Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > сочельник 
СОЧЕЛЬНИК, ПОСТНАЯ КУТЬЯ – 24 ДЕКАБРЯ
 
Сочиво: каша из цельного зерна с добавлением макового молочка и ягод  
Сочельник, Рождественский сочевник, Постная кутья, Кутейник, Коляда (полесье), Старая коляда (белорус.), Первая коляда (белорус.), «Вилия» (белорус.), «Ёгар» (белорус.), Корочун*, Бадний вечер**, «Штедрый ден» (чеш.), Бабий вечер (чеш.), «Бабин святий вечер» (закарпат.), «Бабинец» (закарпат.), Колядки.

На момент введения Юлианского календаря: 24 декабря
Дата по старому стилю: 24 декабря
Дата по новому стилю: 6 января
Астрономическая дата: Зимнее солнцестояние***


Историческими корнями Коляда уходит в глубокую древность, когда разными народами отмечался праздник зимнего солнцестояния. С приходом христианства встречу Коляды стали связывать с Рождеством Христовым.

Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, взвар ячменный с мёдом, или ягодный, плодовой, а кое-где так называли обваренные зёрна с добавлением макового или кедрового молочка. Кутья или коливо – каша, сваренная из целых зёрен пшеницы или ячменя (современный вариант – из риса) политая мёдом, с добавлением ягод.

Днём у прорубей, колодцев девицы шепчутся, с парнями заговорщически перемигиваются, дóма из сундуков-укладок достают и примеряют обновы. Пожилые пост блюдут и молодёжь строжат. Благочестие требовало вести себя смиренно, ни крошки не вкушать до вечерней звезды. Девицы на выданье особо блюли пост в этот день: «чтобы быть красивой».

Греют родителей. Вечером зажигают большие костры, что связано с представлением о возрождении солнца, начале нового солнечного года. На дворах жгут навоз и солому, полагая, что усопшие родители приходят греться. От этого огня пшеница народится ярая. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании.

Избу обычно тщательно убирают в хате. Вечером прячут кудель, веретёнца, прялки («шоб очи не бачили»), а днём «девки стремились напрясть как можно больше клубков». В сочельник у православных христиан сохраняется обычай ничего не есть до первой вечерней звезды. При появлении на небе первой звезды стол застилают соломой, затем накрывают чистой скатертью. Водружается в красном углу плуг, упряжь: на процветанье хозяйства, крепни оно и матерéй! Блюда подают постные, обязательно кутью: кашу из цельных зёрен пшеницы на ягодах и меду и сочиво. Хозяин зажигает огонь у образов – лампаду (символ нового «живого» огня). Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой (ячневая каша), овсяный кисель. Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз: «Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!» Таким призывом умилостливают мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов. Едят в торжественном и строгом молчании, при этом крестьяне просят ребят лазить под стол «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.

В эту же ночь обильный корм дают скоту. Первый блин под Рождество хозяйка овцам несёт, через серп ломает, чтобы овечью шерсть Овинник (дух овина) не таскал. В некоторых местах под Рождество не кормят кур, чтоб огородов не копали.

Накануне Рождества гадают и проделывают целый ряд магических действ. Под Рождество кладут в чашку кутью и мёд, затем каждый кладёт свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрёт.

В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собрались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и реже парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в Новом году выйти замуж или жениться. Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как свадьба, является обычай зимних «смотрин невест», проходивших в разных местностях в сроки близкие к Святкам – чуть раньше или чуть позже. Но чаще всего в последний день святочного периода – в Крещение Господне, после которого наступал мясоед – время свадеб.

В Воронежской губернии в Рождественскую ночь было принято собирать чучело из соломы и зажигать его. Затем через костёр прыгали парами [Пухова Т.Ф., Христова Г.П.].

В Полесье: «На Пóсну кутю агню накладóм и перескáкуем церез агонь – брéхни трéба папалить в сялé [так называлось это действие]. Вóзьмем куль салóмы, запáлим и скáчем. Крáли и с хлевá скубли застрешуванник. А в тэй день [недели], шо Пóсна кутя, нельзя сыпать у пóгреб: все паели мишы да здаравушчие». «На Постную куттю на кут кладуть сено и кашу с печи вымай и кудáхчи: тады куры будуть нéсьця» [Толстая С.М.].

Перед Рождеством все деревья в садах обвязывают соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. На свят вечер тугие клубки пряжи мотают, чтобы кочны капусты тугие были.

Воры стараются аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предприятия, во весь круглый год.

У болгар канун Рождества называется «Бждни вечер», «Бадни дан»** (бадняк – дубовое полено, колода) и сопровождается следующими обрядами. Глава семейства, жена его и дети выходят на двор с зажжёнными лучинами в руках, отправляются к месту, отведённому для рубки дров, и выбирают толстое, длинное и сырое дубовое полено. Когда оно будет найдено, домовладыка снимает шапку и с благоговением произносит: «помози, Боже и ти Коледо, да поживеем и до друга година!» Потом, взвалив дубовое полено на плечо, возвращается в избу, кладёт его в печь и разводит огонь; приступая к очагу, он возглашает молитву и обращается к присутствующим со словами: «Христос са роди!» (Христос родился), на что отвечают ему домочадцы – «Истино са роди!» (Воистину родился) – и целуются друг с другом. Это возжжённое накануне Рождества полено называется бдник (бадник); оно должно медленно и постоянно гореть во всё продолжение Святок – до самого Крещения. В некоторых местах Болгарии 24-го декабря тушат во всей деревне старый огонь и взамен его вытирают из сухого дерева новый – божий или святой огнец, которым и возжигают домашние очаги. Когда бадняк загорится, домовладыка подымает его и ударяет им несколько раз, приговаривая: «за плод и здраве!» Искры, которые посыплются от первого удара, знаменуют приплод лошадей, искры от второго и третьего ударов – приплод коров и овец, и так далее. На разведённом огне пекут пресный хлеб, с золотой или серебряною монетою внутри, называемый боговица (= серб. чесница); по полу разбрасывают солому, грецкие орехи и пшеницу; к ужину приготовляют вино, мёд и разные плоды: яблоки, сливы, сухие персики, изюм, виноград, стручки и орехи. Как скоро стол будет накрыт и уставлен яствами и напитками, глава семейства берёт кадильницу, читает молитву и кадит по избе ладаном; после того садятся за ужин, но съедают не всё, а часть меда и фруктов откладывают в особую миску, ставят под образа и сберегают на случай болезней, как самое надёжное лекарство. Набожные люди, верные заветам старины, стараются не спать на Рождественскую ночь; сидя возле очага, они заботливо наблюдают, чтобы как-нибудь не погасло священное пламя. Пепел, остающийся от бадняка, частию употребляют на лечение домашней скотины, а частию рассыпают по нивам, пастбищам и виноградникам – с твёрдым убеждением, что это способствует хорошему урожаю; ту часть бадняка, которая не успевает сгореть ко дню Крещения, зарывают в землю – посреди виноградника или хранят в дому до следующего Рождественского сочельника и тогда разводят ею «новый огонь» [ Афанасьев А.Н.].

У сербов и лужичан существует обычай – выходить рождественской полночью в поле, на перекрёсток дорог и смотреть на небо. По словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открываются небесные красоты неизречённые. И видят они, как из райских садов зоря-зоряница выводит солнце красное, как она, ясная, усыпает путь его золотом и розами. И видят они, как бьют в муравчатых берегах ключи воды живой, как расцветают цветы духовитые, как золотятся-наливаются плоды сочные на деревьях серебряных с листочками бумажными... Многое еще видят достойные видений люди, да всё меньше таких становится на земле, затемнённой грехами нераскаянными. А как ни смотри на небо грешная душа – ничего, кроме синевы небесной да звёзд, – и то если они не укрыты тёмным пологом туч, – не высмотреть ей и в эту ночь откровений [Коринфский А.А.].

Хорваты в этот день пекут специально украшенный хлеб и называю его Кросница или Крижица (криж – крест).

