Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > пролетье 
ПРОЛЕТЬЕ, ЕРЕМЕЙ–ЗАПРЯГАЛЬНИК – 1 МАЯ
 
День начала пахоты в деревне был торжественным  
Пролетье, Еремей-запрягальник, Ярёмник, Запашник, Засеватель, Посевы, Гулёный день, Проводы весны, Встреча пролетия.

На момент введения Юлианского календаря: 1 мая
Дата по календарю XVI века: 1 мая
Дата по старому стилю: 1 мая
Дата по новому стилю: 14 мая


На Еремея – третья и последняя встреча пролетья. Последняя встреча пролетья – последняя неделя начала сева. В Белоруссии совершались обряды у воды («Макарэй. Абрады ля вады»).

В этот день вся Русь на ногах с утра: пора мир собирать, решать, как с севом совладать. Надобно землю всем миром почуять, понять: что по грядущей погоде сеять? На стариков надеялись, на их мудрость и слово. Опытные крестьяне прикладывали ладони к земле, решали меж собой эту задачу, испытывали свое чутье. Брали землю в руки, обминали, и который раз проверяли её готовность принять семя.

День начала пахоты в деревне был торжественным. Одевались во всё чистое, худой одеждой пренебрегали. Проверяли соху, коней. В этот день непременно заказывали молебны в поле, просили о добрых всходах, о густом жите. В день засева не дают взаймы ни деньги, ни зерна, ни хлеба: нарушение этого условия может привести к неурожаю.

Наказ в этот день: подымай над пахотой сетево-лукошко с семенами! Крестьяне молились на три стороны, кроме северной, и, низко кланяясь, бросали в каждую сторону горсть жита. Лишь совершив этот обряд, начинали пахать. Рожь сеют мужчины, а овёс, горох и яровые – бабы.

Рождённому в этот день старики наказывали свою жизнь рано устраивать, семью создавать, дом ставить, себя в своём доме укреплять. Чтобы никакая лень и остуда к труду не привилась, матушка поутру обязательно, улучив минутку, стегала именинника вожжами.

В этот день начинались майские гуляния, которые заведены были на Руси школярами в Киевской академии в XVIII столетии. В рекреационный день, т. е. первого мая, в Киеве выходили на гору Скавыку при урочище Глубочица. Здесь ученики меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыгрывали комедии и произносили диалоги. Маёвки – гуляния с играми, песнями и хороводами были широко распространены среди молодёжи в Польше.

Поговорки и приметы
Еремей, про посевы разумей. Если солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа. На Еремея непогода – всю зиму промаешься. Раннее яровое сей, когда вода сольёт, а позднее – когда цвет калины будет в кругу. Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овёс: топчи меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду – да в пору. Овёс сея – моли Еремея. Раннее яровое сей, когда вода сольёт, а позднее – когда цвет калины будет в кругу. Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не должно медлить с посевом, а в противном случае – не спешить. Вёдро на Еремеев день – хороша будет хлебная уборка; ненастье – всю зиму будешь его помнить да маяться. На Еремея непогода – всю зиму промаешься. Если этот день будет погожий, то и уборка хлеба пригожа.

Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Яровой хлеб сей с одышкой да с поглядкой. На Еремея-запрягальника по ранней росе иди на посев, коня запрягай, сеять поспешай. Еремея подыми сетево (1 мая) и Еремея (Ермия) опусти сетево (31 мая; т. е. начало и конец посева). На первую майскую росу (утреннюю) бросай первую горсть яровины на полосу. Овёс сея, проси Еремея. Лягушка квачет – овёс из-под земли скачет. Не радей большому посеву, а радей хорошему урожаю. Рой в глубь пласта – будет рожь густа. Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь. Запрягай коня в соху, выезжай на посев. Еремей, Еремей, про посевы разумей! Кто на ниве потеет, тот и хлеб имеет. Калики перехожие пели, что архангел Гавриил на ниве с сохой, с ним Богородица с сетевом.


Источники: «Язычество древней Руси», Рыбаков Б. А.; «Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Интернет-издание NewsProm.Ru – http://www.newsprom.ru.

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz