Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > день сказок и загадок 
ДЕНЬ СКАЗОК И ЗАГАДОК, СТРАШНЫЙ ВЕЧЕР – 29 ДЕКАБРЯ
 
Какое удовольствие – лежать на русской печи!  
День сказок и загадок, Страшный вечер, День памяти младенцев, Иродом избиенных.

На момент введения Юлианского календаря: 29 декабря
Дата по календарю XVI века: 29 декабря
Дата по старому стилю: 29 декабря
Дата по новому стилю: 11 января
Современная дата: 26 декабря


В сумерках, когда вся семья, за исключением молодёжи, проводившей время на посиделках, забиралась на печи, да на полати отдыхать, детям рассказывали сказки, да загадывали загадки.

Загадки
Начинали с серьёзных загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь переходили на предметы домашнего обихода, которые в загадке вдруг предсиавали совершенно в ином виде. освещались иным светом, парадоксально сближаясь с разными вещами или явлениями и т.п.

По синему пологу золотое просо рассыпано. (Звёзды на небе.)
Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет. (Солнце.)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча.)
В лес дорога, на пупке тревога, внутри ярмарка. (Улей.)
   Нос долог, голос тонок,
   Летит – кричит, сядет – молчит.
   Цари его боятся, короли страшатся,
   Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар.)
Четыре уха, а перье не сосчитать. Без рук, без ног, а рубашку просит. (Подушка.)

Обязательнл находился кто-то из взрослых – любитель задавать шуточные вопросы. Ребята постарше уже знали ответы и редко попадали впросак, а младшие то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало весёлый смех.

Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (Буква «б».)
Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)
В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосный.)
Где свету конец? (В тёмной горнице.)
На какой вопрос нельзя ответить «Да»? (Ты спишь?)
Какая разница между попом и Волгой? (Тот – батюшка, а Волга – матушка.)
Сидело семь галок. Я выстрелил, троих убил. Много ли осталось? (Три, остальные улетели.)
У семерых братье по одной сестре. Много ли всех? (Восемь.)
Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного, т.к. упало дно.)

В этот вечер особенно неистовствовала нечисть
На дворе собирали вбитые вчера колья с Красной горки, а знахарка приносила угли из печи. Старики же из своих постелей натрясали соломы. Зажигали костёр – и в огне сгорали все болезни, тоска и беды.

Об этом дне в народе рассказывали великое множество страшных историй. Вот одна из них, записанная в XIX веке:
«В прежние времена такие истории случались, что только подумаешь, так кожу обдирает.

– Ты, дядя Василий, поди, много знаешь страшного-то? Расскажи, пожалуйста.

– Какое много, но кое-что знаю.

– Расскажи, Василий Александрович.

– Ну, ладно, расскажу вот я про своего родителя, как он у меня Святки проводил, да с лешим шушукался.

Дело было в Святки на пятой день Рождества Христова. Он же был мельник, вот и вздумал запустить мельницу на Васильев день, крестьянам муки помолоть. Оделся в шубу и пошел. У нас в тот вечер была посиделка, ребята ему и кричат: мол, не ходи, дядя Александр, смотри, леший шапкой по голове помажет. Как это они сказали, он и говорит: «Я лешему сам рога переломаю». А мать моя услышала с печи и закричала: «перекрестись, прежде чем на мельницу входить, Лександр, нешто забыл, ведь Святки теперь, мало ли что может наблазниться?» Отец же был немножко выпивши, изругал нас всех трусами и пошёл на мельницу. Идёт себе и в ус не дует, не верю, что может меня леший поблазнить.
Выходит за деревню, подходит к баньке на краю деревни и только хотел пройти мимо, как вдруг двери в бане как хлопнет, так что вся баня-то и запрыгала. Он и подумал, что это, наверно, банника леший донимает, и решил его выручить. Подошел к бане и хотел было отпереть задвижку, но не тут-то было. Никак дверь не подаётся, хоть ногой он толкал, потом плечом в дверь уперся. Да дверь трещит, но не отворяется – и всё тут. Вдруг отец слышит, что леший-то стонет, и думает: «Погоди, я тебя уважу», – и давай опять плечами дверь поддевать. Опять слышит: леший хрипит от натуги, но поддаётся, дверь не отпускает. Отец плюнул и пошёл дальше, только на прощание сказал: «Ужо, леший, я по шее-то тебе накостыляю».
Приходит на мельницу, вынул из-под колёс и машин подставки и сел покурить, как ни в чём не бывало. Вдруг слышит, что под мельницей кто-то свистит, да так резко, как рожок нашего пастуха Ваньки. Свистит это он, леший, а отец усмехается: «Свисти, я ведь не испугаюсь». Посвистал, посвистал да и замолчал. А затем как набрал воздуха в легкие да как дунет в машины мельницы, решил их крутить вместо воды. А машины-то, машины как замахают, так что страшно стало. Ну и полез отец с мельницы-то долой, чтобы не придавило колесом-то мельничным. Вспомнил наконец отец мой, что от лешего можно «отговориться», и давай читать заклятье на лешего: «На море, на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, на том камне, Алатыре, стоит крест, крестом крест человек родился, крест водрузился, а сатана связался, Бог прославился. Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в Океан море, под бел горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот освободит лешего». Только заговор отец проговорил, леший заскрежетал зубами и давай опять пыхать в себя воздух. А отец в то время успел-таки запереть мельницу. «Ну, теперь. – думает, – леший, я с тобой хоть в рукопашную пойду». Только это подумал, как вдруг леший подбежал да как схватит у него с башки шапку – и нет его. Приходит отец домой, а жена спрашивает, где шапка-то. «Леший унёс». Все захохотали и умолкли. Отец себе лег на печку, да и думает: «Как это я прозевал, когда леший шапку у меня стащил». Встал утром да и налаживается в Вологду ехать, купить себе новую шапку. У него опять мать моя спрашивает, куда он шапку девал. «Да леший унес, я ведь говорил тебе». Все стали расспрашивать, как это такая оказия случилась. Ну он им и рассказал. Отец решил, что не придётся ему больше носить шапку. Думал, если леший унёс, так не отдаст никогда. Но не тут-то было. Поехал он в мясное заговенье к тёще барана доедать по старому обычаю, подъезжает к Бревновскому забору, глянь, а на заборе шапка его висит.

– Неужто это правда, дядя Василий?

– А что мне врать-то? Ведь не деньги брать».

Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz