|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > тепляк-здоровяк
|
ТЕПЛЯК-ЗДОРОВЯК, ЕВСЕЙ – ОВСЫ СЕЙ – 28 АПРЕЛЯ
|
|
|
|
Пришел
Евсей – овсы сей |
|
Тепляк-здоровяк, Березовица, Евсей – овсы
сей, Максим-берёзосок, Иасон.
На момент введения Юлианского календаря: 28 апреля
Дата по календарю XVI века: 28 апреля
Дата по старому стилю: 28 апреля
Дата по новому стилю: 11 мая
Снег изник, земля обнажилась. Сказывали раньше, нечисть-де,
зимовавшая под наметами-сугробами, выбралась на люди, православным
пакостит, вяжется болезнями. От низинных лугов, из глубин хвойника
нет-нет и дохнёт холодом, сыростью, тленом: аж по спине мурашки.
Зато солнце припекает, ветер-здоровяк обдувает – дивья нам жить!
В берёзах – движение сока. Во многих местах принято в это время
пробуравливать их до самой сердцевины и нацеживать в кувшины
бегущий из них сладковатый на вкус, расположенный к быстрому
брожению весенний сок – «березовицу». Самый и вкусный и целебный
берёзовый сок течёт в верхних ветках берёзы. Однако в туманный
и дождливый день берёзовый сок собирать не рекомендовалось.
Немало гибнет кудрявых красавиц лесного царства из-за лёгкой
добычи этого напитка, до которого лаком деревенский люд. «Березовицы
на грош, а лесу на рубль изведешь!» – замечает об этом слово
седовласой народной мудрости. «Пьяную березовицу навеселяют
хмелем» – словно отвечает ей легкомысленная молодежь.
Деревенские лекарки-знахарки собирают берёзовый сок и не для
лакомства-питья, а на пользу болящему люду. Более всего они
пользуют этим весенним снадобьем страждущих-маящихся неотвязной
лихорадкою. Но перед этим необходимо, по уверению их, или выкупать
больного в дождевой воде, или – ещё того лучше – натереть мартовским
(собранным в позимнем месяце) снегом, если где-нибудь сумели
его сберечь-сохранить. Солнечный день 28-го апреля служит верным
предзнаменованием того, что «сестры-лихоманки отпустят болящего».
Если же в этот день идёт либо снег, либо дождик, или развесит
над землею свои серые полога мглистый туман, то сведущие в «лечобе»
люди не советуют пользовать больного по только что указанному
способу знахарок. Последние же, в таком неблагоприятном для
их работы случае, находят себе другое дело. Берут они «обетныя
ладанки», выходят с ними на перекрестное распутье дорог и ждут-поджидают
там: не повеет ли попутный тёплый ветер со полудня. Этот ветер,
в их представлении, тоже является целебным. Как только начинает
тянуть южным ветерком, выставляют они ему навстречу свои ладанки
и особыми нашептами загоняют в них ветер, чтобы после – положив
ладанку на одержимого болестью – излечить его этим ниспосланным
из-за теплых морей снадобьем.
Вчера бабы да девки горох учреждали, сегодня – мужика очередь
за овёс браться. Наши предки на своём вековом опыте убедились,
что овёс очень неприхотлив, ему не нужна сытная жирная земля.
Лучше всего овёс сеять в сырой низине – там он урождается гуще
и косистее. Однако и овёс требовал солнечных дней. Если лето
выдавалось дождливое, он мог пострадать от туманов и совсем
не налиться. И тогда даже солома его чернела, и скотина её не
ела.
Поговорки и приметы
Овёс любит хоть воду – да в пору. Сей овёс в грязь
– будешь князь. Когда крылатые муравьи показались – сей овёс.
Когда берёза станет распускаться – сей овёс. Когда дуб развернулся
в заячье ухо, сей овёс. Сей овёс, когда босая нога на пашне
не зябнет. Землю согрело, не опаздывай с севом. Тёплый ветер
на Евсея – благодать весенняя. Тёплый (южный) ветер на Иасона
приносит здоровье. Пришёл Евсей – овсы отсей. Сей рожь хоть
на часок в пепелок, а овёс хоть в воду, да в пору. Овёс должно
сеять дня за два до наступления полнолуния и никогда во время
затмения (воронеж.). Если кроты и хомяки весною начинают выбрасывать
из своих нор землю, то это знак, что надо сеять овёс. Посев
овса продолжается до тех пор, пока цветут яблочные и грушевые
деревья.
На Максима больных начинают отпаивать берёзовым соком. Березовицы
на грош, а лесу на рубль изведёшь! Пьяную березовицу навеселяют
хмелем. Тёплый южный ветер на Максима приносит здоровье. На
Максима ветер тепляк – здоровяк.
Ночь тёплая и звёздная – к урожаю. Ясный восход – к ясному лету.
Источники:
«Народная
Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи» |
|