готовили под открытым небом еду и угощались. На межи также клали кусок хлеба. Пели песни и водили хороводы. Группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на неё венок или много венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний день Русальной недели выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки, бросали их в воду, в костёр, за ограду кладбища и разбегались с места проводов, чтобы «русалка» не догнала и не навредила. Ср. восточнославянские поверья о появлении на земле в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака, – русалок и о возвращении их на «тот свет» в последний день троицко-русального периода.

В Зарайском уезде Московской губернии обряд проводили по другому. Девушка, изображающая русалку, «в одной рубашке, с распущенными волосами, верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо... едет впереди, а за ней идут девки и бабы, бьют в заслон. Ребятишки бегают вперёд и то и дело заигрывают с русалкой, хватая её кто за руку, кто за рубаху, кто и к кочерге прицепится, приговаривая: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Вся эта толпа с русалкой впереди направляется ко ржам...» Во ржи русалка старается кого-нибудь схватить и пощекотать, другие защищают преследуемую. «Тут пойдёт свалка, пока ей не удастся вырваться и схорониться во ржах. Теперь кричат все: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!», и разбредутся по домам. Русалка же, посидев немного, прокрадется задворками домой. Народ же до самой зари гуляет по улице».

Иногда вместо «русалки» использовали чучело. Хороводы девушек и женщин с весёлыми песнями сходились и около часа стояли на назначенном месте; в каждом хороводе находилось чучело в виде женщины, которая изображает собой русалку. В это время составляли хороводные кружки; в середине каждого из них сильно кривляясь, плясала бойкая женщина с чучелом в руках. Потом хороводы разделялись на оборонительную и нападающую стороны, причем держащих в руках чучело защищали всего несколько женщин. Все обливали друг друга водой, кидали друг в друга землей и песком, старались вырвать чучело. Потом чучело русалки разрывали, разбрасывали по полю и с печалью возвращались. С этого времени прекращаются игры под названием Горилки, Уточка и Борис.

В середине прошлого века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губ, молодежь отмечала «проводы русалки» (похоже, что это проводы Ярилы на коне – прим. В. Лобачёва), которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».

Более подробное описание этого же обряда сделано в Пензенской губернии. Здесь, «хотя ряженых бывает немного, но все умеют быть весёлыми и стараются быть забавными. Один наряжается козлом, другой надевает на руки и на ноги валяные женские сапоги и изображает собой свинью (самая трудная роль), третий шагает на высоких ходулях, четвертый наряжается лошадью» или просто насаживает на длинную палку лошадиный череп, а саму палку окручивает тканью и верёвкой, один конец которой остается свободным. «За этот повод уздечки берётся ловкий молодец, изображающий вожака и руководящий скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкается, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же, рядом с ней, бодается козёл, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком... Все имеющиеся налицо музыкальные инструменты принесены сюда: заливаются гармошки, трынкают балалайки, пищит скрипка, и, для полного восторга провожающих весну, раздаются громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды... Самая процессия проводов весны совершается так: впереди идут с лошадью русальщики, за ними бегут вприскочку перепачканные ребятки (это «помелешники» «кочерыжники»), которые подгоняют кнутами передних. В поле, за деревней, делают несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделяется бойкая девушка, которая с палками в руках скачет взад и вперед. Затем лошадиную голову бросают в яму до будущего года это и есть проводы русалки и прощание с весной».

На Украине на «Мавський великдень», чтобы не прогневать души умерших, остерегались работать, особенно сеять зерно, – «бо з’явиться багато русалок».

В Черниговской губ. обряд развиванья семицких венков называется проводами русалок.


На рассвете, когда считалось, что русалки ушли, все шли купаться в реки, свободные от русалок. В отдельных местностях русальные обряды продолжались и в понедельник, после русальего заговенья.
_________________
*) Дата определена по Скуратівський В.Т. Святвечір: У 2 кн. // Ridna Vira – http://www.svit.in.ua.


Источники:
Переходящие праздники. Духов день;
Скуратівський В.Т. Святвечір: У 2 кн. – К.: Перлина, 1994. – Кн. 1 // Ridna Vira – http://www.svit.in.ua;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993;
Русалії. Нявський Великдень. Проводи русалок. Аратта – , http://www.aratta-ukraine.com/sacred_ua.php?id=46


Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz