Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > андрей-ворожей 
АНДРЕЙ-ВОРОЖЕЙ, АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ – 30 НОЯБРЯ
 
В ночь на Андрея обычно гадали.  
«Андрэй-Варажбiт» (белорус.) – Андрей-ворожей или Волхв-Андрей, Гадальный, Девичий праздник (белорус.), День Мольбы об истинных женихах, «Дзявочыя варожбы» (белорус.), Тихая вода, Шумная вода, Андреева ночь, Андрей Первозванный.

На момент введения Юлианского календаря: 30 ноября
Дата по календарю XVI века: 30 ноября
Дата по старому стилю: 30 ноября
Дата по новому стилю: 13 декабря


Стояли рядом изречение «Святой Андрей Первозванный – русской церкви камень» и наказ «Слушай воду!». Девушки в ночь на Андрея гадали. Андрею Первозванному молятся девушки о даровании хороших женихов.

В этот день воду наслушивали. Старики это умели. Поутру шли старики на реку, рубили прорубь и, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что коли вода шумная, то надо ждать метели, стужи. Коли тихая вода на Андреев день, то зима будет тихой, хорошей. Результат сверяют с тем, что дал Юрьев день. Черпали воду из проруби, несли домой. И коль вода была шумной, то сразу наливали её в чугуны, не разливали по лоханям – следовало воду успокоить, чтобы с ней в твой дом шум не вошел.

Ночь на 30 ноября называют в народе Андреевой. Из старины идет утверждение, что девушкам и юношам в Андрееву ночь являются образы их суженых. Само имя Андрей означает «муж».

С древности существовал обычай гадать на женихов. Прежде всего, старались вызвать вещий сон, в котором девушка должна была увидеть своего суженого: ставили под кровать миску с водой, под подушку клали немного кутьи, зеркало, нож, мужскую шапку или щепку, вырванную из забора понравившегося парня. Чтобы увидеть своего суженого, девушки сеяли семена льна в горшочек с землёй, а потом читали над ним «Отче наш»: девять раз стоя, девять раз опустившись на колени и девять раз сидя. После этого читали специальный заговор: «Святый Андрею, я на тебя лён сею, дай же мне знать, за кем я буду тот лён рвать». Такой горшок ставили под кровать.

С утра выбегали во двор и обхватывали колья забора: удавалось обхватить чётное число – скоро позовут замуж. Также гадали и на дровах. Закрыв глаза, подхватывали охапку дров и, вернувшись домой, пересчитывали. Чётное число дров сулило скорое замужество. Днём выходили на крыльцо и загадывали: кого из деревенских парней первым увидят, за того и замуж выходить.

В Белоруссии «высевали» семена конопли или льна рядом с колодцем, возле родника, или дома. Такое «высевание» было неслучайным – достаточно вспомнить, что весною 15 апреля, также в день Андрея, в белорусском Полесье обычно сеяли коноплю (в других местах – 17 апреля). Результаты этого занятия ощущаются осенью и как бы объединяют общим делом двух тёзок. Само действие гадания – посев, носило явно символический характер: как засеянное должно взойти, так и загаданное должно сбыться в недалёком будущем – «Святой Андрей, я коноплю сею, дай мне знать, с кем буду я рвать». Чтобы загаданное сбылось, девчата накануне целый день постились и избегали разговоров. Если все брошенные семена прорастали весной – это обещало счастливый брак, если всходы были редкими – ожидалось безрадостное замужество, если семена совсем не всходили – это считалось признаком смерти.

На трёх тарелках клали перстень, чётки и цветок; тарелки накрывали чем-либо. Кто из девчат вытянет перстень – та выйдет замуж, цветок (символ невинности) – останется в девках, чётки – пойдёт в монастырь.

Накануне вечером девушки гадают о своих суженых. Гадания на Екатерину и Андрея – своего рода репетиция перед настоящим, большим, разнообразным гаданием на святки.
Накануне святого Андрея девушки соблюдают пост, но так, чтобы никто из родных этого не заметил. Садясь за стол ужинать, отламывают кусочек хлеба от своего ломтя, чтоб никто не видел, кладут его под скатерть, а выходя из-за стола, берут с собой. Когда ложатся спать, кладут кусочек под подушку, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи ко мне кушать (моего хлебушка отведать)». Уверяют, что загадавшие видят во сне своих суженых.


Чей след от крыльца твоего рано утром идет: птичий ли? человека? Какой след: что борозда? что яма? Деды советовали: «Не спеши. Погляди. С крыльца опрометью не сходи, не заступи следа чужого. Заступишь – и может случиться так, что переймешь путь того, кто этот след оставил, и тогда чужими думами уязвим будешь, чужой маетой маяться станешь, чужие ноши носить устанешь.»

Вероника – это андреева трава, она терпка и горька, в венок свитая, вероника – от лукавого. С виду цветы её бледно-голубоватые с лиловыми горлицами, что вышитые крестики. Вероника – сильная трава: с ней поведешься – желанного не потеряешь. По народному поверью, девушки, думая о милых дружках, держали при себе веронику.

Поговорки и приметы
На Андрея Первозванного ходят ночью к рекам и озерам подслушивать воду: тихая вода – к хорошей ровной зиме; шумная – к стужам, бурям и метелям. Результат сверяют с тем, что дал Юрьев день. «На Андрія сниться дівицям надія» (укр.). «Андрію, я тобі коноплі сію» (укр.).


Источники:
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год. Славянский календарь»;
Народный календарь, Дубненский общественный фонд «Наследие» – http://nasledie.dubna.ru;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Каляндар беларускiх народных святаў i абрадаў. Могилёв;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ;
Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
Український народний календар;
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz