Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > громобой 
ГРОМОБОЙ, ИЛЬЯ – 20 ИЮЛЯ*
 
Молния и дуб – символы громовержца. Руна Перуна.  
Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья.

На момент введения Юлианского календаря: 20 июля
Дата по календарю XVI века: 20 июля
Дата по старому стилю: 20 июля
Дата по новому стилю: 2 августа
Современная дата: 17 июля


День перелома лета и поворота на осень. На Илью до обеда – лето, после обеда – осень. С Ильина дня воды стынут. В Заонежье осень отсчитывалась с Ильина дня до Покрова (20.07 – 1.10 ст. ст. или 2.08 – 14.10 н. ст.).
С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна – бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.

Илья-пророк (Перун) принадлежит к самым популярным святым на Руси. Илья – грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. По белорусскому преданию, Перун) в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук. В его день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел, обращается в различных зверей – зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т. п. В связи с последним верованием установился обычай в этот день не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию. О грозе в народе говорят: Очень полезным считается умывание с «громовой стрелы». Перуновским дождём умываются, окачиваются от призора.

Сколько обычаев, поверий, сказаний и живучих красных слов с этим днём.
  «Пророк Илья, Яко молния,
Горе творит восходы,
На колеснице огненней седит,
Четвероконними конями ездит.
Неизреченная зрит»...

Заметим, что с обликом грозного Пророка народная фантазия совмещала также образ былинного Ильи Муромца. У Ильи Пророка в упряжке четверня крылатых лошадей, у Ильи Муромца – шестерня, а если и один под седлом конь, то богатырский. Над родниками, ключами, почитаемыми населением, ставились часовенки во имя Пророка Илии: вода из-под земли бьет, куда конь его ступил копытом.

Народ почитал Илью сухого и Илью мокрого. Совершались крестные ходы: молились Илье мокрому – о ниспослании дождя, сухому – о вёдре, погожей жатве. С Ильёй был связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы – обливании водой специально выбранной женщины.

В этот день не работают в поле, не косят и не убирают сена. «В Ильин день стогов не мечут – спалит грозой.» Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп – первый осенний праздник.

Сжата полоса, часть стеблей завивали, украшая цветным лоскутьем, лентами: «Вот тебе, Илья, соломенная борода, на прок (в будущий год) уроди нам хлеба города». Осложнялся труд пастуха-гуртоправа. «До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок». Удобные выгоны стравлены, у коров «ход большой»: «До Ильи сами домой идут, после Ильи и к ночи в лесу остаются». Деревенская община выставляла пастуху в подмогу мальчика-подпастыря. Усердней хозяйками соблюдался «козик», обычай по кругу кормить пастуха. Повкусней ему подкладывали куски: «Голубчик, мою-то комолую не забывай. Соседская Пеструха её забижает, пропадина рогатая. Даве села доить мою молочную – вымя сухое, не наедается бедная...»
Пастьба и труднее, и проще, поскольку зной спадает, меньше докучливого гнуса. «Комары перестают кусаться», «слепни пропадают» – из месяцесловов приметы к Ильину дню. Но дозорь стадо в оба. Волчата подросли, стариков вынуждая шире бродяжить. Медведь не прочь наложить лапу на бурёнок.

В Перунов день обыкновенно бывают «воробьиные ночи» – когда в течение целой ночи раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаряет всё небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такую ночь ревёт скот, страшно становится и не спится человеку. «Илья – бараний рог» – в прошлом большой праздник. К Илье готовятся за неделю – выбирают жертву на заклание. В этот день в деревнях кололи выбранног барана (в некоторых местах быка или оленя) и устраивали обед – на мирскую складчину. Пиво варили, угощались убоиной: «На Пророка Илью баранью голову на стол». «Дивья тому, у кого Илья в дому». Не быть на этом празднестве и не получить священного мяса – считается за большой грех.

20-го июля Илья-громовник, «разъезжает по небу, производит громы и, проливая дожди, купается в их потоках или мочится на землю. В числе других метафорических обозначений дождя стародавние предки наши уподобляли его и моче, испускаемой Перуном или облачным оленем. Потому с Ильина дня крестьяне перестают купаться; в некоторых же местах такое охлаждение воды относится ко времени более позднему: думают, что олень обмакивает свой хвост или ногу 1-го августа.» [А. Афанасьев]

Русская легенда
В давние времена жил-был мужик, Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет – да и работать станет; Николе-угоднику и молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот раз как-то идёт Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они да смотрят – на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай так урожай!» – говорит Никола. «А вот посмотрим! – отвечал Илья – как спалю я молнией, как выбью градом всё поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать». Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «продай, – говорит, – поскорее ильинскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом повыбьет». Мужик послушался. Прошло ни много ни мало времени: собралась, понадвинулась грозная туча, страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь хлеб как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: «посмотри, каково разорил я мужиково поле!» Никола-угодник в ответ ему заметил, что хлеб мужиком давно на корню продан. «Постой же, – сказал Илья, – я опять поправлю ниву, будет она вдвое лучше прежнего». Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем откуда что взялось – стала мужикова нива поправляться; от старых корней пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю; чудный уродился хлеб – высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнётся к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь – словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идёт мимо Илья с Николою; узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: «постой же, отыму я у хлеба спорынью: сколько бы ни наклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотит!» Никола-угодник идёт к мужику и советует ему, во время молотьбы больше как по одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить: что ни сноп, то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и всё еще много остается; пришлось строить новые анбары.

Поговорки и приметы
Илья грозы держит. Не мечи на Илью копны – небесным огнем пожжёт. Не коси – сено от молний сгорит. Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп – первый осенний праздник. «Ілля жніво пачынае, а лета канчае» (белорус.). «Илья надзелив гнильля» (белорус.). До Ильина дня сено сметать – пуд мёду в него накласть, после Ильина – пуд навозу. Илья-пророк – косьбе срок. Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши. Илья пророк – копны считает. «На Іллі новий хліб на столі» (укр.). Пётр (29 июня) – с колоском, Илья – с колобком. Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт. Ильинская соломка – деревенская перинка. Новая новина на Ильин день – спят на Ильинской (новой) соломе. На Илью до обеда – лето, после обеда осень. С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул – вода в реках делается холодной». Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет. «Илья в воду налья» (укр.). На Илью и купаться нельзя. До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет. На Ильин день и камень прозябнет (утренники). До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против. До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит. Ильин день без гроз не стоит. Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице. Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит. С Перунова дня собирают горох. От божьего гнева да божьей милости (т. е. грозы) не уйдёшь. Во что Илья, в то и воздвижение. На пророка Илью баранью голову на стол (Волог. губ.). «На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп каша» (белорус.). На Илью начинали пахать паровое поле (белорус.). К Ильину дню заборанивай пар. К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони. До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок. Илья Пророк три часа приволок. Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом. В Ильин день с утра облачно – сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень – средний сев; а вечером облачно – сев поздний и урожай плохой. Открываются волчьи норы – весь зверь бродит на свободе. Богат, как ильинский сот. Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября). На Илью – первое подрезывание сотов на пчёльнике. На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище. То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб. «Дождь слепой, – гласили деревенские святцы. – Ему говорят: «Иди, куда тебя просят». А он пошел, где сено косят. Ему говорят: «Иди, где ждут». А он пошёл, где жнут».
_________________


Источники:
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Борьба христианства с остатками язычества в древней руси, Н.М. Гальковский, 1916;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 1 - М.: 1995;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003 – http://kizhi.karelia.ru;
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz