|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение
> календарь >
месяцеслов
> пробуждение
домового
|
ПРОБУЖДЕНИЕ
ДОМОВОГО, МАРЬЯ – ЗАЖГИ СНЕГА – 1 АПРЕЛЯ
|
|
|
|
Домовой - Хранитель домашнего
очага |
|
Пробуждение Домового, Именины Домового,
Пустые щи, Первая встреча пролетья, Марья – зажги снега, заиграй
овражки.
На момент введения Юлианского календаря: 1 апреля
Дата по календарю XVI века: 1 апреля
Дата по старому стилю: 1 апреля
Дата по новому стилю: 14 апреля
Первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка?
Первого апреля считался Днём пробуждения домового. Древние славяне
считали, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал
в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую
работу по дому.
Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью
вступит в свои права. Первого же числа – первая встреча пролетья,
весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель
очага – домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок
в доме.
Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову
нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны
этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые
дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда
повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень
радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То
остатки муки из мешков высыпит, то гривы лошадям запутает, коров
перепугает, бельё перепачкает.
Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового
кашкой, молочком и хлебом, но как известно, к хлебу обязательно
должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося
духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме,
которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было
веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали
одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как
известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах
должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а
в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить,
чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого
апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать
в этот день, осталась. Как осталась поговорка – первого апреля
никому не верят. И теперь вы знаете почему.
Как еще звали Домового: дедко, дедушко, доброхот, доброжил,
суседко, хозяин, он; укр. – хатний дiдко; белорус. – хатник,
господар; польск. – skrzat.
Обманывать знакомых – обычай, практикуемый больше среди городских
жителей, где девушки «стараются обмануть как можно больше людей
в той уверенности, что в таком случае женихи не проведут их,
а, наоборот, они будут водить молодых людей за нос».
Марья зачинает половодье. Солнечный отблеск на мокрой, чуть
проклюнувшейся весенней поросли – это Марьины следы. Она заглядывает
в каждый дом. Марья снежками в овражках играет, солнечные лучи
на Красное угорье гонит, девок на весенние гульбы зовёт. Славили
в этот день наши предки Ладу – хранительницу семейного очага,
покровительницу свадеб и семейного счастья.
В этот день варят постные щи из квашеной капусты. С Марьи –
пустые щи и до Марфы – зеленые щи (3 мая), активно подъедают
запасы квашеной капусты.
Поговорки и приметы
Первого апреля не солгать, так когда же и время для этого потом
выберешь. Коль первого апреля не соврёшь, когда ещё времечко
найдёшь. 1 апреля – день враля, а шутки греют человека. На Марью-заиграй-овражки
и глупая баба умного мужика на пустых щах проведёт и выведет.
«На Мар'ю – разводдзі» (белорус.).
Марья половодье начинает. Марья снежками в овражках играет,
солнечные лучи на Красное угорье гонит, девок на весенние гульбы
зовёт. Полая вода и память о зиме уносит. Весенней воды никто
не уймёт. Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много
и покос ранний. На Марию Египетскую снег и за колодой (и под
кустом) растаял. Лёд ломается хрястно – ходить опасно. Если
лёд сходит вдруг (быстро) – год будет лёгкий, хороший.
Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Народный
календарь от Полины Рожновой – http://istgazeta.ru/newspaper;
Беларускі
народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009
№5-6 |
|