Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > волотки на бородки 
ВОЛОТКИ НА БОРОДКИ, ЗАЖИНКИ, ФИНОГЕН – 16 ИЮЛЯ
 
Выходили поутру зажинщики с зажинщицами на свои загоны  
Волотки на бородки, Зажинки, Афиногенов день, Финогеевы зажинки, Финоген, «Свято іменного снопа» (укр.).

На момент введения Юлианского календаря: 16 июля
Дата по календарю XVI века: 16 июля
Дата по старому стилю: 16 июля
Дата по новому стилю: 29 июля «
Зажинки» (зажинок) на Руси были одним из важнейших земледельческих праздников. Во времена стародавние этот праздник был посвящен милостивому Даждьбогу.

Выходили поутру зажинщики с зажинщицами на свои загоны; зацветала-пестрилась нива мужицкими рубахами да платками бабьими; перезванивали серпы отточеные-зубреные; песни заживные перекликались от межи до межи, с поля на поле перелетывали. На каждом загоне шла впереди всех прочих жнецов сама хозяйка, мужняя жена, с хлебом-солью да со свечой «громнитною»-сретенской.

Первый сжатый сноп – «зажиночный» – звался «снопом-именинником» и ставился особь от других. Ввечеру брала его зажинщица-баба, шла впереди своих домашних, часто с песнями, проносила гордо серединой села. Вносила в избу, клала три земных поклона перед «святом» (иконами) и ставила именинника в красный угол хаты, перед божницею. Стоял этот сноп до самого конца жнитва – до «Спожинок-дожинок», потом обмолачивался наособищу от другого хлеба; весь умолот его собирался в чистую посудину и относился во храм Божий, где его святили, чтобы примешивать свяченое зерно к семенам при засеве озимого поля. Солома снопа-именинника сберегалась для домашней животины – на лихой случай: прикармливали ею больной рогатый скот. В стародавнюю пору во многих местностях зажиночный сноп переносился, по прошествии семи дней, от красного угла – божницы в овин, где и стоял вплоть до первой молотьбы нового хлеба. Приметливые люди говаривали, что соблюдением этого обычая обеспечивался добрый умолот новины.

Уборка хлебов велась раздельным способом. Не дошла рожь, дозреет в снопах, поставленных суслонами. Десять снопов ставили вместе и сверху снопом прикрывали – вот и суслон. Преображалась округа: луг – и стога, нива – и суслоны. Поле с полем перекликались:

  Пора же, мати, жито жати,
Ох, и колосок налился,
Пора же, мати, дочку дати,
Ох, и голосок сменился.

Русь работящая – Русь песенная...

Холодают ночи. Каждый час хорошей погоды дорог, надо урожай сберечь. Считали, что в этот день лето перешагивает зной и поворачивает к осени, притихли пичужки, говорили: «На Афиногена пташки задумываются». У одних птиц – пора линьки, другие «ставят» птенцов на крыло. Однако всем заботы макушка лета прибавила. Смолкают птицы, будто устали, и слушают летнюю тишину.

Поговорки и приметы
Лето перешагнуло знойный возраст. Первый колосок Финогею, последний Илье (20 июля) на бороду. Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет – жнитво солнышком блюдёт. Придет Финогей с теплом да со светом, уберёшься загодя со жнитвом; Финогей с дождём – копногной, хлеб в снопе прорастёт. На Финогена молись солнышку, проси Бога о вёдрышке (теплой погоде). Рожь: «Торопись, не то начну зерно ронить». На Афиногена притихают пичужки – пташки задумываются. На Афиногена замолкают птицы. На Афиногена пташки задумываются. Заря ходит – птичьи перья подбирает.


Источники:
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Український народний календар

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz