|
|
|
Дедушка-суседушка любит гостинцы |
|
Кудесы домового, Унимание домового, Кудесы,
Бубны, Домовой-запечник, Прибаутник, Сверчковый заступник, Ветродуй,
Именины домового, Домна, Ефрем Сирин.
На момент введения Юлианского календаря: 28 января
Дата по календарю XVI века: 28 января
Дата по старому стилю: 28 января
Дата по новому стилю: 10 февраля
Кудесы – день угощения домового. В старину день посвящался «униманию домового», который буйствует и проказничает.
В этот день нельзя убивать в доме никаких насекомых: ни клопов,
ни сверчков, ни тараканов, не то домовой обидится.
Крестьяне были уверены, что болезни и несчастья, появляющиеся
с этого дня, происходят от лихого домового. Колдуны и знахари
уверяли, что домового можно унять кудесами; а чтобы его всегда
держать в смирении, то нужно ставить на ночь гостинцы. Кудесы,
унимающие лихого домового, заключаются в следующем: колдун,
призванный во двор, ровно в полночь зарезал петуха, выпускал
кровь его на голик (веник). Этим голиком выметал все углы в
избе и во дворе, вместе с причитанием разных заговоров. Все
это совершалось до пения последних петухов.
Давным-давно, когда на Руси было глухо и темно, поставили свою
избу наши прародители. И говорили они друг с другом тихо, ласково,
боясь потерять друг друга и то зыбкое трепетное тепло, которое
они сумели обрести. Из ласковости, добра, заботы зародилось
нечто, исполненное доброго духа. Затем у наших прародителей
появились дети, которые любили друг друга, не обижали слабых,
живя пол слову и совету старших. Нечто тоже мало-помалу развилось,
из чистых помыслов, из труда, укрепляющего жизнь. И было это
нечто названо Домовым.
И народное поверье гласит, что домовой – это добрый дух дома,
хранитель в ночи хлебного духа в печи, ревнитель: справно ли
хозяйка дом обихаживает, межу подлаживает, деток поднимает,
заветы старины соблюдает?
По старинным поверьям, в доме браниться – не только глотку драть,
но и всякое худо к дому привлекать, брань разрушительно бьёт
по домашнему ладу. А чёрные страхи тут как тут – покоряют душу
ребёнка, горестью клонят стариков к земельке. И убывает, что
солнца, в дому здоровья, а злоба над душами тех, кто бранится,
крутится и в дому ещё более того накапливается. В дому ругаться
– своих дедов тревожить. Мы не видим и видеть нам не дано, как
во время ссор нечистая сила вьёт гнездо под матицей, выводит
уродливых отродьев – деток своих.
Каждому роду с начала его основания сопутсвует добрый дух дома.
Он ведь и был сотворён из чистой любви, из светлых помыслов,
из добрых слов.
В старину, когда наши предки оставляли дом, то просили: «Батюшко
домовой, кланяемся тебе низехонько, собрали мы своё житьё-бытьё
на новое место, так и тебя просим, пойдём с нами.»
На ночь большуха выставляла на загнетку горшок каши. Да уголья
подгребала, чтобы не остудилась каша та, не осела на дно. Больно
охоч до доброй каши домовой. И с молочной пенкой пшённую любит
он, и на меду утваренную ячменную. И овсянную с маслом, сказывали,
не обойдёт.
Ещё живы поверья, когда, бывало, батюшка домовой, если, мол,
хозяйка чем-нибудь ему не угождала, ходил по дому сердтым. То
ведро опрокинет с водой, а то набедокурит – напустит в чугун
всякого сору, разворошит загодя припасенные у печи дрова, кошку
на стол загонит. А то вдруг кошка ни с того ни с сего станет
на печи пищать да мяукать.
И хозяйка угомонит его, сядет на скамейку, скажет тихо:
|
Батюшко домовой,
хозяюшко заревой,
приди мово угощеньица откушать,
сядь рядком, поговорим ладком! |
После этого домовой станет уступчив, будет
хозяйке потакать, за детками приглядывать.
Ещё говорили, коли домовому не по нраву придётся кто-то, уж
больно он серчает. Неприятностей всяких жди. Вот соседка придёт
неопрятная, да норовит во все углы нос засунуть. За чай усядется,
а с блюдца-то чашка катится, а то и запиналки ей домой поставит,
на ровном месте соседку будто кто свалит. Не надобно этаку в
дом звать. Домовой, он-то смекает, как худую бабу отвадить.
И ещё, ведь это правда, что когда чей-то дом сгорает, то ввечеру
слышно, будто ходит по угольям человече, и плачет, и особирывает
среди головешек что-то. И видели даже некоторые, как на пепелище,
укрывшись тулупом, засыпал батюшко домовой.
А вот описание домового «очевидцами». «Седой старик с непокрытой головой, одетый в длинную
белую рубаху». «Небольшой старик с длинными седыми волосами и бровями,
с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук
с длинными когтями и лица, покрыто шерстью белого цвета». «Чёрный, лохматый, здоровый, как медведь, на голове шапка». «В облике хозяина того дома, где обитает». «Может принять вид кошки, собаки, мыши, даже тени на
стене».
Вечером на Ефрема Сирина кроме рассказов про домового принято
было забавляться и разными прибаутками, которые особенно любили
дети. Вот некоторые из них: «Сказывается сказка, разливается по печи кашка; сквозь
печь капнуло, в горшок ляпнуло; течи, потечи, идёт добрый молодец
из-за печи на свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом;
квашня старуху месит. Я ей сказал: спорынья в старуху! Она как
схватит из за лопаты печь, меня печью хлесь; я побежал, через
портки приступок и изорвал». «Сказка-присказка еловая подмазка,
елов приснец заломил хвостец, побежал в кустец по пироги, по
шанежки, по лук, по чеснок, по рябиновый батог». «Бывало да живало кулик да журавль, они пили да ели с одного
стола и спать отходили с одного крыльца. Сказка недолга баран
да овца, опять с конца, – бывало да живало и т д».
Заговоры на умилостивление домового
Существовали особые заговоры на умилостивление домового. Нужно
достать травы плакуна (Orchis maculata), но не с черным корнем
(какой у неё бывает обыкновенно), а с белым, и привесить его
себе на шёлковый пояс, потом взять озими, добытой с трёх полей,
завязать ее в узелок и привязать узелок к змеиной головке, которая
должна висеть на гайтане вместо креста; вложить в одно ухо клочок
козьей шерсти (которую особенно уважает домовой), а в другое
– последний, в порядке домашней пряжи, клочок шерсти летнины,
который крестьянка бросает, когда допрядет кудель, и который
следует подобрать скрытно ото всех домашних, потом переодеть
сорочку на ночь, т. е. на левую сторону, взять горшовик и отправиться
ночью в хлев, где, завязав глаза этим горшовиком, сложенным
вчетверо, и затворив за собой дверь, сказать: «Суседушко,
домоседушко, раб к тебе идёт, низко голову несёт; не томи его
напрасно, а заведи с ним приятство, покажись ему в своем облике,
заведи с ним дружбу да сослужи ему лёгку службу». Слова
эти повторять до тех пор, пока не запоют петухи, или пока не
услышишь легкого шороха в хлеву, в первом случае, вызывание
должно отложить до другой ночи; во втором схватиться одной рукой
за корень плакуна, а другой за змеиную головку и крепко держаться
за них, что бы ни делал домовой: тогда последний покажется;
если же вызывающий не успеет ухватить за гайтан и корень или
выпустит их из рук, то домовой, схватив гайтан, порвёт его и
змеиной головой застегает вызывающего до полусмерти.
Поговорки и приметы
На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему каши на
загнетке. На Ефрема Сирина ветер – к сырому году. Пронёсся ветер
– лето скорее всего будет сырое и холодное. Не к добру летнему
Ефремов ветер. Ветер спутает погоду – быть сырому году. Ефрем
Ветродуй принес ветер – к сырому, холодному году.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991; «Народная
Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Насон
– История города Вологды. Народные приметы; «Обереги
Полины», Рожнова П. // Наука и религия, №1, 1992; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998
|