|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > настовица
|
НАСТОВИЦА,
МАТРЁНА – 27 МАРТА
|
|
Настовица,
Полурепница, Матрёна.
Современная дата: 27 марта
Дата по календарю XVI века: 27 марта
Дата по старому стилю: 27 марта
Дата по новому стилю: 9 апреля
Чибис прилетел, на хвосте воду принёс. Настовица-птица, так
называли чибиса – в этот день наст на полях укрепляет, скачет
по снегу, приминает, а щука на реке лёд хвостом разбивает.
Наведывается-таки холод под покровом темноты, жмёт стужа сильнее
при луне и звездах. Глубоко промерзают талые пласты за ночь.
Бывает, наст выдерживает лошадь, человека и подавно.
Вытаивали остожья, натрушенное с возов сено, солома по обочинам
дорог. Вооружившись граблями, впрягшись в салазки, по насту
ходили собирать кормину. Овсянка с куста выпевала с грустинкой
в голосе: « Вези-и... вези-сено-да-не-труси-и-и...»
В этот день крестьянки в последний раз использовали благодатное
назначение снежного наста: спешили холсты «онастить».
С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние
недели льняные холсты – для отбеливания. Места для этого облюбовывали
сразу же после Крещения: особую, защищённую от ветра, на солнечной
стороне, площадку с крепким настом, которую называли «настищем» «стлищем». Нерасторопные хозяйки, не успевшие
к этому времени наткать полотен, тужили: «Чужие холсты
постятся, а наших и в суровые не бывало». Суровьем называли
напряденную льняную нить, смотанную в клубок. Промедление в
этих заботах влекло потерю «прибытка» незадачливой
ткачихой, который она могла бы выручить на весенних торгах,
загодя наготовив холстов.
Своевременное и старательное отбеливание холстов на последнем
насте было в эти дни основной заботой сельских ткачей. Проворных
мастериц тканого дела нахваливали во всех поколениях: «Пряла
и ткала – весь дом одевала». После серпа и мотыги для сельской
женщины главным орудием труда был ткацкий станок. Если стан
ломался, то ткачиха сама его и налаживала: «Все богородицы
ткачи, а наполовину и плотники». Так говорили о мастерицах
на все руки. Конечно, без Божией молитвы и помощи святой Матрёны
никакое дело у ткачих не ладилось. «Баба ткёт, а Бог ей
рубашку даёт».
Матрену называют полурепницей оттого, «что поселяне отбирают
годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную
половину». Без репы не обходился ни один русский праздник.
Потому ей и честь в Русском календаре отдана. Садились старики
и старушки у окошек и старательно отбирали семена репы для посева.
Отбирали семена поядренее, покрупнее. «Посеешь крошку –
поднимешь лепёшку.» С капустой, огурцами, морковью, луком,
чесноком репа долго составляла русский овощной стол, употреблялась
для начинки выпечных изделий, в качестве гарнира к мясным блюдам,
к рыбе. «Шибу шибком, вырастет дубком, заолешничком».
Для рождённого в этот день варили обрядовую еду – кашу из репы
с пшеном. Румянили кашу в печи, подавали сдобренной мёдом. К
этому времени хлебные запасы были на исходе, именно каши из
репы, да щи из кислой капусты помогали крестьянину дотянуть
до лука-зимняка, до щавеля да крапивы.
Поговорки и приметы
На Матрёны прилетают чибисы. Чибис прилетел – на хвосте воду
принёс. Чибис прилетел – снег вспотел. Если чибис летит низко
– к продолжительной сухой погоде, кричит с вечера (с утра) –
к ясной погоде. Чибис прилетел, на хвосте воду принёс. Щука
на реке лёд хвостом разбивает. Посеешь крошку – поднимешь лепёшку
(о репе). Гола Матрена для всех страшна, лубком же покрыта для
всех ходка. На Матрену овсянка затягивает свою песенку: «Покинь
сани, возьми воз!» Вешний ледок, что чужой порог – ненадёжен.
Под порогом брод, на улице переправа.
Источники: «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф.,
М., «Правда», 1991; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Насон
– История города Вологды. Народные приметы
|
|