ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/pan/kee/viv/an/11.htm
...
Подробно, с историческими экскурсами говорит
о переходящих праздниках в своих «Сказаниях русского народа» И.П. Сахаров:
СВАДЕБНЫЕ НЕДЕЛИ
Так исстари называются на Руси те недели,
которые начинаются с 6 января и продолжаются до масленицы. В эти недели
производятся: сватовство, разыгрывание свадеб, княжьин и отводные столы.
В некоторых местах свадебными неделями называются
дни с 1 сентября до 15 ноября.
ПЁСТРЫЕ НЕДЕЛИ
Пестрыми неделями называются на Руси последние
недели перед постами; они обыкновенно следуют после всеедных недель.
Богатые люди, одни из тщеславия, другие по
старым приметам, не решаются играть свадеб на этих неделях.
В народе распространены поговорки: На пестрой
неделе женится голь да беда. – На пестрой жениться с бедой породниться.
– От того и баба пестра, что на пестрой замуж шла.
МАСЛЕНИЦА
Русский народ свою масленицу величает: честная
масленица – широкая масленица – веселая масленица. В наших церковных книгах
масленица называется сырною неделею.
Все дни масленой недели имеют свои особенные
названия:
встреча – понедельник,
заигрыши – вторник,
лакомка – среда,
разгул, перелом, широкий четверг – четверток,
тещины вечерки – пятница,
золовкины посиделки – суббота,
проводы, прощанья, целовник, прощеный день
– воскресенье.
На первый день масленицы
наш народ справляет встречу честной масленицы, широкой боярыни.
Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы.
Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: «Звал, позывал честной
семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, масленица,
перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая
твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в
блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя масленица, красная
краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна
дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой
дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная
масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой
лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью
насладиться. Как навстречу масленице выезжал честной семик на салазочках,
в одних протяночках без лапоток. Приезжала честная масленица, широкая боярыня
к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Ей-то семик бьет челом на салазочках, в одних протяночках, без лапоток.
Как и тут ли честная масленица на горах покаталася, в блинах повалялася,
сердцем потешалася. Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой
терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная масленица, широкая
боярыня, к семику во тесовой терем, садилась за дубовый стол к зелену вину.
Как и она ль, честная масленица, душой потешалася, умом повеселялася, речью
наслаждалася».
После этой встречи дети сбегают с гор и кричат:
«Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Встреча оканчивается кулачным боем.
В некоторых местах дети приготовляли утром
соломенную куклу-Масленицу. На Масленицу надевали кафтан и шапку, опоясывали
кушаком, ноги обували в лапти. Эту Масленицу-куклу на салазках ввозили на
гору с причитанием встречи.
Наш степенный народ, люди зажиточные, встречу
масленицы начинали посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли
невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости.
Здесь, за круговой чашей, условливались: когда и где проводить время? кого
звать в гости? когда кататься по улицам?
К первому дню масленицы устраиваются общественные
горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов),
столы с сладимыми яствами: здесь народ торговый сбирает дань с праздности
и лени; здесь копейка ставится на ребро.
Не ходить на горы, не качаться на качелях,
не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств – значило в старину:
жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть
калекой без ног.
Богатые люди с понедельника начинают печь
блины, а бедные с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался
нищей братии на помин усопших. В степных селениях первый блин кладут на
слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают:
«Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок».
Прежде печения блинов наши женщины-стряпухи
изготовляют опару с особенными обрядами.
Одни опару готовят из снега, на дворе, когда
взойдет месяц. Здесь они причитывают: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки!
Выглянь в окошко, подуй на опару». Они остаются в полной уверенности, что
месяц выглядывает из окошка и дует на опару. От этого будто блины бывают
белые, рыхлые.
Другие выходят вечером готовить опару на
речки, колодези и озера, когда появятся звезды. Приготовление первой опары
содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность
стряпухи наводит на хозяйку тоску в продолжение всей недели. Где нет свекра
и свекрови, где молодые встречают первую масленицу, тещи приходят к зятьям
в дом учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали
заранее таких гостей поучить уму-разуму. Это призвание считалось нашими
бабушками за великую честь; об нем говорили все соседи и родные. Званая
теща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды,
дежники, половник и кадку, в чем ставить блины. Тесть присылал: мешок манной
грешневой муки и коровьего масла. Неуважение зятя к сему обычаю считалось
бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.
На заигрыши с утра приглашаются девицы
и молодцы покататься на горах, поесть блинов.
В богатых домах к этому дню братцы устраивали
горы для сестриц среди двора.
Матушки посылали позываток звать по родным
и знакомым дочек и сынков, с наказом: у нас, де, горы готовы и блины испечены
– просим жаловать.
Позываток встречали с почетом и приветом,
угощали вином и блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке
с детками, со всеми домочадцами; а деток своих пришлем к вечеру». Отказ
всегда объявлялся условленным, общим выражением: «Унос, де, состроены у
самих горы и прошены гости». Соседи толковали такие отказы по-своему. «Здесь,
де, начинается разлад и дочку прочат за другого». Гостей принимали с встречами
у ворот, крыльца и образной.
После нескольких угощений гостей отпускали
потешиться на горы. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали
украдкой на суженых. Нянюшки, матушки, бабушки все это знают; с ними встарь
то же бывало; теперь они радуются на веселости своих деток, воображая их
будущее счастье.
На лакомки, в среду, тещи приглашали
своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
В Туле тещи для зятя пекут еще блинцы, оладьи
и творожнички.
В Нерехте бывает съезд из деревень девиц,
молодых и пожилых, где они, в праздничных платьях, катаются отдельно от
мужчин.
Насмешливый русский народ составил несколько
песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни вечером поют холостые,
с разными олицетворениями. Здесь наряженный медведь играет разные фарсы,
«как теща про зятя блины пекла – как у тещи головушка болит – как зять-то
удал теще спасибо сказал».
В широкий четверг начинается масленичный
разгул: катанье по улицам, разные обряды и кулачные бои.
В Переславле-Залесском, Юрьеве Польском и
Владимире возят по улицам мужика. Для поезда выбирают огромные сани, утверждают
в середине столб, на столбе привязывают колесо, на колесо сажают мужика
с вином и калачами. За этими санями тянется поезд с народом, который поет
и играет. В старину в Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутами
и бубенчиками в сопровождении народа. В Архангельске прежде мясники возили
быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом.
В Ярославле с четверга начинают колядовщики
петь Коляду. Там фабричные ходят по домам с бубнами, рожками и балалайками
для поздравления с праздником: «Прикажи, сударь-хозяин, Коляду пропеть».
За колядские песни колядовщиков угощают пивом и награждают деньгами.
В Сольвычегодске на мирскую складчину варят
пиво. Братчина, разгульный народ, сходится в назначенное место пить пиво
и петь песни. В Сибири масленица возится на нескольких санях, на которых
устраивается корабль с парусами и снастями. Здесь усаживаются люди, медведь
и честная Масленица. Сани, запряженные в 20 лошадей, возят Масленицу по
улицам в сопровождении поезда песенников и шутов.
Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются
до вечера. Сначала начинают бои сам на сам, один на один, а потом уже стена
на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты; но ныне
они находят редких поборников и только одни мальчики напоминают о старых
потехах.
На тещины вечерки зятья угощают своих
тещей блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю, к обеду, или
запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать
тещу, а потом, утром, присылать нарядных зватых. Чем более бывало зватых,
тем теще более оказывалось почести. Дружко или сват приглашались к таким
нарядным позывам и за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.
На золовкины посиделки молодая невестка
приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда
невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж,
тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по
золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
В Тульской, Пензенской и Симбирской губерниях
в субботу дети строят на реках, прудах и полях снежный городок с башнями
и воротами. После своей работы они разделяются на две стороны, одна принимает
на себя охранять городок, другая должна отбоем занять его. Охранители вооружаются
метлами и помелами, а храбрецы палками. Когда порядятся взять городок, тогда
вдруг нападают на охранителей, и после битвы врываются в ворота и разрушают
городок. В этой игре принимают участие и взрослые. Тогда храбрецы садятся
на лошадей и конные нападают на городок. После взятия городка взрослые воеводу
купают в проруби. После сего начинается всеобщее угощение и с песнями возвращаются
по домам.
Проводы масленицы и прощание отправляются
на Руси с разными обрядами.
Проводы честной масленицы в Симбирской, Саратовской
и Пензенской губерниях состояли в поездке по городу и селам. Для поезда
сколачивали несколько дровень и саней. В средние дровни ставили большой
столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика, опытного в разных
забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой
поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг его пели, играли и плясали
скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими
весельчаками. Прощальный поезд в Ярославле называется: околка, в Нерехте:
обоз, в Туле: круг и конец.
В Нерехте на проводах сожигают Масленицу.
Вечером, после всех гуляний и забав, выходит молодой народ, мужчины, женщины,
девицы и дети, из своих дворов с соломою. При пении песен сожигается солома
- Прощание бывает с живыми и покойниками. В Туле и Зарайске выходят на кладбища
утром и на могилах просят прощения у покойников. С кладбищ заходят прощаться
к священникам. В Нерехте сей обряд отправляется вечером.
Новобрачные ездят по своим родным отдаривать
тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Здесь, кроме подарков,
приносились и пряники, испещренные узорами и надписями: Кого люблю, того
дарю. – От милого подарок дороже золота. – Чин чина почитай, и подарок не
забывай. – Милости просим нашей хлеба-соли. – За все благости наше низкое
челобитьице. Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались
у наших отцов дорогими подарками.
На прощеный день ездят отдаривать кума с
кумой. За ризки и зубок привозят соответственные подарки равным по состоянию,
щедрые бедным. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В
деревнях самый почетный подарок для кума состоит из полотенца, для кумы
из бруска мыла.
Прощание между родными и знакомыми происходит
вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым.
В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению,
друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание
заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало
после ужина, пред сном, Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили
прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое
челобитье.
В XVII столетии государи хаживали на прощанье
к патриарху с боярами, окольничими и думными людьми. Патриарх угощал дорогих
гостей медами и романеею. Маржерет, очевидец русской масленицы, описал только
одно прощание. Неизвестный сочинитель книги: Angang von der Russischen oder
Moskowitischen Religion1 [1 Дополнение к русской, или московской, религии
(нем.).], бывший в Москве, описал нашу масленицу с самой невыгодной стороны;
выдумал, что будто патриарх хотел уничтожить этот праздник, но не успел,
и только сократил его на восемь дней, тогда как прежде он продолжался четырнадцать
дней; сравнивал нашу масленицу с итальянским карнавалом.
О русской масленице между народом сохранились
поговорки: Не житье, а масленица. – Не всегда коту масленица. – Масленица
семь дней гуляет. – Милости просим к нам об масленице с своим добром, с
честным животом. – Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти,
а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ.
– Пируй и гуляй баба на масленице, а про пост вспоминай. – Выпили пиво об
масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.
СЕДОКРЕСТНАЯ НЕДЕЛЯ
Так на Руси называется четвертая неделя Великого
Поста.
В народе есть поверье, что будто бы в среду
на этой неделе переламывается пост в переднем углу. Нянюшки и бабушки, забавляя
детей, садятся в передний угол, за стол, и стучат под лавкой. Этот стук,
как уверяют они детей, будто происходит от ломанья поста.
По замечанию старушек, будто с этого дня
щука разбивает хвостом лед.
СВЯТАЯ НЕДЕЛЯ
Святая неделя называется у народа: великоденскою,
славною, великою и радостною.
Первый день Пасхи они называют: Велик день,
утро вторника: купалищем,
пятницу: прощеный день,
субботу: хороводицы.
Поселяне Черниговской губернии эту неделю
называют: гремяцкою.
С Святой недели начинаются городские и сельские
гулянья, разыгрывание хороводов и окликание весны. В Туле гулянье называется
тюльпою.
В первый день Святой недели поселяне Тульской
губернии выходят смотреть на играние солнца. Взрослые мужчины выходят смотреть
на колокольни, как будет играть солнце; а женщины и дети наблюдают появление
его на пригорках и крышах домов. При появлении солнца дети поют:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
Сыр колупают,
Собакам бросают;
Собаки-то не едят,
А куры-то не клюют.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Едут господа-бояре
К тебе в гости во двор,
На пиры пировать,
Во столы столовать.
По замечаниям поселян, появление солнца на
чистом небе и его играние предвещает хорошее лето, благополучный урожай
и счастливые свадьбы. Старушки, при появлении солнца, умываются с золота,
серебра и красного яйца, в надежде разбогатеть и помолодеть. Старики расчесывают
тогда же свои волосы с причитанием: сколько в голове волосков, столько бы
было и внучат.
В понедельник Святой недели в Туле и других
местах выходят на кладбища похристосоваться со своими и погоревать о житье-бытье.
Здесь вдовушки, помышляющие о замужестве,
часто находят себе женихов.
В старину на могилки выхаживали всей семьей
и пировали до вечера.
В Шенкурском и Вельском округах хождение
на кладбище называется на горы итить.
Во вторник Святой недели утром народ исправляет
купалище. Молодые и старики обливают холодной водой тех, которые просыпают
заутреню.
В указе Правительствующего Синода 1721 года,
апреля 17, находим строгое запрещение сего обычая: «В Российском государстве
как в городах, так и в весях происходит от невежд некоторое непотребство,
а именно, во всю Светлую седмицу Пасхи, ежели кто не бывает у утрени, такового,
аки бы штрафуя, обливают водою и в реках и в прудах купают; и хотя простой
народ делает себе будто забаву праздничную, однако от той суетной забавы
делается не токмо здравию, но и животу человеческому тщета; ибо оным от
невежд купанием в глубинах иногда людей потопляют, или разбивают, а сонных
и хмельных внезапно облиянием ума лишают».
В Белоруссии на Святой неделе поют великоденные
песни под окнами, ходят играть с музыкою по домам. Таких песенников называют
волочебниками, а запевал починальниками. В Минской губернии и окрестностях
местечка Юрьевичи пляшут на игрищах метелицу и завейницу.
На прощеный день в Тульской губернии сзывают
тесть и теща зятниных родных на молодое пиво.
В Костромской губернии варят моленое пиво,
козьмодемьянское, в складчину. При сливании пива в лагуны сходятся молодые
и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан говорить:
«Пиво не диво, и мед не хвала, а всему голова, что любовь дорога». Царь
Иоанн Васильевич дозволял народу пировать на Святой неделе в кабаках. В
уставной Пермской грамоте 1555 года дозволено было народу на великолепной
неделе варить питья и пить их.
С Святой недели начинают повсеместно разыгрывать
хороводы.
РАДУНИЦКАЯ НЕДЕЛЯ
Радуницкая неделя начинается с Фомина воскресенья
и вмещает в себе старые обряды наших отцов.
Первый день сей недели называют: Красная
горка,
понедельник: Радуницею,
вторник: Ноской, или Навий день, или Усопшие
радаваницы.
На этой неделе отправляют: хождение вьюнитства.
Малоруссы Фомин понедельник называют: могилками,
гробками, проводами; а в Мохновском округе Киевской губернии величают сей
день: бабским праздником.
В Киеве наша Радуница известна под именем:
проводов.
Болгары справляют свою Радуницу на могилах
родителей, пируют с родными и катают по могилам красные яйца.
Красная
горка
Красная горка на Руси составляет первый весенний
праздник. Великоруссы здесь встречают весну, венчают суженых, разыгрывают
хороводы. Малоруссы отправляют свои веснянки, ходят с песнями по улицам.
Поселяне Тульской губернии на Красную горку
закликают весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходят
на холм или пригорок, под предводительством хороводницы. Обращаясь на восток,
хороводница, проговорив молитву, входит в круг с круглым хлебцем в одной
руке и с красным яйцом в другой и начинает песню:
Весна красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке.
На бороночке и прочь.
В Калужской губернии поселяне зазывают весну
также с песнями. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставится
на горке; кругом его сбираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг
горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сожигают чучело с песнями и
плясками.
В степных селениях встречают весну с одними
песнями, без всяких обрядов.
В Вязьме выходят невесты и женихи в праздничных
нарядах погулять на Красную горку. Здесь невесты выглядывают своих женихов.
Там очень часто случается, что на этот день происходят и самые рукобитья.
В Буйском уезде для встречи весны взрослые
девицы и холостые ребята, при восхождении солнца, обливают себя водою на
открытом воздухе.
Отчаянные и смелые купаются в реках.
После на сходбище поют песни, перепрыгивают
через плетень огорода, взлезают на деревья, ходят вереницами вокруг сенных
стогов. В это время они поют:
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью и проч.
На Красную горку начинается и поминовение
родителей. В Спасске-Рязанском девицы и женщины в жаленом платье (траурном)
выходят на кладбище поклониться своим родителям. Сначала, по обыкновению,
плачут на могилах с разными причитаниями о житье-бытье покойников, потом
принимаются раскладывать по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые
ходят по могилам в гости. Здесь старые занимаются угощением, а молодые катают
по могилам красные яйца. Остатки вина выливаются на могилы. С кладбищ отправляются
в праздничных платьях разыгрывать Красную горку в хороводах.
На Красную горку начинают играть: в горелки,
сеять просо, плести плетень, прославлять заинку, сходбище Дона Ивановича.
В Малороссии и по всей Украине ходят дети
по домам славить ярь и зеленачку. Дети носят с собою в руках деревянную
ласточку. Девушки ходят по улицам и поют веснянки.
Вьюнец
Вьюнец принадлежит к незапамятным, старым
русским обрядам. Этот обряд, доселе не вполне объяснимый, упоминается в
25 вопросе Стоглава: «И на Рабуницу Вьюнец и всяко в них бесование». Остатки
сего обряда состоят в хождении по улице – с вьюнитством, в пении обрядных
песен в честь новобрачных. Вьюнец справляют в одних местах в субботу на
Святой неделе, в других в Фомино воскресенье.
В селениях Семеновского уезда Нижегородской
губернии Вьюнец справляют в субботу на Святой неделе. Там поселяне сбираются
с рассветом за околицею, а потом толпою ходят по улицам. Подходя к дому,
они поют песни. Молодые угощают взрослых вином, а детей оделяют деньгами.
Вечером на эти деньги покупается вино и пряники. Девицы разыгрывают хороводы,
а молодцы бьются на кулачки и борются один на один.
В Переславле-Залесском народ хаживал по улицам
для отыскания молодых, вьюна и вьюницы. Подходя к их домам, холостые приговаривали
у окон: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Молодые обязаны были выдавать из
окна кулич, окрашенные яйца, поить вином и брагой.
В селениях Нерехтского уезда ходят ребята
беседами по домам и поют под окнами: «Вьюн да вьюница, давай яйцо,- а не
дашь яйцо, придет ветрица». Окликалыцикам выдаются яйца, а где есть новобрачные,
там угощают их вином и брагой. Собранные яйца употребляют на яичницы.
В Галиче хождение народа происходит ночью,
до самого рассвета. Выонишники распевают под окнами: «Юница, молодица! Подай
яйцо в перелечу». Молодые угощают ребят вином и брагой, детей ладышками
и казанками, девиц пряниками и красными яйцами.
Радуница
Радуница, называемая иначе: радунец, радоница,
радавница, радованица, сопровождается особенными обрядами и песнями.
В Нерехте сохранилась поговорка: Расплакалася,
как усопшая радуница. В одной народной песне поют: «Как зять звал ли тешу
ко Радунице». В Костромской губернии Радуница бывает в Фомино воскресенье,
а в других в понедельник. Белорусы справляют свою Радуницу во вторник, как
и рязанцы.
В наших летописях слово радуница принималось
за времяисчисление. Так в Киевской летописи бывший пожар 16 апреля 1493
года показан, что был на Рудинцу. Апреля 16 приходилось тогда на вторник
Фоминой недели. Троицкий летописец, упоминая в 1372 году о нападении Литвы
на Переславль, говорит, что оно было по Велице дни на другой неделе во вторник,
на заутрие по Радунице. В Стоглаве находим обвинение на тех, которые оклички
на Радуницы творят.
В Туле на этот день ходят женщины на кладбище
поминать родителей с калачами и кануном.
В Устюге Великом, в память события 1445 года,
бывает крестное хождение на убогий дом, а вечером отправляется гулянье в
сосновой роще, при кладбище.
В Иркутске Радуницу справляют на Крестовой
горе. Сюда, как на общее кладбище, сходятся поминать усопших, гулять с родными
и знакомыми и пировать за упокой родителей, чем Бог послал. В Киеве поминали
прежде родителей на горе Скавице. Здесь, после панихиды, происходило в семейных
кружках угощение. Бурсаки певали тогда особенные плачевные канты.
Белорусы выходят во вторник на могилы своих
родителей, в 2 часа пополудни, обедать и поминать их за упокой. Сначала
начинается катание на могилах красных яиц, потом обливание могил медом и
вином. Яйца раздаются нищим. Могилы накрываются белым столечником, устанавливаются
кушаньями. По старым приметам кушанье должно состоять из нечетных блюд и
сухих. Богатые снабжают бедных кушаньями для родительской трапезы. После
сего приветствуют родителей: «Святые родзицели, ходзице к нам хлеба-соли
кушацъ!» – И садятся на могилах поминать их. По окончании поминок говорят:
«Мои родзицели, выбачайте, не дзивицесь, чем хата богата, тем и рада». Остатки
кушанья раздаются нищим, и день оканчивается при корчмах с песнями и плясками.
Славянские Дзяды, по своему сходству с нашей Радуницею, заслуживают особенное
внимание.
Обкладывание родительских могил на Фоминой
неделе почитается у русских в числе необходимой принадлежности старых людей.
Сюда сходятся женихи и невесты испрашивать благословение у своих покойных
родителей на любовь и союз и в воспоминание своего обета кладут на могилы
красные яйца.
Радуницы напоминают нам древние тризны наших
праотцев, сопровождаемые поминками, жертвами и возлияниями в память усопших.
Дьякон Лев Калойский говорит: «Русские, следуя языческим обрядам греков,
совершали жертвы и возлияния в честь усопших». Кажется, что русские переняли
у греков и римлян только возлагание яиц на могилах. У греков этот обряд
принадлежал к числу умилостивительных жертв над усопшими.
В Орловской губернии на Радуницкой неделе
поселяне прогоняют смерть из своего села. В полночь девицы выходят с метлами
и кочергами и гоняют по полю смерть. В степных губерниях женщины убирают
всю неделю свои избы и на ночь оставляют на столе кушанье для покойных родителей.
Они твердо уверены, что их покойные родители на Радуницкой неделе заглядывают
в избы к своим родным и наказывают тех, которые не приготовятся к этому.
В Тульской и Костромской губерниях на Радуницкой
неделе поселяне и горожане окликают первый дождь. По преданиям известно,
что прежде в окликании дождя участвовали все возрасты; а ныне только этим
делом занимаются одни дети. При появлении тучи или облаков дети выбегают
на улицу и нараспев причитывают:
Дождик, дождик!
Снаряжайся напоказ.
Дождик, припусти,
Мы поедем во кусты,
На дедову пшеницу,
Надевкин лен
Поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти,
Посильней, поскорей,
Нас, ребят, обогрей.
После сего дети дожидаются дождя, распевая
свою окличку несколько раз; а когда пойдет дождь, то они умывают им лицо
и руки.
Если при дожде появится молния, тогда выбегают
на двор девицы и женщины и умываются дождем с золота и серебра. Для сего
выносят в чашке каждая из них золотые и серебряные кольца. Все это делается
с полной уверенностью помолодеть и похорошеть.
СЕМИЦКАЯ НЕДЕЛЯ
Семицкая неделя бывает на седьмой неделе
после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину
известна была под именем Русальной.
Малоруссы называют ее зеленою, клечальною,
а последние три дня зелеными святками. Около Стародуба ее величают Греною,
где и семицкие песни называются Гренухами.
Дни семицкой недели наш народ называет особенными
именами:
вторник – задушными поминками,
четверг – семиком,
субботу – клечальным днем,
семицкие ночи называются воробьиными.
Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю
зеленою неделею, чехи и словаки – Русольдою, карпато-руссы – Русалье.
На Семицкой неделе отправляются разные обряды:
Задушные поминки, Семик, Кукушки, Моргостъе, завивание венков, поются особенные
семицкие и троицкие песни.
Задушные
поминки
В народе существует странное понятие о покойниках:
будто они вспоминают о старой своей жизни, бродят в Семицкую неделю по кладбищам
без пристанища. Добродушные старушки, из жалости, приходят беседовать во
вторник на их могилы и справляют по них задушные поминки. По их предположениям,
покойники, довольные таким угощением, уже не выходят из могил.
Забытые покойники часто вступают в ссоры
и драки с русалками, а русалки за все обиды мстят уже живым.
Подобное же понятие существует об удавленниках
и утопленных.
Поселянки Тульской губернии выходят и на
их могилы для поминок. Здесь для них оставляют яйца и блины, с полной уверенностью,
что все их приношения будут съедены покойниками.
Семик
Семик отправляется народом в четверг в рощах,
лесах, на берегах рек и прудов.
К этому дню рубят березки, красят яйца в
желтую краску, готовят караваи, сдобники, драчены и яичницы.
С рассветом дня молодежь расставляет березки
по домам, улицам и дворам.
В Тульской губернии семицкая береза называется
кумою. Напротив того, в замосковных селениях мужчину с березкою в руках
называют кумом, а девицу в венке кумою.
В старину наши старики хаживали встречать
семик на могилах родителей, где, после поминовения, они со своими семействами
разъедали яичницы и драчены. Отсюда молодежь отправлялась в рощи завивать
венки из берез. Здесь пели, плясали, играли в хороводы до глубокой ночи.
После игр «всею гурьбою» заламывали березку, обвешивали ее лентами и лоскутками,
и с песнями возвращались домой.
Московский Семик справляется ныне в Марьиной
роще, в виде одного гулянья; а прежде каждое семейство выходило веселиться
на свое родовое кладбище. В Сибири Семик называют тюльпою. В городе Туле
не справляют Семика, а он известен только в некоторых уездах сей губернии.
В старину на Семик отправлялся древний обычай
поминовение убогих на убогих домах, или божедомках, или скудельницах. Убогие
домы в Тверской и Псковской губерниях назывались буйвищами, а в Новгородской
жалями и жальниками. Охранители убогих домов назывались божедомами, а в
Новгородской и Псковской губерниях богорадными и божатыми.
В народе об них сохранились доселе поговорки:
Живет один как божедом; божатому и хлеб и изба готова.
Сюда свозились покойники: люди или несчастно
умершие, или удавленники, или утопленники, или найденные в окрестностях.
Из ближайшей церкви бывал крестный ход на
убогий дом. Наши добродушные отцы приходили с рубашками, саванами и фобами
для покойников; сами рыли могилы, сами опрятывали покойников в саваны и
рубашки. В успокоение их душ возносили к богу бескорыстные молитвы. В убогий
дом был отвезен и Лжедимитрий.
Местные обряды, отправляемые народом в Семик,
заслуживают особенного внимания.
В Покрове, уездном городе Владимирской губернии,
девушки ходят с пирогом сбирать деньги. Вероятно, что это старый божедомский
остаток, когда собирались деньги для похорон в убогом доме.
В степных селениях девушки сносят ссыпчину
– муку, крупу, хлеб и блины. Ссыпчину раздают нищей братии.
В селениях Нерехотского уезда девушки изготовляют
козули – круглые лепешки с яйцами в виде венка.
С этими козулями они ходят в лес завивать
венки. Обвивая плакучие березы лентами, нитками, привязывают венки к ветвям,
а из ветвей делают один венок. Подходя к венку, целуются и приговаривают:
«Здравствуй, кум и кума, березку завивши!» После этого обвивают березу поясом
и лентами и поют песни. По окончании всех игр садятся под березки, съедают
козули и яичницы.