|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > навий день
|
НАВИЙ ДЕНЬ, РАДОНИЦА – 24 АПРЕЛЯ*
|
|
|
|
Под
сень безымянных могил, сходятся потерявшие детей матери,
вдовы и сироты |
|
Навий день, Радоница, Раданица, Родоница,
Радавница, Радованица, Радунец, Радошница, Весенние Деды, Бабский
праздник, Поминание Родителей, Усопшие Раданицы, Усопшие Родоницы,
Усопшие Радаваницы, Весенние Деды, Поминание Родителей, Поминки
(укр.), Могилки (укр.), Мертвецкий Велик-день, Навский Велик-день,
Ноской, Проводы (укр.), «Бабскія розбрыкі» (белорус.).
На момент введения Юлианского календаря: 24 апреля
В пасхальном календаре день выпадает на вторник Фоминой (Радоницкой)
недели. В некоторых местах отмечают в понедельник,
в других – в воскресенье, кое-где в течение 3-х дней: с понедельника
по среду.
В этот день «люд крещёный с покойничками христосуется».
Проводятся «радостные весенние поминки». Этот день
проводится на Руси по кладбищам за панихидами да поминками.
В то время, как по красным горкам за деревенскими околицами
происходит гулянье, на погостах-кладбищах идёт «радованье»
покойников. Туда, под сень безымянных крестов, сходятся потерявшие
детей матери, вдовы и сироты – плакать-причитать о своих дорогих,
обездоливших их на этом свете покойниках. По могилкам расставляются
оставшиеся от пасхальных столований снеди-пития, раскладываются
крашеные яйца. С этого дня чуть ли не всю неделю, с утра белого
до тёмной ноченьки, кишмя кишат кладбища народом, угощающимся
в честь-память своих покойничков. Накануне посещения кладбища
обязательно моются в бане и убирают в доме.
В этот «родительский» день
ближе к обеду ходят «угощать родительские душеньки»
– поливают могилы мёдом сыченым или пивом, катают красные яйца
через могилу, кладут специальные поминальные лепёшки. В белорусских
деревнях существует обыкновение обедать на Радоницу – на могилах;
но только при этом строго соблюдается, чтобы кушанья были «нечетныя
и сухия», иначе – быть беде неминучей. «Святые родзицели,
ходзице к нам хлеба-соли кушац!» – приглашают покойников
обедающие, предварительно похристовавшись с ними. В заключение
поминальной трапезы, на которой, по уверению старых богомольных
людей, присутствуют и загробные гости, большак семьи провозглашает: «Мои родзицели, выбачайте, не дзивицесь, чем хата богата,
тем и рада!» – и считает свой долг по отношению к предкам
свято выполненным. Нищие, окружающие трапезующих, оделяются
остатками пищи и деньгами – чем Бог послал на их убогую долю.
Если на радоницких поминках встречаются помолвленные жених с
невестой, то они земно кланяются – каждый у могилы своих богоданных
сродников и просят благословения их «на любовь да на совет,
да на племя-род». В некоторых местах на погостах (кладбищах)
с самого утра, а то и с ночи жгут костры, чтобы «родичи»
согрелись. Ребята и девицы с кладбищ отправляются в праздничных
платьях на игрища.
В доме – месте, где родители строили, жили, трудились, праздновали
– также поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите,
милые деды...». Дедов молят о сохранности дома и о целости
скотины, о здоровье людей, об урожае и о семейном благополучии,
покровительстве молодой семье. В течение всей седмицы (недели)
хозяйки оставляют на ночь на столе кушанья, так как «покойнички,
наголодавшиеся за зиму», заглядывают в это время в свои
прежние жилища – повидаться со «сродниками», памятующими
о них. «Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице
– самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует!»
– говорят в деревне. Жгут поминальные костры во дворах.
Из книги П. Мельникова-Печерского «В лесах»
Верит народ, что Велик Гром Гремучий каждую весну поднимается
от долгого сна и, сев на коней своих – сизые тучи, – хлещет
золотой вожжой – палючей молоньей – Мать Сыру Землю… Мать земля
от того просыпается, молодеет, красит лицо цветами и злаками,
пышет силой, здоровьем – жизнь по жилам её разливается… Всё
оживает: и поля, и луга, и тёмные рощи, и дремучие леса… Животворящая
небесная стрела будит и мертвых в могиле… Встают они из гробов
и, незримые земным очам, носятся середь остающихся в живых милых
людей… Слышат гробные жильцы всё, видят всё – что люди на земле
делают, слова только молвить не могут…
Как не встретить, как не угостить дорогих гостей?.. Как не помянуть
сродников, вышедших из сырых, тёмных жальников на свет поднебесный?..
Услышат «окличку» родных, придут на зов, разделят
с ними поминальную тризну…
Встают мертвецы в радости; выйдя из жальников, любуются светлым
небом, красным солнышком, серебряным месяцем, частыми мелкими
звездочками… Радуется и живое племя, расставляя снеди по могилам
для совершения тризны… Оттого и день тот зовется Радуницей (Жальник
– могила, собственно бугор земли, насыпанной над нею. Окличка
– обращение к мёртвым на кладбищах, зов. Об окличках, бывающих
на кладбищах в Радуницу, говорится в «Стоглаве» (25
й Царский вопрос в главе 42 й). Радуница – в южных губерниях
понедельник, в средних и северных – вторник Фоминой недели,
когда совершается и церковное поминовение по умершим. В уставах
поминовения усопших в этот день не положено, но церковь хотела
освятить радуницкую тризну своими священнодействиями, чтоб в
народной памяти загладить языческое ее происхождение…).
Только минет святая и смолкнет пасхальный звон, по сельщине
деревенщине «помины» «оклички» зачинаются.
В «навий день» («Навий день», а в Малороссии «мертвецкий велык день» – другое название Радуницы…
Нав, навье – мертвец.) стар и млад спешат на кладбище с мертвецами
христосоваться. Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну
садятся.
Рассыпается народ по божьей ниве, зарывает в могилки красные
яйца, поливает жальники сычёной брагой, убирает их свежим дерном,
раскладывает по жальникам блины, оладьи, пироги, кокурки (Пшеничный
хлебец с запечённым в нём яйцом.), крашены яйца, пшенники да
лапшенники, ставит вино, пиво и брагу… Затем окликают загробных
гостей, просят их попить поесть на поминальной тризне.
Оклички женщинами справляются, мужчинами – никогда. Когда вслушаешься
в эти оклички, в эти «жальные причитанья», глубокой
стариной пахнет!.. Те слова десять веков переходят в устах народа
из рода в род… Старым богам те песни поются: Грому Гремучему,
да Матери Сырой Земле.
|
Со восточной со сторонушки
Подымались ветры буйные,
Расходились тучи чёрные,
А на тех ли на тученьках
Гром Гремучий со молоньями,
Со молоньями да с палючими…
Ты ударь, Гром Гремучий, огнём полымем,
Расшиби ты, громова стрела,
Ещё матушку – Мать Сыру Землю…
Ох ты, матушка, Мать Сыра Земля,
Расступись на четыре сторонушки,
Ты раскройся, гробова доска,
Распахнитесь, белы саваны,
Отвалитесь, руки белые,
От ретивого сердечушка…
Государь ты наш, родной батюшка.
Мы пришли на твое житье вековечное,
Пробудить тебя ото сна от крепкого.
Мы раскинули тебе скатерти браные;
Мы поставили тебе яства сахарные,
Принесли тебе пива пьяного,
Садись с нами, молви слово сладкое,
Уж мы сядем супротив тебя,
Мы не можем на тебя наглядетися,
Мы не можем с тобой набаяться. |
Наплакавшись на «жальных причитаньях», за тризну весело принимаются.
Вместо раздирающей душу, хватающей за сердце «оклички», весёлый
говор раздается по жальникам…
Пошёл пир на весь мир – Яр Хмель на землю ступил. Другие песни
раздаются на кладбищах… Поют про «калинушку с малинушкой – лазоревый
цвет», поют про «кручинушку, крытую белою грудью, запечатанную
крепкою думой», поют про то, «как прошли наши вольные весёлые
дни, да наступили слёзовы горьки времена». Не жарким весельем,
тоской горемычной звучат они… Нет, то новые песни, не Ярилины.
Клонится солнце на запад… Пусть их старухи да молодки по домам
идут, а батьки да свекры, похмельными головами прильнув к холодным
жальникам, спят богатырским сном… Молодцы удальцы!.. Ярило на
поле зовёт – Красну Горку справлять, песни играть, хороводы
водить, просо сеять, плетень заплетать… Девицы красавицы!..
Ярило зовёт – бегите невеститься…
Шаром валом катит молодежь с затихшего кладбища на зеленеющие
луговины. Там игры, смехи… Всех обуял Ярый Хмель…
Поговорки и приметы
При первом проблеске весны говорили: “Родители из могил теплом
дохнули”. Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице
– самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
Расплакалася, как усопшая Радуница. В этот день нежелательно
было что-либо сеять или садить. Во вторник нежелательно было
что-либо сеять или садить. Дождь на радуницу не обрадуешься.
Расплакалася, как усопшая радуница.
_________________
*) Дата определена как второй день после Радуницы и третий день
после Красной горки. На Деревенском
форуме приведена народная примета этого дня (24 апреля /
7 мая): «в этот день так бывает, что людей к земле пригнетает».
Есть предположение, что праздник отмечали
в первый вторник после Родоницы, так как на Руси поминали обычно
во вторник («заложных» – утопленников, самоубийц) или в субботу
(родителей, предков). В христианском месяцеслове этот день приходится
на вторник Родоницкой (Фоминой) недели.
Источники:
«Народная
Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«В
лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в
8 т. - М.: 1976. Книга первая;
«В
лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч.
в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая;
«Обычаи
и традиции русского народа», Панкеев И.А. - М.: ОЛМА-пресс,
1999;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Приметы. Заговоры.
Привороты. – http://primet.narod.ru/aprel1.htm;
Календарь
Праздников, Белоруссия – http://www.calend.ru/holidays/belorus;
RB-prazdnik.ru,
Памятные даты – www.rb-prazdnik.ru/prazdnik |
|