У лужичан накануне Рождества ходит по домам Bože džjećo («Боже джиетсё» – Божье дитё, Божич): под этим именем совершает обход девушка, одетая в белое платье; в одной руке она держит узел с яблоками и орехами, а в другой – ветку с привешенным к ней звонком. Подводя детей к святочному дереву, убранному плодами и орехами, родители уверяют их, что все эти лакомства принесло Bože džjećo.

C последнего воскресенья перед Рождеством начиналась «неделя праотцов» – самые короткие ночи, когда старались ничего плохого не говорить и ни с кем не ссориться. В деревне с утра ещё тихо – идут последние приготовления к празднику.

Рождественское кутья
Последний день перед Рождеством называется сочельником, потому что в этот день положено есть кутью. Кутья готовится из цельных зёрен пшеницы (раньше) или риса (современный вариант). Вот как её приготовить.
Ингридиенты: 1 стакан зёрен пшеницы (250 мл), 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки мёда, сушёная земляника. Зёрна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Из чистых зёрен варят на воде обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Во время варки можно добавить сушёные ягоды земляники. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мёд, всё перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, её можно разбавить охлаждённой кипяченой водой. В конце добавляют толчёные ядра грецких орехов.

Поговорки и приметы
Первый блин в Сочевичник – овцам. «Аднá куття на людей, а другая на худóбу, а треття на уражай» (полесье). За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (8 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов (Воронежская губ.). Зима резвится не в лесу, а у нас на носу. Коли тропинки черны – урожай на гречу. Звездист небосвод – ждёт ягодный год и на скот велик приплод. Если в сочельник будет много на небе звёзд – будет много грибов. Не кормят кур, чтобы огороды не копали. В Святой вечер из дома уходить нельзя, а то скотина по весне будет по лесам да болотам плутать. На Святой вечер ткать – несчастью угождать. Ткать грешно – несчастье угодит в праздник. От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех – с охотником несчастье случится. Спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушке, чтобы быть красивой, нельзя есть до первой звезды (белгородск.). В Коляды хату не метут, чтобы был чистый лён (полесье).
_________________
*) Многие исследовали относят Корочун на самый короткий день – 22 декабря.
**) Александр Фаминцин приводит и иные названия кануна Рождества: «Баднiй день», «Баднiй вечеръ» (прим.: бадняк – рождественское дубовое полено, колода; от слова «бдеть», «не спать»), «Щедрый или Богатый вечеръ».
***) Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
21 (20) марта – весеннее равноденствие;
21 (20) июня – летнее солнцестояние;
23 (22) сентября – осеннее равноденствие;
22 (21) декабря – зимнее солнцестояние.
   В рукописи XVII века из Соловецкого монастыря утверждалось: весна длится с 24 марта по 24 июня, лето укладывается в сроки до 24 сентября, затем осень – до 24 декабря. [Полуянов И.]


Источники:
Некрылова А.Ф. Круглый год – М.: Правда, 1991;
Коринфский А.А. Народная Русь – Смоленск: Русич, 1995;
Обрядовая поэзия. Сост. Жекулина В.И., Розова А.Н. – М.: Современник, 1989;
Толстая С.М., Полесский народный календарь. – М.: Индрик, 2005;
Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005;
«Круглый год. Славянский календарь»;
Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур – М.: Олма-пресс, 2005;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, том 3 – М.: 1995;
Фаминцын А. Древне-Арийские и древне-Семитские элементы в обычаях, обpядax, верованиях и культах славян – М.: 1895;
Rihtman A., Knjiga o Bozicu. – Mosta, Zagreb, 1992;
Gavazzi M., Godina dana hrvatskih narodnih obicaja. – Hrvatsko etnolosko drustvo, Zagreb, 1988;
Hrvatski narodni obicaji u Adventu;
Информатор: Лобачева Н.Т.,1932 г.р., урожд.: с.Солдатское, Ст.-Оскольский р-н, Белгородской обл. – г.Белгород, 2008 г.

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz