Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > спожинки 
СПОЖИНКИ, УСПЕНИЕ – 15 АВГУСТА*
 
На сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев  
Спожинки, Оспожинки, Дожинки, Досевки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Обжинки, Вспожинки, Засидки, Складчины, День Велеса, Успенщина, Успение, Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.).

Современная дата: 15 августа
Современная дата в Белоруссии: 7 августа
Дата по календарю XVI века: 15 августа ?
Дата по старому стилю: 15 августа
Дата по новому стилю: 28
августа

К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника – Спожинки. Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

По завершению работ, жнеи катались по ниве со словами:

  Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
 

По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой – завивают «бороду Велесу» (в других местах завивают «бороду Илье-Перуну»):

  «Уж мы вьём, вьём бороду
У Белеса на поле...
Завиваем бороду
У Белеса да на широком...
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»

В некоторых местах последний сноп связывают специальным свиточком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Последний сноп – «именинник», он пользуется особым почётом: его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» «братчинами», так как устраивается он на собранные со всего мира деревенские деньги.

Наиболее рельефно товарищеское начало проявляется в так называемых «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее оповещается, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывает настолько велик, что иные оставляют к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году, в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

  «Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин.
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зеленова, братцы, вина!
Нам не дорого, хозяин,
Твое пиво и вино!
Дорога, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят»...

На Спожинки, – там, где к этому времени заканчивается жатва, – по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи – «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день колют купленого на мирские деньги барана. С этого дня вновь начинают водить хороводы.

Рецепт домашнего хлеба
ЗАКВАСКА: 1 стакан сухих шишек хмеля заливаем 2 стаканами воды и кипятим час-полтора (до уменьшения объёма жидкости вдвое). Затем процеживаем, остужаем и добавляем, перемешивая, 1 столовую ложку мёда (или сахара) и муки до густоты сметаны. Накрываем посуду с закваской, но не герметично. Ставим полученный сосуд в тёплое место на 8 – 10 часов. Лучше за закваской следить, а то она легко может “убежать”, если место, в котором она будет стоять, окажется достаточно тёплым. Когда закваска готова, она вся в мелких пузырьках и можно делать из неё опару.
ОПАРА: Полученную всю закваску перемешиваем, добавляем 1 стакан тёплой воды (лучше колодезной или родниковой), 1 столовую ложку мёда (сахара) и муки до густоты сметаны. Перемешиваем и снова ставим в тепло на 8 – 10 часов. После того, как опара достаточно интенсивно забродит, её можно поделить пополам. Одну половину – поставить в холодильник для следующего раза, а вторую использовать для замеса теста.
ТЕСТО: Половина опары, 1 литр тёплой воды, 1 столовая ложка мёда (сахара), 1,5 столовые ложки соли, 3 – 4 столовые ложки масла – всё перемешиваем и добавляем муку до теста густого, как для пельменей. Выстаиваем полученное тесто в тепле 8 – 10 часов. После того, как тесто поднялось, формируем из него булки, выкладываем их на смазанный маслом противень, даём ему подойти 1 – 2 часа, и выпекаем при 180 – 200 градусах 1 час.
Использовать лучше посуду, размер которой предусматривает возможность тесту увеличиваться в объёме раза в 3 – 4.
В тесто при замесе можно добавить подсолнечные, льняные, кунжутные или ещё какие-то семечки – хлеб получится ещё вкуснее!

Рецепт домашнего пива
Вот один из старинных рецептов домашнего пива. «Возьми самого хорошаго ячменю две с половиною четверти (ок. 20 пудов); вывей оной чисто, обрости исподволь в солод (то есть дай прорасти этому зерну), чтобы не перегорел (то есть не допусти самовозгорания прорастающего зерна) и высуша вывей и смели. Смолотой солод, положа в чан, налей теплою водою так, чтобы весло свободно могло ходить в чане. Держи оное полусуток. Потом, переложив в спустник, наливай кипятком. Между тем, взявши десять фунтов (ок. 4 кг.) хорошего хмелю, налей горячею водою и держи полусуток (отдельно). Сусло спустя (из спустника), вылей в котел и вари с хмелем до тех пор, покамест весь хмель потонет. Потом, выливши в чан, мешай как можно чаще; и, как простынет, то заделай «приголовок» следующим образом: отнявши (из чана) ушат сусла, простуди, чтобы оно было, как парное молоко; положи полкружки хороших дрожжей. И как скоро закиснет, то, положа сей приголовок в сусло, покрой крепко. Потом, когда станет подниматься хмель в верх, то каждые полчаса (надо) мешать веслом; и продолжать оное до суток (!). Потом весь хмель решетом сними, не выжимая из него (из пива) дрожжей; и как пиво простынет, и дрожжи падут на низ, то сливай в бочки как можно чище. Потом в каждую бочку положи по одному фунту сырого хмеля, по одной кружке отъемного вина и по три фунта белой патоки (то есть меда). Закупоря бочку, замажь глиною и поставь на лед».
Теперь пиво должно выстоять, ибо незрелое пиво приводило к болезням. Конечно, крестьяне варили пиво более простым способом, но основа рецепта была одна и та же.


Поговорки и приметы
Начало Молодого бабьего лета или лета молодух с 15 августа (настоящее бабье лето начинается с 29 августа). «Прийшла Перша Пречиста – стає дівка речиста» (укр.). Как после первой, так и после второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту – в хаті речисто» (укр.). Молодое бабье лето начинается, солнце засыпается. С Успенья солнце засыпает. До Успенья пахать – лишнюю копну нажать. На Успенье огурцы солить, на Сергия (25 сентября) капусту рубить. В осень и у воробья пиво. «Спажа – хлеба дзяжа» (белорус.). «Перша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, Друга (8 сентября) – дощем поливає, Третя (21 ноября) – снігом укриває” (укр.). Молодое бабье лето ведряное – жди ненастья на старое.
_________________
*) Б.Рыбаков и И.Полуянов объединяют этот праздник с Рождеством Богородицы, Осенними спожинками 8-го сентября.


Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
;
Календарь Праздников, Белоруссия – http://www.calend.ru/holidays/belorus;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Форум ИАЦ ЗКУ - Домашний хлеб на хмелю, Святослав (Forest) - http://forum.zku.org.ua;
«Великорусский пахарь...», Милов Л.В., Деревенская пища - http://vadim-blin.narod.ru/milov

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz