|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > дери полоз
|
ДЕРИ
ПОЛОЗ, ФОМА ЛИХОРАДКИ ГОНИТ – 21 МАРТА |
|
|
|
Детские санки |
|
Дери полоз, Катаник, Кирилл, Фома лихорадки
гонит.
Современная дата: 21 марта
Дата по календарю XVI века: 21 марта
Дата по старому стилю: 21 марта
Дата по новому стилю: 3 апреля
Кирилл – дери полоз. Так назван день за то,
что в это время портятся дороги и ездить на санях становится
затруднительно. То растает, то подмёрзнет – полозья стачивались
(дрались) быстро, поэтому в это время на телеге старались поменьше
ездить. На юге сани готовили к «летнему отдыху».
Катаник. Предел зимним забавам детворы, катанью с гор, крутых
берегов на реку. Санки с вечера прятались, наутро будет меньше
слёз: реви не реви – катаник твою утеху унёс! Зато у детворы
появлялись новые забавы — игры во дворе – например, «В
кувшинчик». У крыльца натоптано берестяными лаптями: в
мокрядь, сырой снег обувать валенки – катаники негоже. Калоши
считались праздничной обновой и больше мужской: «Завели
калоши парню – женить пора!»
Лапти – лапоточки: «в лес идут – клеточки кладут, из лесу
идут – перекладывают». Просится о них доброе слово. Древнейшая
обувь, по крайней мере три тысячи лет служившая простонародью,
подкупала дешевизной и легкостью изготовления.
Раньше по одному её виду отличали, откуда ходок. Лапти косого
плетения с высоким задником, «вёрзени», изготовленные
из ракитной или ивовой коры, носили новгородцы; «липовики»,
плетенные из липы, – жители средней полосы. В Присухонье лапти
плелись из берёзовых лык: зимние – на суконную подвертку и шерстяной
носок; летние – облегчённые. Плелись также и лапти попроще,
иначе ступни, без обор, надеваемые на босу ногу. «Оборы»
– лыки или бечевки, завязывающиеся крест-накрест на ноге. Женщинам
для ухода за скотом плели лыковые полусапожки.
На Руси почитали эту немудреную обутку высоко, ревнители древних
уставов завещали хоронить себя исключительно в лаптях. Вывешенный
в хлеву, в курятнике лапоть, словно божество, якобы охранял
скот и птицу. В лапте вывозили семена огурцов на гряды. Что
до валенок – катаников, они в обиходе где-то с XVII века.
Фома лихорадки гонит. Старые люди предупреждали:
лихорадки к человеческому жилью тянутся. Чуть недоглядишь, вот
они: трясовица, желтыница, знобица на завалинках да у оконниц
греются! Могли они и в колодец с грязной водой просочиться.
В этот день лучшей защитой от лихорадок считалась печная зола
да уголья. Надо было взять из печи горячие угли и золу, положить
их в платок или полотняную тряпицу и приложить к больному месту.
Такой сухой компресс согревал и рассасывал нагноения. Испугается
жара лихоманка – и вон из дома бросится. От лихорадок, как верят
в народе, святой Фома упасает.
Но бытовали в народе и весьма странные способы излечения от
этой напасти. Так, при лихорадке считалось целительным целовать
зад коровы и пить грязную воду, в которой стирали белье. Для
избавления от лихорадки надо также срезать «копытца»
у лошади (роговые наросты у колен), положить на горячие уголья
и, закрывши наглухо больного, заставить его дышать этим дымом.
Рождённый в этот день был отмечен способностями врачевани от
всяких болезней.
Игра «В кувшинчик»
Один из играющих берет мяч и в такт песенке одной рукой равномерно
бьет его о землю: « Я кувшинчик уронила И о пол его разбила,
Раз, два, три – его, Феденька, лови!»
При последних словах мяч нужно с силой ударить о землю. Подскочивший
мяч на лету должен подхватить тот, чье имя названо. Далее он
повторяет ту же песенку и называет новое имя. Игра продолжается
до тех пор, пока играющие не собьются с ритма или мяч не покатится
по земле.
Поговорки и приметы
Уголье шает – нечесть стращает. Печная зола – пригождается от
всякого зла. Медведь поворачивается в берлоге на другой бок
(белорус.). Гром в этот день знаменует урожайный год.
Источники: «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Насон
– История города Вологды. Народные приметы;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье |
|