Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > заваруха 
ЗАВАРУХА, ВАРВАРА – НОЧИ УРВАЛА, БАБИЙ ПРАЗДНИК – 4 ДЕКАБРЯ*
 
Варвара ночи украла, дня притачала  
Заваруха, Варвара – ночи урвала, Бабий праздник, Песенность о мамах и детях, «Мiколiна матка» (белорус.), Варваринские морозы, Варварины морозы.

На момент введения Юлианского календаря: 4 декабря
Дата по календарю XVI века: 4 декабря
Дата по старому стилю: 4 декабря
Дата по новому стилю: 17 декабря
Современная дата: 22 декабря


Считается, что на Варвару день увеличивается. (?!) На день Варвары ставят дома веточку, чтоб к Рождеству распустилась.

Варвара считалась заступницей женщин. Этот день был «бабским» праздником, поэтому не прядут кудель, а вот толокно молоть и лён трепать дозволяется. Девушки начинают вышивать. Варвара особо почитается беременными женщинами, ей молятся о лёгких родах.

Святая Варвара – избавительница от внезапной смерти. В Белоруссии в сёлах, расположенных у рек и озёр, день отмечали для того, чтобы «дзеці і жывёла не тапіліся». А чтобы лучше плодилась живность и велась скотина – пеклись пироги с маком, которые назывались «варенье» или лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили этим печеньем больных.

На Украине говорили, что в этот день устанавливается зимняя погода: «На день святой Варвары зима мосты мостит».

В католических странах Варвара выступает в роли покровительницы ремесленников, к которой обращаются во время грозы как защитнице от молнии.

Поговорки и приметы
Святая Варвара ночи урвала. Варвара ночи украла, дня притачала. «Мікола і Варвара ноч урвалі» (белорус.). Трещит Варюха – береги нос и ухо! На Варвару зима дорогу заварварит (заварит). Варвара мосты мостит (южн.). Варвара мостит, Савва (5 декабря) гвозди острит, Никола (6 декабря) прибивает. Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит. Варвара заварит, Савва засалит, Никола закуёт. Просаввилась, проварварилась (приговаривал мужик с плеткою, когда жена его, за многими праздниками, осталась без рубахи).
_________________
*) Астрономического подтверждения факта замедления вращения Земли вокруг своей оси в этот день не найдено. Возможно это воспоминание тех времён, когда на этот день приходилось солнцестояние. Подобные дни встречаются весной – «Конон-огородник» 5 марта («начинай пахать огород», хотя была традиция раньше весеннего равноденствия или Благовещенья землю не тревожить) и летом – «Тихон – утишитель солнца» 16 июня «Мануил-солнцестой» 17 июня (приметы летнего солнцестояния).
   Возможно примета о «притаченном» дне ведёт своё начало со времён до юлианского календаря (46 год до н.э. – Историческая хронология календаря и Русская хронология). Подобной точки зрения придерживался М.Грушевский. Вот что говорят украинские поговорки: «Варвари ночі урвали» (т.е. ночь пошла на убыль, перевал солнцестояния), «Сави дня прибавили», «Хвали зиму після Миколи» (по В.Скуративскому). На Савву к тому же мужчинам не рекомендовалось выходить из дома: «Не ходи за порог – не мешай мостить дорог», «В День Саввы – дома Глáвы (семьи)». Если этот день приходился на «бабий празник», «празник рожаниц и повитух», то понятно желание женщин оставить мужчин на хозяйстве. Никола приходился в этом случае на третий день после макушки зимы – возможно раньше на Руси заявляли о рождении ребёнка лишь на третий день.
   В некоторых местах святочные гадания, начинались не с Рождества, а с Николы зимнего или со Спиридона-Поворота (в Заонежье). Может не случайно Никола-зимний «превратился» в Деда Мороза и Санта-Клауса (дословный перевод – Святой Николай)?
   Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
20-21 марта – весеннее равноденствие;
20-21 июня – летнее солнцестояние;
22-23 сентября – осеннее равноденствие;
21-22 декабря – зимнее солнцестояние.


Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. – М., «Правда», 1991;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. – Мн., 1992;
«Звичаї нашого народу», Воропай О. – К.: Оберіг, 1991;
Історія української літератури, Грушевський М.: В 6 т. 9 кн. – Т. 1. /Упоряд. В.В.Яременко. – К.: Либідь, 1993;
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн – К.: Перлина, 1994;
Русская хронология, Черепнин Л.В.;
Историческая хронология календаря – http://cv.jinr.ru/~bljv/Cal_gens.htm

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz