Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > тепляк 
ТЕПЛЯК, АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ – 19 АВГУСТА
 
Стратилатов день приспел – овёс поспел  
Тепляк, Ветер-тепляк, День-тепляк, Батюшка тепляк – в овсах набряк, Свекольница, Фёкла-свекольница, Фёклин день, Андреев день, Андрей Стратилат.

На момент введения Юлианского календаря: 19 августа
Дата по календарю XVI века: 19 августа
Дата по старому стилю: 19 августа
Дата по новому стилю: 1 сентября


Раньше этот день был связан со златокудрым красавцем Овсеном (Авсеном), древним божеством, появлявшимся среди скошенных лугов и полей верхом на огненно-рыжем коне. Позже его образ наложился на Андрея Стратилата, который был призван южным ветром заведовать.

В этот день отмечался нашими предками ветер теплый, южный, который так и называли – тепляк. И, одабривая тепляка-батюшку, кивали на поле: «Хороши нынче овсы стоят». Когда ветер-тепляк распускал теплые туманы – то косы ждать не заставляли, так что звенело в округе. Колос овса, в отличие от других хлебов, назван бронью. Он свисает, выбивается из стебля как сильный фонтан серебристой подземной водицы и снова стремиться уйти в землю, но так и застывает на лету. И ни какие ветра не способны его согнуть, повергнуть, никогда он не упадет надломленным. Пролевные дожди скатываются по нему. От них он только матереет, тучнеет. Он – батюшка овёс. И почтение к нему такое неспроста. На овсе-батюшке зиждилось всё домашнее хозяйство: он и человеку пропитание, он излюбленный корм для лошадей.

Рождённая в этот день следует старинному обычаю. Она приносит в дом или первый сноп овса, завязанный вначале уборки, или последний, когда косьбу заканчивали – всё зависело от лета. Сноп она обязательно украшала, обвязывала лентами, но ставила, в отличие от снопа пшеничного или ржаного, которые уже красовались в красном углу, в бабий кут. В бабьем куту был угол, где стояли иконы, и рядом сними, или под ними отводилось место для батюшки овса. Он-то и был утешителем, хранителем бабьих дум, советчиком в разрешении самых трудных жизненных задач. Он навевал бабоньке веру, провожал ко сну, встречал утром.

Наши предки, зная свойства этого злака, предупредительно ставили сноп овса не только дома, но и в сенях. Конюхи ставили сноп сена или подвешивали его в том углу, где висели хомуты, вожжи. По народному поверью, овсяная солома гонит нечисть из дома. В овсяной соломе леший не валяется. Коли заберётся в овсяную солому, его непременно лошадь копытом лягнёт.

Сжатое, скошенное хлебное поле узнавалось по стерне – остатки соломы на корню. Наши предки, поклоняясь низко убранному овсяному полю, завивали Власию, Илье или Егорию бородку, осташиеся стебли, как положено, пригибали к земле, засыпали верхушку землёй, чтобы святые русской земли ведали, что для всех охраняемых и оберегаемых ими животных на будущий год поднимется и вырастет богатый урожай. Считалось, что и земле также возвращяется через этот обряд завивания бороды сила от собранного урожая.

  Сей год – борода, на нового друга.
Девка сорвёт – дак замуж уйдет,
Вдова сорвёт – сколотка принесет,
Кобылка стопчет – жеребёнка приведёт.

Девушки несли овсяной сноп в дом, а бабоньки снова ложились на стерню, скинув с себя лишние одежды, закрывали глаза и катались по стерне, причитая и прося у жнивы отдать силы:

  Не боли, моя спинушка,
Возвратись, моя силушка!
Возверни силу, нивушка!

Острые стебли не ранили тела, не причиняли глубоких уколов, на одежде не оставалось грязи. Только первый раз, припадая к земле, бабонька чувствовала колкое прикосновение стерни, потом она легко катилась, приминая остатки стеблей и обозначивая на поле круг.

Не важно, было ли у кого-то из них тяжелое горе или чувствовал ли кто себя самым счастливым в деревне – все они заливались слезами. А плакали в старину не то что сейчас. Причитали так, что казалось, весь мир вот-вот перевернется. Все окружающее было заполнено криком, исходившим из самого сердца, из самой глубины души.

Трудно описать состояние, которое испытывала бабонька после этого обряда. Это чувство удивительно и доселе не изведанно. Происходило как бы полное обновление женщины, рождение ее заново. Эти обряды, судя по всему, были одними из древнейших, которые связывали воедино: человека, землю, урожай и святых.

С Фёклы-свекольницы начинается уборка свеклы (бураки, буряки – южн.). Из свеклы готовили на Руси самые разные супы.

Ботвинья
Название этого холодного супа происходит от глагола «ботеть» – «толстеть», от которого собственно и произошла слово «ботва». В старину хозяйки заготавливали ботву впрок. Её сушили или солили на зиму. Так, в одной старинной книге читаем: «Молодой свекольник очистить, перемыть, сложить в кадушку, слегка пересыпая солью, залить хлебным, белым квасом, поставить в холодное место».
Молодые стебли от свеклы очистить от листьев и верхней кожицы, мелко изрубить, замочить в холодной воде на час, выжать, опустить в соленый кипяток минуть на 10, сварить; откинуть на дуршлаг.
Взять щавель или шпинат, хорошенько промыть, обварить и дать как следует провариться; после чего протереть через сито. Взять нужное количество кваса (лучше всего выходит ботвинья из кислых щей), положить в квас приготовленный щавель или шпинат, листья молодой свеклы, приготовленные, как сказано выше, прибавить сахара, растёртого с ложечкой горчицы, нарубить туда же несколько веточек молоденького укропа, нарезать несколько очищенных свежих огурцов и один огурец неочищенный, так как кожица огурца придаёт ботвинье больше аромата, и, по желанию, несколько штук зеленого лука. К ботвинье часто подавалась какая-нибудь разваренная рыба, малосольная или свежая осетрина, севрюга, белуга. Непременное условие хорошей ботвиньи – это чтобы она была холодная.

Свекольник
В готовый уже бульон опустить перед подачей на стол листья свеклы, приготовленные, как сказано в предыдущем рецепте, прокипятить один раз. Можно подавать к столу холодным, добавив в каждую тарелку половинку сваренного вкрутую яйца и сметаны (или майонеза) по вкусу.

Поговорки и приметы
Тепляк держится, ушедшему лету всё кланяется. Батюшка юг пустил ветер на овёс-долгорост. На Стратилата тепляк – пошли овсы на спех. Ветер, дующий с юга, обещает хороший урожай овса. Стратилатов день приспел – овёс поспел. Не гладь лошадь рукой – гладь овсом. Ветер-тепляк в паутину одет – ушедшему лету кланяется вслед. Если ветер с полуден на Феклу тянет – пошли овсы наспех, с тёплых морей подул ветер – на овес-долгорост! На Фёклу копай свёклу. На Фёклу – дергай свёклу. Днём погоже, да по утрам не гоже.


Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Днем погоже, а к вечеру негоже» // Газета «У нас в Текстильщиках» - http://www.aepublic.ru/unt/arhiv/89/tek_24f.html;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz