Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > зимник 
ЗИМНИК, НИКОЛА ЧУДОТВОРЕЦ – 6 ДЕКАБРЯ
 
Первоначально Дед Мороз был в виде босого старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках.  
Зимник, Никола Чудотворец, Микола морозный, холодный, «Добрий Микола» (укр.).

На момент введения Юлианского календаря: 6 декабря
Дата по календарю XVI века: 6 декабря
Дата по старому стилю: 6 декабря
Дата по новому стилю: 19 декабря
Современная дата: 24 декабря «
Никола – второй после бога заступник». Покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостливый святой, заступник крестьян от всех бед и несчастий. Его образ вероятно наложился на Велеса и Волхова-чародея.

Велес, «скотий бог» – бог достатка, лесов и земных вод, смены времён года, земледелия, домашнего скота, торговли, путников и искусств.
Волхов, ипостась Велеса – чародей, был силён и умён, мог принять облик ящера водного («лютого зверя коркодела»), волка-оборотня, гнедого тура, ясного сокола. Он же царь водяной. (новг.)

В этот день, по преданию, Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её – обыденкой (в один день) – из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы. Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело – зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.

По стариковским байкам, уж больно любит зима посидеть на крыше, у трубы послушать пение русской печи, свист берестяной, дух леса смоляной вдохнуть в себя. Сладко человека житье, чудесно в стенах, мхом убранных. Чудесен и сам огонь. И страх перед ним у зимы, и тяга к нему. Что за зима без света от лучины, без огня в печи!

Пирогами встречали день Николы и зимушку не забывали – потчевали. Потому и говаривали: первые морозы – Никольские. Раньше, по-видимому, это была макушка зимы*: «Хвали зиму после Николина дня».

Зимой Никола предстаёт седым стариком, хозяином зимы, снега и холода, который сходит на землю, принося зародыши богатства, урожая, приплода. Никола – покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Можно сказать, что Мороз – это символ Николы, как молния и гром – символы Ильи.

Согласно мифам древних славян, Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея – правителей подземного темного царства. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь – Снегурочка.

 
Волх – чародей, ипостась Велеса.  
Современный Дед Мороз – образ собирательный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В.Я. Брюсова «Царю Северного полюса», карело- финский эпос «Калевала»).

Позвизд – славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж – Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в тёплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдёт – там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун – злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер»), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Мороз, Морозко – персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Мороза косвенно отражён во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ Мороза – богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными” морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с “калить”); сходные представления отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ Мороза (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом Мороза, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.

Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян (особенно у белорусов) в ритуале кормления Мороза накануне вечером 5 января (по ст. стилю). В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами: “Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овёс, лён, да канапи, в землю вколоти” (ср. обычай кормления дедов-предков с кормлением деда-Мороза). В восточнославянской мифологии Мороз – старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара Мороза по углу избы трескается бревно.

Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с Морозом, в городской среде вызвана влиянием образа христианского св. Николая, который дарил подарки и влиянием западноевропейских рождественских обычаев.

Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.

Кроме того, раньше люди не ждали от Деда Мороза подарки, а… дарили их ему сами! В давние времена славяне верили, что от бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого зимой устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски – они изображали духов. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения. Самый страшный из колядующих назывался Дед. Его и считают самым древним прообразом современного Дедушки Мороза. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Это Дух Зимы – строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих – может и заморозить своим волшебным посохом. Другое имя властителя Зимы с крутым нравом – Дед Трескун, ибо именно он насылал на землю трескучие морозы. Постепенно из злого персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник. И поныне считается, что живёт Дед Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами. Сначала шуба его была синей (как указывающий на северное, холодное происхождение), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме, хотя бывает что и в синей шубе.

К Николе зимнему приурачивалась распродажа лишнего хлеба. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличии от прочих – это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3–4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года.

Зимою на Николу начало сватовства. Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

Легенда о Волхове
Два племенных вождя – Словен и Рус – покинули со своими племенами старые земли в «Скифенопонте» и начали искать во Вселенной «места благопотребна», «яко орли острокрилатии перелетаху сквозе пустыня». Через 40 лет блужданий они достигли великого озера, названного в честь сестры Словена Илмеры. На берегу Волхова («зовомого тогда «Мутная») был построен город Словенск Великий («а иже ныне – Нов град»). «И от того времени новопришельцы скифстии начата именоватися словены. ... Болший сын оного князя Словена – Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрении и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь.» («Цветник» 1665 г.)

Поговорки и приметы
Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой иней – овсы хороши будут. Иней на Николу – к урожаю. Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы – позже (белорус.). Какой день в Николу зимнего, такой и в Николу летнего.

Зима – за морозы, а мужик – за праздники. Бог Седовлас послал зиму на нас. Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьёт, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют. Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют. «Мікола і Варвара ноч урвалі» (белорус.). Хвали зиму после Николина дня. Подошёл бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним. Привезли зиму на санках до Николы, и вот тебе и жданная оттепель. Ехал в санях Микола, просил ночлега, обещал приехать в мае на телеге. Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. Один Никола травный, другой морозный. Никола загвоздит, а Егорий намостит. Первые крепкие морозы – Никольские. У доброго мужика и на Никольщину торг стоит. Никольский торг всему указ. В Николин день во всяком доме пиво. Николыцина красна пивом да пирогами. Для кума Николыцина бражку варит, для кумы пироги печёт. На Никольщину зови друга и недруга. На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага – рядит. Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют. Никольщина красна пивом да пирогами. Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печёт. Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьёт. Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют. Дониколился до сумы. Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится. Никольщина не ходит с поклоном на барский двор. Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина не ведала, что на барщину царём от Бога навек заказ положен. Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы.

Выбирай не невесту, а сваху. Никто против свахи не соврёт. Сваха чужие грехи на душу принимает. Свату первая чарка и первая палка. Один женился – свет увидел, другой женился – с головой пропал.
_________________
*) В некоторых местах на Руси святочные гадания, начинались не с Рождества, а с Николы зимнего или со Спиридона-Поворота (в Заонежье) [Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К. – http://kizhi.karelia.ru]. Может не случайно Никола-зимний «превратился» в Деда Мороза и Санта-Клауса (дословный перевод – Святой Николай)? Сохранилась поговорка о Маланье, которую отмечают 31 декабря – «Веселилась Маланья на Николин день...», косвенно указывающая, что Николу также отмечали, как и последний день года.

Источники:
«Язычество древней Руси», Рыбаков Б. А.;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Народный календарь, Дубненский общественный фонд «Наследие» – http://nasledie.dubna.ru;
День Рождения Дедушки Мороза – www.oracle-today.ru/forum/viewtopic.php;
Дед Мороз, Снегурочка, Санта Клаус – http://happy-year.narod.ru/dedmoroz.html;
Календарь праздников, памятных дат – www.barnaul-altai.ru/news/calendar/;
Велес и Ярила, Гаврилов Д. – http://lib.swarog.ru/books/wera/0pagan/00wolh/yggeld/dgavr_03.php;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz