|
|
|
Хвори
– не горе, коли на столе чаёк из трав, которые держат
здоровье |
|
Макар валенком раздувает самовар, Макары,
Макарьев день.
Современная дата: 19 января
Дата по календарю XVI века: 19 января
Дата по старому стилю: 19 января
Дата по новому стилю: 1 февраля
Плутов, выжиг, которые на словах выставляли себя крестьянскому
миру благодетелями, деревня едко честила: «Гляди – макарку
подпускает!» Макаром в старину прозывали мужичка, что слыл
пройдохой и плутом. Мол, он душой не худ, а просто плут. От
Макара не отвязаться, правды не добиться. Но вот чаёк с ним
попить – одно удовольствие!
На Макара было принято ходить друг к другу в гости. В этот день
полагалось самовар поставить пораньше. Да раздуть то уголья
валенком, который рождённый в этот день носил. Мол, с угольев
дым передастся следам-подошвам, и тогда никакая немочь, боль-тягота
к ногам не пристанет. Раздул старым валенком огонь в самоваре
– и ноги обул.
На Макарьев день раным-рано чай попивали. А добрый чаёк – животу
на подмогу. Хвори – не горе, коли на столе чаёк, настоянный
на земляничном да на смородиновом листе, на колгановом корешке
да в прикуску с медовым пряником.
Вот травы, которые держат здоровье: ромашка особо почитается
как дающая теплоту и покой желудку; вероника головные боли отводит;
земляники листья силы дают; липовый цвет вселяет в души радение
о близких. Зверобой при всяких недомоганиях малой толикой пьют,
эта трава от 99 болезней. Душица, примечено, ум яснит. Золототысячник
тягу к жизни укрепляет.*
Можно предположить, что это один из дней Велеса, т.к. именно
в этот день в Вельской округе крестьянам явилась икона Власия.
Явление иконы Власия 19 января
И. Снегирёв писал в XIX веке: «Доныне в Вельской округе
в Ракульском приходе среди лесов стоит древняя церьковь во имя
св. Власия, чья икона явилась 19 января, как гласит местное
предание. В этот день из всей Вельской округи крестьяне съезжаются
и сходятся молиться своему заступнику. Тогда приходский священник
совершает там обедню, потом служит общий, а наконец – частные
молебны для молельщиков. Туда приносят коровье масло, которое
с поклоном кладут перед образом св. Власия. В праздник собирается
от 30 до 40 пудов масла, часть которого даётся священнику с
причетом, а остальное в пользу церкви. В других приходах Шенкурского
и Вельского округов таким же образом празднуют святому покровителю
скотоводства в субботу перед Пятидесятницею (Троицей). Как в
праздник св. мучеников Флора и Лавра приводят лошадей к церкви
для окропления их св. водой, так и к церкви св. Власия приводят
коров, особливо во время падежа, и поют обетные молебны.»
Поговорки и приметы
Пришли Макары – чистые дороги, порушенные стоги. Нашему Макарке
все огарки. На бедного Макара везде беда напала. На бедного
Макара и шишки валятся. Загонят, куда Макар телят не гонял.
Не Макару с боярами знаться. Вчера Макар гряды копал, а ныне
Макар в воеводы попал. Если в этот день на небе много звёзд,
то зима ещё долго продержится.
Нижеприведённые приметы, похоже, относятся к 1 февралю.
Какова погода в первый день февраля, таков и весь февраль. Каковы
Макары, таков весь февраль. Макары погожи, жди весну пригожу.
Начало февраля погоже – весну жди раннюю, пригожую. Ясный солнечный
Макарьев день – ранняя весна. На Макария капель – в весну раннюю
верь, а если пасмурно или метель в середине дня разгуляется
– долго будет погода метельная. Коли ясная погода ждать не заставит,
то скоро земля подол зеленый подправит. Если на Макария метель,
то на всю масленницу.
_________________
*) Травы приведены по
П. Рожновой.
Источники:
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Насон
– История города Вологды. Народные приметы; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998;
Месяцеслов.Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день,
Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Рускiе
простонародные праздники и суевѣрные
обряды. Снегирев И. М., Выпуск III - М.: 1837; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда»,
1991; «Обереги
Полины», Рожнова П. // Наука и религия, №1, 1992;
|