Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > отмыкание земли 
ОТМЫКАНИЕ ЗЕМЛИ, РАДАНИЦА, ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ – 23 АПРЕЛЯ
 
В это утро бегают и катаются по росе  
Отмыкание Земли, Ярила вешний, Егорий вешний, Егорий тёплый, Егорий голодный, Юрьев день, Ерило зелёный, Егорий храбрый, Георгий Победоносец, Росенник, Праздник пастухов, Скотопас и волчий пастырь, Комарник, Ленивая сошка, «Свята жывёлы» (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 23 апреля
Дата по календарю XVI века: 23 апреля
Дата по старому стилю: 23 апреля
Дата новому стилю: 6 мая

В пасхальном календаре день выпадает на понедельник после Красной горки.

Егорий – покровитель пастухов, охранитель домашнего скота, волчий пастырь, покровитель урожая. В этот день проводится важный обряд – отмыкание Земли. В некоторых местах это четвёртый по значимости праздник после Рождества, Масляницы и Купалы. «Юрий, вставай рано, отмыкай землю, выпускай росу – на теплое лето, на буйное жито, на ядренистое, на колосистое, людям на здоровье!»
В Заонежье весна отсчитывалась со дня Егория весеннего до Петрова дня (летнего солнцестояния).

Егорий отмыкает землю, выпускает на белый свет росу, выгоняет из-под спуда земного траву зелёную, даёт силу-мочь всходам. В одном белорусском сказе-причете так и говорится об этом: «Святый Юрья, божий пасол, до Бога пашов, а узяв ключи золотые, атамкнув землю сырусенькую, пусьтсив росу тсяплюсеньскую на Белую Русь и на увесь свет». У болгар обходит он дозором полевые межи, осматривая нивы, доглядывая: «Святий Юрий по полю ходит, хлиб-жито родит».

У западных славян на Мораве, встречу весны приурочивают к весеннему Егорьеву дню. «Зима, зима («Смертная неделя!» – о иному разносказу)», – выкликает в этот день сельская молодежь: «Куда ключи девала? – отдала их Вербному воскресенью! – Вербное воскресенье, куда ты ключи девало? – Отдала зеленому (чистому) четвергу! – зелёный четверг, куда ты ключи девал? – отдал их святому Юрию, Юрий вставал, отмыкал землю, чтобы росла трава, трава зеленая!» В Сербии, Боснии, Герцеговине, а также и в Болгарии, в каждом семействе колют на Юрьев день белого барашка, как бы принося его в жертву св. Георгию Победоносцу.

С восходом солнца мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми, приговаривая: «Будь здоров, как Егорева роса!», «Егорева роса от семи недугов». Вечер заканчивается всеобщим гулянием и общим ритуальным костром, который, как правило, разводится близ поселка за околицей на высоком месте.

Вождения Юрия
Есть на Святой Руси местности, куда приводит Егорий-вешний и свои особые игрища, являющиеся отголоском старины. Таков, например, обычай «вождения Юрия», состоящий в том, что всей деревнею выбирают красны девушки молодого красивого парня, обвешивают его зелёными венками и кладут ему («Зелёному Егору») на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Толпою идёт деревенская молодежь в поле, оглашая воздух припевами, обращёнными к св. Юрию. Трижды обходят красные девушки с молодыми парнями засеянные поля. Потом разводится на перекрестке межников небольшой костёр – в виде кольца, посреди которого кладется на землю принесённый пирог («моленник»). Все пришедшие садятся с песнями вокруг костра, начинается дележ пирога: каждому должно непременно достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек достанется в пришедшемся на её долю куске больше всех начинки – та выйдет по осени замуж. Доев пирог, молодёжь возвращается по своим дворам, приплясывая да припеваючи:

  «Мы вокруг поля ходили,
Мы Егора-свет водили,
Мы Егорья кликали»... и т.д.

Весенние свадьбы
Обычно с этого дня начинаются хороводы и весенние свадьбы. По преданиям, хороводы, открываются с весною, когда небо вступает в брачное соитие с землёю и как бы зовёт к тому же священному союзу и человека; именно эта идея любви и следующего за нею брака есть главный мотив, развиваемый в хороводных представлениях и песнях. [Афанасьев А.]

Вьюнец
В некоторых местах на Егория вешнего справляется «Вьюнец», «Вьюшник» [Громыко М.]. В пасхальном цикле праздник переместился на Фомину (Радуницкую) неделю. Этот старинный обряд состоит в хождении под окнами с «вьюницкими» песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну.


