Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > первое зазимье 
ПЕРВОЕ ЗАЗИМЬЕ, ПОКРОВ – 1 ОКТЯБРЯ
 
На Покров часто выпадает первый иней, а порой и снег  
Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая (белорус.), «День зустрічі зими» (укр.), Покровá, Покров.

На момент введения Юлианского календаря: 1 октября
Дата по календарю XVI века: 1 октября
Дата по старому стилю: 1 октября
Дата по новому стилю: 14 октября


В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В Заонежье с Покрова до Николы зимнего (6/19 декабря) отсчитывалось зазимье.

В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

С Покрова, – говорят в народе, – перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зелёной, растопляющей своим теплом снега-льды. В канун Покрова целый день воют они, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу – из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок. «Леший – не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» – говорят порой в деревне.

В этот день девушки просили Ладу-Богородицу о замужестве: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!».

И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло – засидки привело». На посиделки, вечерки, беседы молодёжь собиралась либо поочерёдно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали специальную избу. «Прясть собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучинах до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают». Парни нередко тоже приходили с работой лапти плели, вили верёвки, а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху.

          Девушки вы, девушки,
          Где берёте денежки?
          Летом ягодки берём,
          Зимой куделечку прядём.
«Которая девушка веретено напрядёт, ей делать нечего. Тогда она прялкой прикроется и с кавалером любезничает. А которая не успевает, та схитрит из дома полное веретено принесёт и поставит. Парни любили тех, что попроворнее».

          Моя прялка не прядё,
          Колесо не вертится,
          Не дождаться, когда сядя,
          Он, наверно, сердится.

          Не стой, миленький, в порожке
          Не большая тебе честь!
          Иди, сядь ко мне на лавку
          Для тебя местечко есть!

Неделя после Покрова в некоторых местах Белоруссии называлась «девичьим летом» в отличие от «бабьего». Все дни распределяли между девками и дивчинами, которых уже приняли «в девки», и гадали о чертах характера будущих молодух. Если дни стояли погожие, солнечные, значит и характер у девчат должен быть ладный, добрый. Деликатные взгляды и разговоры заставляли девчат посмотреть на себя и свой норов со стороны. «Народное воображение отождествляет покров Пресвятой Богородицы со сказочной «нетленной пеленой Девы-Солнца», олицетворяющею собой утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена, покрывающая всех бесприютных и лишенных крова, прядётся, по словам одухотворяющего природу песнотворца-сказочника, из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба: «На море – на окияне», – повествует в одном из своих старинных заговоров народ, – «сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку золотую рудожёлтую, зашивает раны кровавыя. На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольной, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьёт она, вышивает золотой иглою»... и т. д. По другим разносказам, розоперстая богиня Зоря тянет рудожелтую нитку и своею золотой иглою вышивает по небу розовую пелену. Народ обращается к ней со следующим молитвенным заклинанием: «Зорька-зоряница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Покрой ты меня покровом Своим от силы вражьей! Твоя фата крепка, как горюч камень-алатырь!».» [Коринфский А.А.]

Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигают в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигают в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливают перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делается в предохранение от зимней простуды.

Поговорки и приметы
Покров не лето, а Сретенье не зима. Покров не лето, а Благовещенье – не зима. На Покров первое зазимье. В Покров до обеда осень, после обеда – зима. До обеда осень, с обеда зима. Выпадение снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для обручённых. Придёт Покров, девке голову покроет (замужние женщины на людях ходят только с покрытой головой). На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращаются с мольбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку – вяночкам» (белорус.). Не покрыл покров, не покроет и рождество. Если снег выпадает на покров счастье молодым. Корову выбирают по рогам, человека – по родам. Если сваты обошли хату, то говорили: «Приходит Покрóва – ревёт девка как корова» (белорус.). На Покров свадьба крепка. Покров конец хороводам, начало посиделкам.
Захвати тепла до покрова (ухить, вычини избу). Между покрова и родительской субботы зима не становится. Коли белка в Покров чиста (вылиняла) – зима будет хороша. На Покров улетают последние журавли, если раньше улетят – быть холодной зиме. Батюшка Покров не натопит хату без дров. Ветер с севера, с востока – быть зиме суровой, дует с юга – на снега, на теплую зиму; переменный – и ей быть переменной. По Покрову и зима. Сбор последних плодов. Последний сбор груздей и рыжиков.


Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Каляндар беларускiх народных святаў i абрадаў. Могилёв;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003 – http://kizhi.karelia.ru
   

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz