Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > дедова неделя > старинный обряд  
СТАРИННЫЙ ОБРЯД ДЕДОВОЙ НЕДЕЛИ – 26 ОКТЯБРЯ
О Дзядах (Празднике Родных предков)

Откройте православный или католический календарь. В каждом из них начало ноября отмечено праздником – Днём поминовения. Даты в этих календарях разные, но суть праздника одна – поминовение святых, имена которых почитаются православными и католиками. Однако сам праздник имеет еще дохристианские корни – праздновали его и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Но именно в Беларуси сохранились те, еще дохристианские, обычаи празднования этого дня по народному календарю. В традиции белорусов до сих пор «Дзяды» (Деды) – это в первую очередь не общечеловеческий праздник, а семейный. И поминают в этот день своих родных...

Иван Иванович Крук, кандидат филологических наук, автор книги «Сiмволiка беларускай народнай культуры» рассказывает:

Культ предков – это одна из характернейших черт нашей культуры. Представлен он практически во всех ритуально-обрядовых комплексах всего годового круга. Поминальные дни у нас есть и весной, и летом, и осенью, и зимой. Однако основные – это весенняя «Радавнiца» (Родоница) и осенние «Дзяды». Весной на «Радавнiцу» мы всей семьей идём на кладбище, чтобы навести порядок на могилах предков и получить их благословение на начало сельскохозяйственного цикла работ, а осенью приглашаем их к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Подчеркиваю: у белорусов «Восеньскiя Дзяды» (осенние Деды) – праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище.

Когда отмечать «Восеньскiя Дзяды»

В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении «Восеньскiх Дзядов», когда День памяти был включен в список государственных праздников (Белоруссии), народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции – православную и католическую.

Но народная традиция, опирающаяся на народный белорусский календарь, несколько иная – она конкретно связана с культом предков. В основу ее заложен ритм, в котором мы до сих пор накрываем поминальные столы: 0-3-9-40. Этот же ритм заложен и в философию, структуру всего народного календаря. День празднования «Восеньских Дзядов» определяется в соответствии с постоянным днем празднования «Пакравов» (Покрóва). Третья суббота после «Пакравов» и является днем празднования «Дзядов».

Как праздновали

Космос крестьянской хаты делился двумя потолочными балками на три части, которые символизировали не что иное, как связь между поколениями. Первая балка, что ближе к двери, отделяла пространство для гостей. Вторая же являлась своеобразной семейной книгой памяти – на ней вырезались имена умерших членов семьи. Если в другие праздники столы ставились вдоль хаты от красного угла к порогу, то поминальный стол – вдоль поминальной балки. Во главе стола было место хозяина – отца или деда, после которого все по очереди садились по старшинству. Принцип этот соблюдался неукоснительно, потому что считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Мужчины рассаживались с правой стороны стола (от порога), женщины – с левой. Жены – напротив мужей. Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол. Как правило, празднование «Дзядов», как «Калядав», начиналось после появления на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал её всем по кругу вокруг стола. Каждый должен был подержать эту свечу в руках. Потом читали «Отче наш...», перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена. Перед самой трапезой хозяин обязательно приглашал за стол души предков: «Святые дзеды, завём вас! Хадзите до нас! Ёсть тут всё, што Бог дав, чим тольки хата багата. Просим вас – лятите да нас!» Потом вставала мать, брала стос блинов и, деля их крест-накрест на 4 части, раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник – для «дзядов». Только после этого начинали есть сами.

Что и как ели

Как уже говорилось, за поминальным столом назывались имена предков вплоть до седьмого колена. Поэтому и блюд должно было быть семь. Кутья и блины – обязательно. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. К сожалению, об этом еще никто не писал, а ведь у славян символика четных и нечетных чисел – это деление всего мира на мир живых и мир умерших. Поэтому, когда мы накрываем любой стол, каждое блюдо надо подавать на двух тарелках, а хлеб предлагать двумя кусочками (один кусочек кладется только на «Раданицу» у могилы умершего). В XIX столетии появился обычай на край стола, который ближе к красному углу, ставить отдельную тарелку с кусочками от всех блюд, вином и ломтиком хлеба для «дзядов».

Еще один из законов этого поминального стола – ничего с него не убирать до завтрашнего дня: верили, что души предков приходят ночью. Заканчивалась ритуальная трапеза общей молитвой. Cвечу гасили кусочком хлеба. При этом смотрели, в какую сторону шел дым, – если дым уходил в сторону двери, то считалось, что в семье в течение года кто-то умрет. Обязательно после трапезы хозяин вставал и говорил: «Все, дорогие предки: погостевали у нас, попировали с нами, а теперь уходите!» Для перестраховки, чтобы духи не вернулись в мир живых, ставили остриями в сторону порога борону.

Что и сколько пить

Спиртное на наших поминальных столах было всегда: чарка медовухи – это ведь в первую очередь средство для снятия психологической нагрузки, всегда связанной с поминовением. Однако золотое правило народной культуры гласит: «Первая ложка кутьи, первый блин комом, первый глоток спиртного – предкам». Хозяин брал стограммовую чарку спиртного и треть содержимого отливал умершим. Вторую треть выпивал сам. Оставшуюся часть оставлял в рюмке. Это было законом. Все остальные также не допивали. Я всегда подчеркиваю: между поминальными столами и другими застольями – например, свадебными – принципиальная разница. Тем более в употреблении спиртного. Кстати, вино «дзядам» всегда наливается «от себя». Никогда не наливайте так живому человеку. И «пей до дна!» – это не для поминального стола.

Выпивали, таким образом, доливая, но не допивая, по три чарки. В целом получалось около ста граммов. Думаю, что отцу вместе со взрослыми сыновьями выпить за вечер сто граммов спиртного – это допустимо.

Кутья

Кутья – это обычная перловка, сваренная на молоке или воде с сахаром. В довоенное время использовали для кутьи неочищенное, необработанное зерно. Пробовать кутью на вкус во время ее приготовления нельзя – как вы уже знаете, первыми ее попробовать должны предки.


Автор публикации: Олег КАРПОВИЧ (http://sb.by/area/authorslist/author/465/)
Прим. В.Лобачева – белорусские слова преведены в русскую транскрипцию.


Источник:
Mortis est Domine – http://necromancy.tgn.ru/index.php

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz