|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение
> календарь >
месяцеслов
> турицы
|
ТУРИЦЫ,
ВОДОКРЕЩИ – 16 ЯНВАРЯ |
|
|
|
Священное
животное славян – Тур |
|
Турицы, Велесов день, Богоявление, Водокрещи,
Праздник Светов, Крещение.
На момент введения Юлианского календаря: 16 января
Дата по календарю XVI века: 6 января
Дата по старому стилю: 6 января
Дата по новому стилю: 19 января
Праздник посвящён туру – одному из древнейших почитаемых среди
славян тотемных животных, в котором воплощается Велес – Скотий
бог. Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует
пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, плясам
и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере тур предстает
гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.
По мнению родноверов, славяне видели в празднике тура древнейший
обряд юношеских посвящений в мужчины. Лучшие воины могли сражаться
с туром без крови – поединок происходил психологический, и,
в случае победы испытуемого, бык просто уходил. Славяне брали
пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе,
чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать
и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость,
храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых
и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и
храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно
трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали
даже луки. Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время приглашает
община себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним
о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время.
Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки,
а община – кушанья, и праздником отмечают свой сговор. С этого
момента принимает он заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает
ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале
к отелу коров от всяких напастей и болезней.
Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только
заключительным днем зимних святок (с 24 декабря по 6 января
по ст. стилю), а начинались с нового года и продолжались все
шесть дней января. В пользу этого говорят болгарские новогодние
обряды, в которых участвовали 12 «старцев», одетых
в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими
бубенцами-боталами. Эти старцы – сурвакары (иногда их именовали «медведями») – сходились в ночь под новый год из разных
деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо,
состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых.
Среди масок есть маски медведя и быка. Второго января болгары
проводили особый «воловий праздник», когда прежние
сурвакары и колядники очищали стойла и хлевы. Последним днем
святок у болгар было 7 января (по ст. стилю), когда вожак колядников
угощал свою дружину, являвшуюся в масках; обязательной была
маска медведя. По всей вероятности, святки делились на две половины:
первая (включая новогоднюю ночь) была посвящена будущему урожаю
и гаданию о замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи)
была связана со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы
дни». Велес мог выступать и в виде медведя, «лесного
царя», и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства.
Именно на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье,
изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки»; преобладают названия,
связанные с коровами. Болгарские сурвакары в шкурах, живописных
звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными
жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов
Велеса.
|
|
Купание
в проруби – русская традиция. |
|
В этот день гадают на весь будущий год, так
как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует
12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением
темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Говорят, что
снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить
воду на весь год.
Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий.
Освященную воду бережно приносят в дом. Все ею омываются, питаются,
очищаются и орошаются. Особая сила богоявленской воды – целительная.
Она успокаивает больных и страждущих, очищает дом. С какой радостью
собиралась большуха в хлев, чтобы окропить богоявленской водой
свою милую скотину! «Крестная сила – хлев осенила!» «В богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается,
о чём открытому небу помолишься, то сбудется».
По одной из легенд, упоминаемой родноверами, Крышень пролил
из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.
|
Сурья – мёд, на травах бродивший!
Сурья – также и Солнце Красное!
Сурья – Вед понимание ясное!
Сурья – след Всевышнего Вышня!
Сурья – истина бога Крышня! |
Излитая на Землю Сурья в этот день делает все воды целебными,
потому верующие купаются в освященных водах.
Главное событие этого дня – водосвятие, для чего в одном из
водоёмов делается прорубь – Иордань. После торжественного крестного
хода совершается молебствие. После молебна на реке купаются
в ней раздетые: больные – излечиться от болезни, а здоровые
– очиститься от греха. Верили, что сама прорубь и место вокруг
неё обладают чудесной силой.
В некоторых губерниях в XIX веке устраивались смотрины. Наряженные
девушки выстраивались около Иордани или на берегу, а парни выглядывали
себе невест.
Поговорки и приметы
Коли на Крещение собаки много лают, будет много зверя и дичи.
До трех дней, до первого Спаса (1 августа по ст. стилю) и после
Крещения белья не трут. Коли на открытую воду пойдет туман,
то хлеба будет много. Если в этот день погода ясная и холодная
– лето будет засушливое; пасмурная и свежая – к обильному урожаю.
Полный месяц – к большому весеннему разливу. Звездчатая ночь
– лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель
– к урожаю. Ясный день – к неурожаю. Ветер подует с юга – будет
грозовое лето. Если во время литургии, особенно во время хождения
на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а
от пчёл получится много роев. Не кормят кур, чтобы огородов
не копали. Под рождество и под крещенье жгут навоз среди двора,
чтоб родители на том свете согревались (курск.). Крещенские
морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».
Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991; «Народная Русь»,
Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье
|
|