Пастуший праздник
Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище. Выгонять скот на первую пасьбу – «на Юрьеву росу» – советуют старые люди не иначе, как освящённой вербою, хранящеюся в коровнике с Вербного Воскресения или Вербоносицы. «Егорий ты наш Храбрый», – выкликают при этом старухи-большухи, – «ты спаси («паси» – по иному разносказу) нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого!» Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Выгон происходит непременно на утренней алой зорьке, раным-ранёхонько, когда ещё дымятся луга белодымной росою. Последняя, по уверению знающих людей, даёт коровам богатый удой и делает их на диво тучными-здоровыми. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт.

Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

  Батюшка Егорий,
Макарий, батька храбрый,
Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!

Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода», после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть), читая «отпуск» – специальный заговор. Опытный пастух брал с собой «магические» предметы: иконку с изображением св. Георгия, веточку вербы, освященную в церкви, горбушку хлеба, восковой шарик с закатанными в него шерстинками коров из стада, замок и др. После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком. Этот день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле яичницей.

После того как стадо было отдано под покровительство пастуха и св. Георгия, в деревне начиналось гулянье взрослых мужчин и женщин, сопровождавшееся пением песен, плясками, коллективной трапезой. Пастухи же праздновали Егория до самого утра, получив от владельцев скота пиво, яйца, пироги.

Старинный обычай, до сих пор памятуемый в южнорусских местах, заставляет сельчан окачивать водою пастуха перед первым его выходом на весеннее Юрьево пастбище. Выгонит пастух с подпасками стадо, а там – на первом привале – готово для них угощение, снаряженное вскладчину «всем миром». Несут туда бабы-девки «мирскую яичницу», не забывают они и о чем-нибудь хмельном – омочить горло на вольном воздухе. Пьют, едят пастухи, а сами хлебосольный мир похваливают да святого Юрия-Егорья заклинают: чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а животину крестьянскую от лютой «помахи» (мора), ото всякой напасти нечаянной. А напастей немало может, в недобрый час, обрушиться на стадо. Зверьё хищное, – от того хоть дубьём, либо ружьём обережёшь скотинушку. Да и то сказать – не ото всякого зверя и ружьё спасёт: «У волка в зубах – то Егорий дал!» – говорит народное слово. Уж если что обрёк он, свет-Юрий, на съедение зверю, – не уберечь того ничем.

Многое-множество заговоров, обращенных к Юрью-Егорью, ходит до наших дней в народе. «Встретил наш скот – милой живот – святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья-света, щит огненный. Бьёт он – обивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц!» – тают придерживающиеся стародавней мудрости приметливые домохозяева, встречая возвращающиеся с первой весенней пастьбы стада.

Егорий, однако, слывёт в народной Руси не только покровителем стад, но и хозяином волков и других хищных зверей. По преданию, он перед своим вешним днём садится на белого добра-коня и объезжает все леса, собираючи отовсюду зверьё дикое да отдавая ему свои хозяйские наказы нерушимые. Каждому зверю идёт от него свой приказ – наособицу: чем зубастому кормиться, где промышлять добычу. «Обречённая скотинка – не животинка!» – говорит по этому случаю сельский люд, говорит-приговаривает: «Ловит волк свою роковую овечку!», «Без Юрьева наказу и серый (волк) сыт не будет!», «На что волк сер, а и тот по закону живёт: что Егорий скажет, на том всё и порешится!», «Святой Егорий держит волка впроголодь, а то бы – хоть и скота не води!»

О св. Егории, как волчьем хозяине, ходит по народной Руси немало разнообразных сказов-преданий. Малорусский сказ. Жили-были двое братьев на белом Божьем свете, – ведётся повесть, – жили-были: один богатый, другой – голь-нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый чоловик ииде на вози. То булы лисун (леший) и св. Юрий. От прыгнав лисун звиря, да як раз – д того дуба, де сидив чоловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Роздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит – одна краюшка осталась лишняя. Отдал её угодник Божий бедняку, отдав – говорит: «Се тоби Господь дав счастя! З' цего окрайчика ты вже певне, що разживешься!» Прошло много ли, мало ли времени, – сполнились слова святого Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат – видит, и взяла его зависть лютая. Дай, – думает, – я всё это сделаю! Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зелёную. И снова пошло всё – как по-писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо. Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий – съесть богача завидущего вместо краюшки... Зависть лютая была наказана, и голодный волк нашёл свою волчью сыть.


 
Яйцо – символ вселенной, возрождения жизни. Содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику  
Яйцо, как символ зарождения жизни
Ребятишки в этот день ходили по домам, кликали Егория под окнами и выпрашивали яйца.
Яйцо – символ вселенной, возрождения жизни. В весенней обрядности, повсеместно во всём славянском мире широко применялись различные действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» – и различные игры с ними. Содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйцо является очень важным атрибутом весны и возрождения, символом Великого дня (праздник весеннего равноденствия в христианстве заменён Пасхой). Оно символизировало собой, с одно стороны, видимый мир, галактику, а с другой – круговорот и бесконечность жизни, начало всякого возрождения и жизни.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на Юрьев день и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.



В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября на Егория осеннего умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своём оживлении.

Поговорки и приметы
Во многих местах с этого дня начинались сельские гулянья. Пастухи с этого дня не стригутся. Моленик (каравай) пастуху, крохи – скоту. На Егорья пастуха окачивают (водой), чтобы во всё лето не дремал. На Егория запахивали пашню, говорили: «На Егория выезжает и ленивая соха». Ясное утро на Егорья – лучше ранний сев; ясный вечер – поздний. На Егорья роса – будут добрые проса. На Егорья мороз – будет просо и овёс. Коли на Юрья березовый лист в полушку – к Успенью клади хлеб в кладушку. Сей рассаду на Егорья – будет капусты довольно (ростов.). Кукушка до Егорья кукует – скот падёт. Кто бранится на Егорьев день – того молния убьёт. Апрель – пролетний месяц – Егорьем красен.

На Егорья заря с зарёй сходится. Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья (20 июля) лето кончает, жито зажинает. Тёплый Егорий весну начинает, а Илья лето кончает. На Егория с кормом, на Александра (23 ноября) с мостом. Юрий росу спустил. Без росы и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава – росу. Пошли, господи, тихую воду да тёплую росу (при первом громе)! Силён и здоров, что Юрьева роса! Будь здоров – как Юрьева гора! Выпил бы нищий на Егорья вина косушку, да нет ни полушки: пошёл по росу! Егорьевы пироги – дóроги: дороже их нет, когда хлеб в закрому мыши доели! Егорил дед, егорил, да ни одной копейки не выегорил! Объегорили старика маклаки: выгодно хлеб продал, а стал считать – дыра в горсти, все утекло! Егорий – пивной праздник. Варятся ушаты пива. Егорий Храбрый – зиме ворог лютый! Юрий да Влас – крестьянскому богатству глаз. В поле стадо сгонять и Егорья окликать. Не верила бабка весне, а пришёл батюшка Егорий, – и её, старую, в пот бросило! Кто берёт под Юрья шерсть в руки, у того волки овец перережут! В этот день мужики примешивают в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испёченных на четвертой-Крестопоклонной, Средо-крестной – неделе Великого Поста; это должно, по их словам, охранять коня-пахаря от голодного хищника-волка на весеннем подножном корму. Егорьевские росы пользительны: телешом покатайся, нагой в них искупайся. Егорий-вешний и касатку не обманет (на этот день, по примете, падает начало прилёта касаток-ласточек). Заегорит (перейдёт за день Георгия Победоносца) весна, так и зябкий мужик – шубу с плеч долой. В Егорьев день скота на руки Егору передают. Алексей-человек божий – с гор воду сгонит (17-е марта), Федул (5-е апреля) тепла надует, Василий Парейский (2-е апреля) землю запарит, святой Пуд (15-е апреля) вынет пчелу из-под спуда, а мужик – всё весне не верит, – пускай, говорит, земля преет, а я погожу полушубок снимать: придет Егорий – сам, батюшка, с плеч сымет.

           Сказанье о том, как бог Ярила возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных >>
           Пословицы и приметы этого дня по книге «Пословицы русского народа», Даль В. И. >>


Источники:
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
Залатая книга. Веда славянъ, Песни, записанные Стефаном Верковичем;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Мир русской деревни», Громыко М.М. - М.: «Молодая гвардия», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 1 - М.: 1995;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга первая;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая;
Календарь Праздников, Белоруссия – www.calend.ru/holidays/belorus/;
Календарь Праздников, Славянские праздники – www.calend.ru/holidays/slav;
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым - С-Пб, 1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov;
Быт русского народа: забавы, игры, хороводы; Терещенко А.В. - М. «Русская книга», 1999;
Беларуская культурная традыцыя, С. Санько;
«Рускiе простонародные праздники и суевѣрные обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837; (выпуск 1, стр. 99-104)
Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003 – http://kizhi.karelia.ru;
Беларуская культурная традыцыя, С. Санько;
Исландский языческий праздник Сумарсдаг (Первый день лета) – http://www.calend.ru/holidays/0/0/1286

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz