Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > купала 
КУПАЛА, ИВАН-ТРАВНИК – 24 ИЮНЯ (НОЧЬ С 23 НА 24)
 
Ещё накануне девушки собирают травы и цветы, плетут венки...  
Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), «Сонцекрес» (укр.), Ярилин день (яросл., твер.), Купалье (белорус.), Rassa (лит.) - Празник росы, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), Еньовдень (болг.), Соботки (польск.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, Иван-Купала, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.).

На момент введения Юлианского календаря: 24 июня
Дата по календарю XVI века: 24 июня
Дата по старому стилю: 24 июня
Дата по новому стилю: 7 июля
Современная дата: 21 июня


Накануне из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который лучше знает традиции и следит за подготовкой и проведением праздника. С утра накануне девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя (на Купальницу) срубают деревце (березку, вербу, черноклён) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний – чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «Марена» «Купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Раньше ему приделывали символ мужского достоинства и плодородия – деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

 
Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства  
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину – ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»). После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Малый костёр зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру.

 
Купальсий костёр – очищение и проверка отношений  
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру – Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Мóлодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир: каша, яйца, сало, блины, пиво – обязательно (но не магазинное, а по старым рецептам сделанное на хмеле – прим. В.Лобачева). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Обычно это считается свадебным обрядом и молодые затем становятся мужем и женой. Не нашедшие пары собираются при костре – Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.

Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. Некоторые встречают рассвет и смотрят, как «солнце купается в воде» (всходит). На рассвете праздник заканчивается.

Один из довольно распространённых купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.
Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, – как замечает этнограф XIX в. – разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.»

Словацкая легенда «У словаков, западных родичей русского народа, существует следующая сказка, изображающая в лицах смену времён года – борьбою двух враждебных стихий: весеннего освободителя солнца и его зимнего похитчика, – причём первый представляется воплощением всего светлого-доброго, а последний – прообразом тёмного зла. Здесь понятия о боге-солнце и боге-громовнике сливались воедино, и борьба стихий проявлялась в гулком грохоте летней грозы. Выходили, по словам сказки, на небесный простор два богатыря-соперника, бросались друг на друга с мечами-кладенцами... Длилась борьба, раздавался звон сшибавшихся друг с другом мечей, но не гнулась победа ни на ту, ни на эту сторону. Тогда кидали враги на небесную путину свое оружие. «Обернемся лучше колёсами да и покатимся с небесной горы!» – предложил богатырь-весна своему ворогу: «Чьё колесо будет разбито – тот и побеждён будет!» Согласился богатырь-зима... Полетели-покатились с гор-горы оба соперника колесами яркими. И вот – налетело, ударилось колесо-весна об колесо-зиму, – налетело, раздробило его. Но не сдался противник, не сдался – из колеса добрым молодцем перекинулся, – стоит, а сам насмехается: «Не взяла твоя сила! Не раздробил ты меня, а только пальцы на ногах придавил!.. Обернемся-ка, брат, лучше в огонь-полымя, я – в белое, ты – в красное! Чьё пламя осилит, тот над другим и верх взял!..»

И вот – обернулись враги-соперники в два пламени, и принялись они друг друга палить, – жгут-палят, осилить один другого не могут... Шёл-проходил той дорогой прохожий – старый нищий с длинной седою бородой. Взмолилось к убогому белое пламя: «Старик! Принеси воды, залей красное пламя! Я тебе грош дам!» – «Не носи ему, принеси мне, я тебе червонец подарю, – только залей ты белое!» – перебило врага красное пламя. Червонец – не грошу медному чета: и залил старик пламя похитчика весеннего солнца... На том и сказке – конец. С этой сказкой стоит в несомненной связи соблюдающийся до сих пор на Руси обычай – скатывания горящего колеса с горы в ночь под Иванов день.» [А. Коринфский]

Кресъ – Перунов день
Словенцы называют Иванов день и самый поворот солнца – kres (кроат. kresz = огонь), а месяц июнь – kresnik. У сербов кресови – три дня перед и три пocлe Ильина дня (dies solstitiales), кpиjec – огонь, разводимый накануне Иванова, Витова, Петрова и Юрьева дней, с которыми народная мысль связывает старинные воспоминания о боге-громовнике, возжигателе небесного пламени. В одном из рукописных прологов крес, кресины – поворот солнца на лето. [А. Афанасьев]

Поговорки и приметы
Перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. Умывание купальской росой придаёт лицу свежесть, красоту и прелесть. В купаньи утренней росою – очищение тела и избавление от болезней. Кто носит на себе траву архилин – тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека. Под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь. Белорусы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. «Варфоломій і Варвара дня увірвали, а ночі доточили» (укр.).
Иванов день пришёл, траву собирать пошёл. 24-го июня совершается первый торжественный выезд солнца в далекий зимний путь: дни с этой поры начинают уменьшаться, а ночи – прибывать всё заметнее. На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок в хороший год (Пинежъе). На Иванов день цвет, на Ильин-то день – хлеб. Пройти до солнышка два прокоса – ходить не будешь босо. Во время сенокоса дожди – сену плохо, зерну хорошо. Когда сено гнило, тогда в сусеке мило. Ивановские дожди лучше золотой горы. Перед дождём цветы сильнее пахнут. На Иванову ночь звездно – много будет грибов. Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало, и они будут пустые. Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов.

           Праздник Купало в конце XIX века (Коринфский А.) >>
           Праздник Купало на Украине (Сапига В.) >>
           Свойства купальских и чародейных трав (Терещенко А.) >>
           Обряд сбора лекарственных трав (Мельников-Печерский П.) >>


Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.
;
«Поэтические воззрения славян на природу», Том 3, Афанасьев А.Н. - М., 1995;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Український народний календар ;
«Рускiе простонародные праздники и суевѣрные обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837; (выпуск 1, стр. 99-104)
   

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz