|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > изгнание
нечистого
|
ИЗГНАНИЕ
НЕЧИСТОГО, ФЕКЛИСТ – 4 ЯНВАРЯ |
|
Изгнание
нечистого, Чертополох, Феклист, Зосима.
На момент введения Юлианского календаря: 4 января
Дата по календарю XVI века: 4 января
Дата по старому стилю: 4 января
Дата по новому стилю: 17 января
Современная дата: 1 января
Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои
владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед. «Выходи, сила нечистая!» – от двора ко двору кричали
гуляющие по деревне парни да мужики. Гнали нечистого, гнали
того, который не только на своем болоте страх на всё живое наводил,
но и среди людей добро со злом мешал, в сердце человека сомнение
вселял.
Человек – за порог, а чёрт – поперёк. То собакой шелудивой,
то чёрным комом, наподобие ворона, к дому прибившимся, то в
чёрного пса чёрт обернётся. А человек только за порог ступит
– стонет птица на крыльце. Не птичьим стоном: вой в нём волчий,
стук полночный, плач ребёнка, холодом спеленутого, сердце тот
стон разрывает, тоской изводит. Значит, приспело время гнать
чёрта из деревни.
А был он обликом что ни на есть деревенский молодец – в собольей
шапке, богатом тулупе. Может, из соседней деревни? Только о
ту пору с лица задумчивый и будто сам не в себе был. Тоска снедала
нечистого. Томим он был любовью.
Парни и мужики хитростью брали: ввечеру на изнанку тулупы надевали.
С собой прихватывали кочерги да ожиги, за лыковые пояса сковороды
затыкали. Огненоши, те мужики, что с ветошью зажжённой по дворам
ходили, кричали: «Выходи, сила нечистая!» И выходил
он в тулупе, что на изнанку не вывернут. Он ведь старался быть
всем похож на человека. Тут-то и узнавали его, и кадалась на
него с ожигами, с поленьями, с кочергами толпа людская. Часто
чёрт успевал обернуться в тварь неведомую.
На том месте, где чёрта били, зажигали парни кострище и начиналось
гулянье. Чтобы оберечь своё здоровье, парни и девушки прыгали
через крещенский огонь. А тем временем прибывало дня на куриный
скок.
В этот день славили чертополох. Считается, что он и врачует
болезни, и утоляет девичьи зазнобы, и отгоняет бесов, и сохраняет
в целости домашний скот. Его везде берегут. Чертополох, принесенный
на Русь с киевских полей, обладает великой силой. Его приносили
женщины-переходницы. «Если кто хочет быть цел в дороге, тот
запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох».
В великорусских губерниях промышляли вощанками старушки-переходницы,
исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для
совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь
дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни
трогать. На восьмую ночь, последнюю на Святках, приносили чертополох
к старушке-переходнице. Она варила его с особенными обрядами,
с воском и ладаном. Вываренную вощанку зашивают в ладанку и
носят её на шее, у креста – для ограждения от всякой «притки-порчи».
Широколистый, красноцветный чертополох обладает великою силою.
Чтобы избавиться от преследующего чёрта, советуют бросать в
него цепкими шишками этого растения. По народным рассказам,
чертополох (перунов цвет) прогоняет чертей, оберегает домашний
скот, врачует болезни и унимает девичью зазнобу.
Поговорки и приметы
Небо чистое на Феоктистов день, с полной луной – к сильному
половодью. Завершаются святочные гадания. Святой Феклист гадать
речист. Снег на деревьях сучья гнёт – летом пчёлы роиться будут.
Погода этого дня указывает на погоду октября.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 3, -
М.: 1995; «Народная
Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995
|
|