Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > оберег уголья печного 
ОБЕРЕГ УГОЛЬЯ ПЕЧНОГО, ИОАНН ПРЕДТЕЧА – 23 СЕНТЯБРЯ*
Оберег уголья печного, Славение печников, Ириада-спорная, Иоанн Предтеча.

На момент введения Юлианского календаря: 23 сентября
Дата по календарю XVI века: 23 сентября
Дата по старому стилю: 23 сентября
Дата по новому стилю: 6 октября


Прошло три недели с 1 сентября – положенное время, чтобы сложенные печниками новые печи, в новом ли дому или в старом, уже показали себя. Большухи приглядывали, не дымна ли печь, не угарна ли, хорошо ли держит тепло, сколько дров берё т, пропекается ли в ней хлеб и пироги? Хозяйка приговаривала: «Печёным, матушка, пособи, с бабьей долей поровни!» и наказ давала: «Уголь, золу и печинку на поде сохрани!» Уголь из печи, собранный в этот день, становился талисманом, оберегом уголья печного.

В морозные зимы в деревне одно и спасенье, что печка. И недаром самой лучшей по удобству, многофункциональности и, главное, сохранению тепла во всём мире признана русская печь. Ещё и нашим далёким предкам служила она верой и правдой, будучи «поварней», и здравницей, и вообще самым живительным местом в доме. Близкая к нынешней печь появилась на Руси в начале ХV века и топилась по-чёрному, ну а более усовершенствованная, бездымная, славно дожила до ХХI века. К русской печи прилагался и комплект кухонной утвари – обязательно ухват, садни, кочерга, веник-сметник, горшки, чугунки, совок для углей. Сковородой могла служить крышка чугунка. Частенько кочерга была образцом искусной ковки.

Первый раз вечером готовила большуха мытье в печи. Заранее ставила в печь чугуны, в которых грелась вода: обычная и щелочная. Щелочную воду просто настаивали на древесной золе. В иных местах не ставили бань. И потому мытье в печи было делом привычным. Хозяин прикатывал в бабий кут большую кадку, приносил охапку соломы. Большуха открывала заслонку, выставляла чугуны и устилала соломой печной под. Обычно сначала залезала в печь старая бабка. Ей подавали лохань с горячей водой, ковш, веник, затем она поочередно принимала детей. Бабка, стоя на коленях, укладывала ребенка на солому и начинала его легонько постегивать распаренным в лохани веником. Главное было не ожечься о ещё горячие кирпичи свода, стен и самого пода, не вымазаться в саже, когда пролезаешь через печное устье. Потом бабка мыла голову ребёнку в щелочной воде. Воду нельзя было рсплескивать на под. Только брызги с веника летели на солому и она от этого становилась влажной, распаренной. Вымыв ребёнка, бабка передавала его большухе, та ставила дитя в кадку с теплой водой, обмывала и вынув, вытирала полотенцем.

Тем временем бабка мылась сама. За бабкой лез хозяин, а уж после него сама большуха. Вода в лохани каждый раз менялась, а в кадке – нет.

В честь печников пекли в этот день обрядовые пироги-наливушки. Это лепёшки из ржаной муки с картошкой. Отваривали картошку, толкли её, сдабривали яйцом и молоком и наливали толченку на сырую ржаную лепешку. По краям лепешку чуть заворачивали, после чего ставили на печь печься. Иногда наливушки начиняли творогом. Эти лепёшки символизировали труд печника. Он также, как картофельную толчею, месил и толок глину, скреплял ее водою с песком. И его печь должна была принять и хранить огонь, то есть силу солнца. Стать домашним очагом, который держит вокруг себя человеческую семью, род, согревать и кормить его. Наливушки славились, были жданны особенно ребятишками.

Наступает время овины топить, снопы перед молотьбой сушить. Топить овины топи, да на завтрашний день оглядывайся.

Родившимся в этот день была дана способность обращаться с глиной и камнем.

В этот день человек, попавший в ту или иную жизненную передрягу, мог вопрос о своей дальнейшей судьбе решить. В этот день человек, у которого были денежные неурядицы, гадал о своей судьбе. Для этого нужно было подойти к месту слияния двух рек и набрать в два кувшина одинаковое количество воды из каждой из этих рек, принести кувшины домой и наблюдать, из какого кувшина вода быстрее испариться: если из того, где вода из более полноводной реки, денежные беды будут продолжаться.

С этого дня, по мнению русского народа, начиналась настоящая холодная осень. Говорили: «Осень – третье время года, с сентября 23 числа до декабря 25 дня». Несчастливый день. Журавли улетели – осень перевалила к зиме.

В октябре время знахаркам впрок припасать корни одуванчика, отвар из которого и с желчью справляется, и дает силу перемогать сахарную болезнь. В октябре – какие там цветы! Иссох цветок. Но приглядись, приоткрой жухлые травы, и ты отыщешь зубчатые листки. Свернутые, сморщенные, они всё же дают знать – тут пуповинка одуванчика! Вытяни из-под земли корень, промой хорошо. Ветер октябрьский да ненастье не всегда тебе на подмогу. Но коли веет тихо, пробивается солнце, то пусть на вольном месте обсохнет корень одуванчика. А после надо обрезать верх и конец корня. Потом суши так на русской печи: расстели тряпицу да корни разложи, исподволь переворачивая, пока мокрота вся не уйдёт.

Из корня вытекает «одуванчиковое молоко», подсыхает он. Но надо быть терпеливым, и тогда корень отдаст всю свою целебность. С желчью справляется отвар из корня, дает силу перемогать сахарную болезнь. И когда мочевой пузырь застужен, тоже полезен отвар из корня одуванчика. В октябре время знахаркам впрок припасать корни цветка, что по весне на каждом шагу жёлтым огоньком горит.

Поговорки и приметы
Хлебом не корми, только с печи не гони! Счастье придёт и на печи найдёт. Печь как мать родная. Топить овины топи, да на завтрашний день оглядывайся. В этот день иногда бывает тепло, но редко и ненадежно. Журавли улетели – осень перевалила к зиме. Осень – третье время года, с сентября 23 числа до декабря 25 дня. «На Предтечі тулися до печі» (укр.).
_________________
*) В народном календаре, представленном фольклорным ансамблем «Россичи» по книгам: Н. Будур «Русский Народный Календарь» и Э. Бондаренко «Праздники Христианской Руси», этот день представлен по новому стилю – 6 октября. Примета дня «Осень – третье время года, с сентября 23 числа до декабря 25 дня» относится к IV – середине V векам. Через 16 веков юлианский календарь, по которому жила Русь и Россия до XX века, сместился на 13 дней. Примета же сохранилась и подтверждает, что исходная дата дня (и соответствующих обрядов) – 23 сентября.

Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Народный календарь, Дубненский общественный фонд «Наследие» – http://nasledie.dubna.ru;
«Круглый год. Славянский календарь»;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz