|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > благовест
|
БЛАГОВЕСТ,
ГАВРИИЛ – 26 МАРТА
|
|
|
|
При посеве нельзя было
ругаться, иначе следом чёрт посеет сорняки |
|
Благовест, «Благовісник» (укр.), «День
володаря блискавок» (укр.), Отдание праздника Благовещения,
Гавриил, Собор Архангела Гавриила, Василий новый.
Современная дата: 26 марта
Дата по календарю XVI века: 26 марта
Дата по старому стилю: 26 марта
Дата по новому стилю: 8 апреля
Современная дата: 23 марта
«Велик Гром Гремучий каждую весну поднимается от долгого сна
и, сев на коней своих – сизые тучи, – хлещет золотой вожжой
– палючей молоньей – Мать Сыру Землю… Мать земля от того просыпается,
молодеет, красит лицо цветами и злаками, пышет силой, здоровьем
– жизнь по жилам её разливается… Всё оживает: и поля, и луга,
и тёмные рощи, и дремучие леса…» [П. Мельников-Печерский]
Этот день в Малороссии известен под названием «Благовестник».
Благовестник может оповестить о себе громом или молнией-«блискавкою».
Простой люд здешний так высказывает своё особенное уважение
ко дню святого архангела: «Як би не було благовещеннина, не
було бы i воскресенщiна». Праздновали Благовестника – «щоб Гаврило
хати не спалив». В западноукраинских легендах Благовестник наделён
большой властью – он хозяин солнца.
Дожденосные облака издревле представлялись небесными колодцами
и реками. Холодная зима, налагая на них свои оковы (точно так
же, как налагает она льды на земные источники), запирала священные
воды – и вместе с тем всё кругом дряхлело, замирало, и земля
одевалась в снежный саван. В русской сказке о Марье Моревне
змей (демон зимних вьюг), умертвивший своего противника – молодого
царевича (Перуна), кладёт его в смоленую бочку, скрепляет железными
обручами и бросает в море (небо); но в своё время прилетают
три птицы, в образах которых древний миф олицетворил весеннюю
грозу, и спасают царевича: орёл воздымает бурю, и волны выкидывают
бочку на берег, сокол уносит её в поднебесье, бросает с высоты
и разбивает на части, а ворон оживляет юношу живою водою. (У
новгородцев был обряд: во знамение весны и проливаемых ею дождей
– разбивать бочки.) Открываются небеса и дождевыми потоками
омывают землю, возвращая ей силу плодородие, убирают её роскошною
зеленью и цветами и как бы воскрешали от зимней смерти к новой
счастливой жизни. Земля, по народному русскому поверью, не растворяется
(не открывает своих недр на рождение злаков) до первого весеннего
грома, т. е. до выезда на небо Перуна в его громовой колеснице
(облаке). С этим поверьем согласуется другое, что весенние ветры,
дующие из ясени, разбивают почку деревьев: следовательно, и
деревья начинают распускаться только с пробуждением бога-громовника,
в свите которого шествуют весенние ветры, пригоняющие дождевые
облака. Поэтому дождь называется крестьянами кормилец, и при
накрапывании первого весеннего дождя к нему обращаются с таким
окликом:
|
Поливай, дождь!
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен
Поливай ведром.
Дождь, дождь! припусти,
Посильней, поскорей,
Нас ребят обогрей. |
Отсюда явилось верование, что дождь, особенно весенний, дарует
тем, кто им умывается, силы, здоровье, красоту и чадородие;
больным дают пить дождевую воду, как лекарство, или советуют
в ней купаться
В этот день делают первая борозду и начинают сев. От успеха
этих работ зависело благополучие селянина и его семьи в течение
всего года. Поэтому соблюдение обрядов, обеспечивающих успех,
придавалось большое значение. Вот как это происходило на Украине.
Согласно древним обычаям призывать успех при пахоте и посеве
начинают ещё с рождественско-новогодних праздников. На Маланью
(Щедрец) колядовщики «с козою» носят «орач»,
который представляет из себя вид плуга. На новый год «посевальники»
обсыпают порог и иконы зерном, приговаривая: «чтобы уродилось
лучше, чем в этом году».
Как правило, к пашне и севу готовились заранее. Собираясь ехать
в поле, селяне одевали чистые сорочки, в которых они причащались
в церкви. Делалось это для того, «чтобы не было бурьяна
на ниве». Перед севом, как и перед пахатой произносилась
семейная молитва После этого, взяв с собой освящённый хлеб и
зерно, часть которого также освящена в церкви, выезжают в поле.
По дороге на поле пели обрядовые песни:
|
«В понеділок поїхали,
А в вівторок приїхали;
Вранці в середу орали,
В четвер плуга поламали,
В п'ятницю волів погубили,
А в суботу волів знайшли
І додому пішли.
Тут прийшов піп,
Щоб до церкви йти...» |
Читалась молитва и в поле перед началом сева или пахоты. Засевали
первую ниву, как правило, натощак, «чтобы хлеб родил»
и с молитвой – «чтобы чистая нива была». При посеве
нельзя было ругаться, так как по народным поверьям, «если
сеятель сквернословит, то за ним следом чёрт ходит и сорняки
сеет». В некоторых местах когда выходит засевальщик в поле,
то, снявши шапку молится на востк: «Батюшка Илья, благослови
семена в землю бросать. Ты напой Мати – Сыру Землю стедёной
росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила
егомне большим колосом.» Или кличут так: «Кузма-Демьян
– матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!»
После окончания работы причистившись освящённым хлебом, предварительно
размочив его в воде, возвращались домой с песнями и с чувством
удовлетворения от проделанной работы.
Заметив в этот день светлый восход солнца, убирают со двора
всю санную сбрую и говорят «Выверни оглобли». Крестьяне
нередко прощались с санями и ставили их под поветь до новой
зимы.
Считалось, что в этот день сам Архангел Гавриил спускался на
землю и ходил меж людей, выслушивая их заветные желания. И если
желание было добрым, то он его обязательно исполнял, нужно было
лишь немного подождать.
На Гавриила не прядут, а то оттянет руки сухота. Женщины в этот
день оканчивают последнюю пряжу. Если же которые продолжают
ещё прясть после этого дня, тем говорят: «Не пойдёт впрок».
Угодник Василий Новый в народе считается целителем от трясавицы
(лихорадки), и в «Сказании о святых» ему назначается
особая молитва.
Поговорки и приметы
Перун отмыкает небо и низводит на землю плодотворное семя дождя
(древнерусское). В первую грозу дождевой водой бабе с серебра
умыться – бела будет. До первого грома земля не размерзается
полностью. До первого грома змея не жалит. Первая в году гроза
всех лягушек и всех гадюк пробуждает. При первом громе все змеи
наружу выползают. Если первый гром прогремит утром, лето будет
умеренное, если в полдень и с южней стороны тёплое и плодородное,
под вечер – тёплое, но осень холодная. Первый гром при северном
ветре – холодная весна; при восточном – сухая и тёплая; а при
южном – ждать лета тёплого, но много червя и насекомых будет;
при западном – мокрая, но перейдёт в жаркое лето. Первый гром
сильный – к урожаю. Ранняя гроза предвещает дождливое лето.
Молния – дитя растений. «Архангел Гавриїл – володар блискавки»
(укр. – хозяин молнии). «Ілля – володар грому, а Гаврило
– блискавки» (укр.). «Як би не було благовещеннина,
не було бы i воскресенщiна» (укр.).
Прясть на Гаврилу – работа не впрок.
Что ни родится на Гаврилу – уродливо, криво. Из благовестного
теляти добро не ждати. Благовестное яйцо – болтун. Если прясть
на Гавриила (или: после, позже Гавриила), работа не впрок. В
день архангела Гавриила выверни оглобли из саней. Василий –
выверни оглобли, закинь на поветь, выскочи из куста.
Зеленение черёмухи показывает, что пора сажать ранний картофель.
Оттаивает почва, раскрывает почки черёмуха, зацветает красная
верба. Цветение вербы – сигнал выставки пчёл на пасеке. Какова
погода 26 марта, такова она будет 25 сентября, и наоборот (даты
указаны по ст. стилю). Тропинки чернеют, снег тревожится.
Источники: «В
лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч.
в 8 т. - М.: 1976. Книга первая; «В
лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч.
в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая; «Святвечір», Скуратівський В.Т. - К.: Перлина, 1994; «Українські народні
свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання
України», 1993; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Нечистая,
невѣдомая
и крестная сила, Максимов С. В. - С-Пб.: 1903;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы
|
|