|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение
> календарь >
месяцеслов
> открытие ульев
|
ОТКРЫТИЕ УЛЬЕВ, ЗОСИМА-ПЧЁЛЬНИК – 17 АПРЕЛЯ
|
|
|
|
Пчёлы совершают свой первый
вылет |
|
Открытие ульев , Зосима-пчёльник, Симеон-морковник,
Адриан, «Андрыянава ноч» (белорус.).
На момент введения Юлианского календаря: 17 апреля
Дата по календарю XVI века: 17 апреля
Дата по старому стилю: 17 апреля
Дата по новому стилю: 30 апреля
В этот день ульи выносят из омшаника на вольный воздух, осматривают
и открывают. С колод и бортей снимают зимнее утепление. Первый
весенний облёт пчёлами своего жилища.
У пчёл есть свои святые-заступники – Зосима и Савватий. «Где
стоит хоть один пчелиный улей, где теплится перед божницею хотя
одна свеча «воска яраго», – поминаются имена святых угодников,
покровителей пчелы.»
Пересаживая рой в новый улей, пчеловоды, держащиеся обычаев
дедовской старины, опрыскивают его крещенской водою, нарочно
сохраняемой ими для этого случая и приговаривают: «Святые преподобные
Зосима-Савватий, Матушка Пресвятая Богородица, храните эту домовину,
как зеницу ока, от мора, от хлада, ото всякого гада!» Это, по
старинному поверью, способно предохранить пчелиный дом от наносной
беды. Восковая свеча, поставленная посреди пчельника в этот
день, обеспечивает на осень обильный медосбор, оберегая в то
же самое время пчельник ото всякого «сглазу» лихого человека
завистливого. Старые пчеловоды советуют всем заводящим новое
пчелиное хозяйство, обнося пчельник плетнем-изгородью, натыкать
на колья лошадиные черепа. Это делалось еще во дни старины глубокой,
когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждьбогу,
считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем благополучия.
Теперь, когда утратилось в народной Руси непосредственное воспоминание
о временах обожествления природы, этот пережиток стародавнего
быта сохранился только в самых захолустных уголках деревенской
Руси и соблюдается безо всякого отношения к своему первоисточнику.
Одно только и могут сказать пчеловоды в объяснение упомянутого
обычая, что-де «так делали наши деды, так и нашим отцам заповедали,
а они были добрые люди и всякого добра у них было вдосталь,
не в пример больше нашего!»
Народное песенное слово приписывает Божьей работнице и такие
заботы, как «замыкание» «отмыкание» времен
года. Вот, например, песенка, записанная П. В. Шейном:
|
Ты, пчёлонька,
Пчёлка ярая!
Ты вылети за море.
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые,
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое.
Лето хлебородное! |
Старые «пчеляки» слывут в деревенском захолустье за
ведунов-знахарей. «Пчела и человека умудряет!» – по народному
поверью: «Человек от пчелы всякой премудрости поучается!», «Мала
пчела, а человека большому уму-разуму научит!» Памятуя приведенные
слова, народ относится к водящим пчел людям с большим уважением,
прислушивается к их речам, спрашивает у них доброго совета в
затруднительных делах, обращается к ним за разрешением спорных
вопросов. Приглядываясь к цветущим травам, излюбленным пчелою,
ухаживающие за Божьей работницею научаются от самой природы
распознавать вредные и полезные растения, – собирают и сушат
последние, нередко принимая на себя обязанности врачей-лечеек.
Все это невольно способствует их знахарской славе и привлекает
к пчельникам страждущих всякими болестями людей.
В рукописном сборнике белорусских заговоров, записанных в начале
XIX-го столетия, подаётся совет – при основании нового пчельника
ставить чистую посудину с водою, («отмерить три девить
ложик воды») на том месте, где задумано водить пчёл. Если на
другой день утром прибудет воды в посудине, это считается хорошим
признаком, а – не дай Бог! – убудет, – нет приметы хуже для
будущего пчелиного хозяйства. В Страстной четверг советуется
тайным образом принести камень и закопать его в землю посреди
новой пасеки, приговаривая: «Так, как тот камень тверд, так
бы отвердет лстивому человеку или женщине, которае помисл злой
мыслит на мою пасику, во веки веков, аминь». Когда станет роиться
первый рой пчелиный по приходе весны, суеверные люди становятся
перед ним на колени и, достав из-под левой ноги, а также из-под
улья, по щепоти земли, бросают на рой с таким причетом: «Как
Мать-Сыра-Земля не играет и не шумит не з горами, не з далами,
не с лугами, не с тёмнами лесами, (так чтобы) не играли и не
шумели в моей пасики пчёли – са всей своей силой, ни в лисах,
ни в добровах, не в чыстая поля, не в инныя пасики от меня пастыря
не оубегать и не утекать, отныня и довека и до скончений жыжни
моей, аминь!» По иному списку, заговор этот читается так: «Как
сия вода не истекаит и не измаляица, так бы мое пчоли не излитали
и знемалялись, из моих ульев из зо всей моей пасики. Как гора
з горой не изходица, так бы мое пчоли не изходилися с чужыми
пчалами и не излитали на лягу, на меду, и на пасеку, именем
Господа нашего Исуса Хрыста и действием светаво Зосима и светаво
Савостия, аминь». К царице народа пчелиного обращается заговорное
слово пчеловода-белоруса с таким величанием-молением: – «Пчалица-царыца,
ты моя птаха. Рад бы я тебе водить, рад тебе плодить во всей
засики и пасики, пчелиная мати Фаленея, Ульяна и Соломония и
Анна. Как в древе коренья много в земле, так была (бы) пчелиная
мать в засеку со всей своей силой пчелиной. Как хмель около
древа обвиваица, так бы вилися мое пчолы в моей пасики, действием
светаво Зосима и Савостия салавецкаго чудотворцев, аминь».
На многих пчельниках есть ручейки и колодцы-роднички, выкопанные
рукою пчеловодов. В обычае ставить над этими источниками часовенки
с образом святой соловецкой двоицы – Зосимы-Савватия. Вода из
осенённого такой часовенкою родника считается целебною от многих
болезней, – между прочим, от изнурительной лихорадки. Возле
часовенки ставятся по весне небольшие долбленые корытца с разведённым
водою мёдом («сытою») для подкармливания наголодавшихся за зиму
пчёл во время малого ещё цветения цветов. Привившийся к часовенке
рой с чужого пчельника считается освященным свыше и оберегается
с особым тщанием ото всякой случайности. К улью с таким роем,
отмеченному красным крестом, подносят в роевне – при пересадке
– каждый новый рой, как бы на поклонение. При этом неизменно-неукоснительно
поминаются святые имена покровителей трудолюбивого крылатого
народа, насадивших пчелиное хозяйство на студеной северной окраине
Руси великой.
Поговорки и приметы
Расставляй ульи на пчельнике. У праведного – рой за роем роится,
у грешного последняя пчела переводится. К доброй душе и чужая
пчела роем прививается. Подходи к пчеле с кроткими словами,
береги пчелу добрыми делами. Пчела на злого хозяина Богу жалуется.
Доброго человека и пчела не жалит. Пчела и человека умудряет.
Человек от пчелы всякой премудрости поучается. Мала пчела, а
человека большому уму-разуму научит. День Зосимы, заступника
пчеловодов. Если пчёлы садятся на вишню, то вишня уродится,
если нет – урожая вишни не жди. Три дождя в апреле да один в
мае – тысячи дождей стоят. Тёплые дожди в апреле, и в особенности
в конце месяца – благословение полям. Что в апреле зародится,
взойдёт, то в мае взрастёт, в июне – июле расцветёт, созреет,
в августе в закрома и амбары схоронится, в долгую зиму дотла
подберётся.
Гадали на конопле: «Святы Андрэю, канапелькі сею»
(белорус.). Эти действия возможно перекликаются с гаданиями
на Андрея-ворожея 30 ноября.
Источники: «Народная
Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991;
Насон
– История города Вологды. Народные приметы;
Беларускі
народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля»,
13.01.2009 №5-6
|
|