Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > мирская свеча  
МИРСКАЯ СВЕЧА, ПЕТРОВ ДЕНЬ – 29 ИЮНЯ
 
Сельский праздник. И. М. Тонков.
1790-е гг. (Гос. Рус. музей)
 
Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето, Играние солнца, Праздник солнца, День палящего солнца – Ярилин день, Петровские жары, Праздник покровителя полей, Петровские гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Межипарье, Петровка-голодовка, Петров день, Петров день – разговенье, Петровки, Петраки, Пётр и Павел, Петры и Павлы.

На момент введения Юлианского календаря: 29
Дата по календарю XVI века: 29
Дата по старому стилю: 29 июня
Дата по новому стилю: 12 июля
Современная дата: 26 июня


Петров день – проводы весны (пролетья). Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон: «Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры – хоць твар ёй падатры» (белорус.) – До Петра девка хитра, а на Петра – хоть лицо ей вытри (от слёз). Кое-где в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился на июнь) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника – хранителя ключей от небесного царства.

На Петров день солнышко играет. С Петрова дня – красное лето, зелёный покос. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до Ильина дня (20 июля).


По народному сказанию, в конце красной весны и начале лета знойного – в грозовую пору – идёт на небесах постройка «чертога новорайскаго». Топоры (молнии) сами – без плотников – рубят стены здания нерукотворного, ударяя по тучам, громоздящимся каменными горами толкучими; расступается под огненными топорами «облачен-горюч камень», отверзаются окна двери рубленые. «3-за той ми горы, з-за высокой, слышны ми тонойкий голос, тонойкий голос, топоры дзвенят, топоры дзвенят, каменья тешут, каменья тешут, церковь муруют, церковь муруют, во трои двери, во трои двери – во три облаки», поется в старинной червонорусской песне:

  У иединых дверех иде сам Господь,
У других дверех Матенка Божя,
У третих дверех святый Петро.
Перед милым Богом оргáны грают,
Перед святым Петром свечи гореют,
Перед Матенков Божов ружа проквитат,
А з той ружи (розы) пташок выникат:
Не ие то пташок, сам милый Господь...
«Милый Господь» олицетворяет в этой песне прикарпатских славян – солнце. Пречистая Дева заступает здесь место Лады, Петр-апостол поставлен взамен громовника-Перуна. Горящие свечи – молнии, гудящие органы – громовые раскаты: расцветающая роза – утренняя зорька ясная, из златоогненного цвета которой и вылетает на беспредельный небесный простор жар-птица – солнце.

По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником Рая – он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары и наводнения.

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах – на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом – пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям... Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, – начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины, где «всем миром» варили пиво, закалывали быка (на севере – оленя). Древнерусские братчины – общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.

В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В Вельской округе тёщи приносят в Петров день на второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает тёщу при сборе всех родных.

Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда на Петров день затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Если девушка угадывала парня, значит, скоро должна была выйти замуж.

Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы, соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».

До рассвета звучали песни про любовь, про берёзу, измену и тоску, про погубление мужа, отъезд; песни, где встречается образ кукушки, и др.

  Да мала ночка петровочка,
          Реля, реля, реля!
Да й не выспалась удовушка.
          Реля, реля, реля!
Да й ложилась спать колодою,
          Реля, реля, реля!
Да й колодою смолóвою.
          Реля, реля, реля!

Некоторые караульщики солнца всю ночь заняты усиленною роботаю. Всё, что попадает под руки: сани, повозки, бороны, кадушки, брёвна, – одним словом, что по оплошности домохозяев оставлено в эту ночь на улице, всё это разбрасывают по дороге, так, что на Петров день домохозяева весь день разыскивают и собирают своё имущество.

 
На Петров день солнышко играет  
Красно-солнышко играет, по народному слову крылатому, и на Петров день – как на Светло-Христово Воскресенье. Ходит, во многих местах, поутру – раным-ранёхонько, «караулить солнце» заигравшаяся далеко заполночь в хороводах деревенская молодёжь – девки да парни, да ребята малые. Встречают восход солнца на высоком холме. Всплывает из-за гор-горы пресветлый лик светила небесного и многие уверяют – принимается играть, разными цветами переливать лучи свои горячие: то красным, то впросинь-впроголубь, а то и впразелень. Радуются собравшиеся караульщики весёлые, песню поют с припевом: «Ой, Ладо! Ой, Ладо!». С песнями по дворам-домам расходятся, Ладу вспоминают, Петров день величают. Этими песнями починаются «гулянки-Петровки», петровские хороводы, вплоть до первого Спаса идущие, в страдную пору молодому народу отдых, и без того короткий, укорачивающие.

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми весёлыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего – Ярилы) языческого бога. Собравшиеся парни гуляли посреди девушек, закрыв себе лица платками. Девушки должны были угадывать парней; угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

С XVI-гo столетия вошло в обычай заводить по богатым селам петровские торги. А ещё гораздо раньше велось в Петров день «ставиться на суд по зазывным граматам». Был этот праздник не только судов, но и взносов дани-пошлины.

Все рыболовы считают апостола Петра за своего покровителя и наособицу перед всеми другими праздниками чтят его память. К Петрову дню приурочивается большая часть сделок, заключаемых между ловцами и рыбопромышленниками, раздающими ловцам свои воды мелкими участками – отдельно на каждую рыболовную пору, с обязательством ставить рыбу на исады, или на ватаги, по известным ценам. Петровым днём заканчивается весенняя, начинается летняя пора рыболовная.

Среди народных стихов духовных встречается следующий песенный сказ, поющийся убогими певцами и в наши дни: «Во пустыне пустынщик спасался, не владел ни руками, ни ногами. Во снах ему Пятница явилась, крестом его оградила, свещой его, света, осветила»... – начинается он. Далее Пятница уговаривает «пустынщика» встать-пойти «по народу – по христианам» на проповеднический подвиг, а затем – осенённый дуновением таинственного стих переходит в более определенный сказ:

  Ты вставай, Петр и Павел,
Ты бери ключи золотые.
Отмыкайте райская двери,
Запущайте живых и мертвых!
Только трех душей не запущайте:
Три души тяжко согрешили –
Первая душа в утробе младенца затушила;
Вторая душа тяжко согрешила –
Отца-матерь... бранила;
Третия душа тяжко согрешила –
Из хлеба-соли спорину вымала.
Первой душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати;
Второй душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!
Третьей душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!...

Воспевают впроголос калики перехожие эту песнь стиховную, а на Русь июльская страдная пора через прясла глядит. Остаётся июлю – летней макушке – всего через один июньский денёк перешагнуть.

Поговорки и приметы
«Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры – хоць твар ёй падатры» (белорус.) – До Петра девка хитра, а на Петра – хоть лицо ей вытри (от слёз). Петровские качели – на Летопроводца обрученье.
В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши на сенокос! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню! Женское лето – до Петра, с Петрова дни – страдная пора. Не хвались бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до Петрова дня! Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет. С Петрова дня зарница хлеб зарит. В Петра зарница хлеб зорит. Петро-Павел жару прибавил. Утешили бабу петровские жары голодухой. Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до спаса засеять (озимые). «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.). Пётр – с колоском, Илья (20 июля по ст. стилю) – с колобком.
С Пера соловей затихает. Коли дождь на Петра – сенокос мокрый. На Петров день дождь – сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато – урожай не худой; два дождя – хороший, три дождя – богатый. Если просо на Петров день в ложку – будет и на ложку. Прошли Петровки – опало (с деревьев) по листу, пройдет Илья (20-е июля по ст. стилю) – опадёт и два. На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь). «На Пятрок – кинуў лёду градок» (белорус.) – На Петра кунул град льда. С Петрова дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду.
Святой Петр считается покровителем рыболовов, поэтому на Петров день заканчивается весенний и начинается летний рыболовный сезон. Рыбаки усердно отмечают день своего покровителя и стараются не пропустить рыбалку в этот праздник.


Источники:
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.,
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
«Народная Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
«Обрядовая поэзия», сост. Жекулина В.И., Розова А.Н. - М.: «Современник», 1989;
«Рускiе простонародные праздники и суевѣрные обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837;
Календарь Праздников, Болгария – http://www.calend.ru/holidays/0/0/1376/43;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003 – http://kizhi.karelia.ru;
Информатор: Дудько Мария Фёдоровна, 1936 г.р., урожд.: с. Глубокое, Витебская обл., Белоруссия - г.Белгород, 2009 г.

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz