|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > майский князь
|
МАЙСКИЙ КНЯЗЬ, ЕГОРИЙ ЗЕЛЁНЫЙ – 1 МАЯ*
|
|
|
|
В
ночь на 1 мая разжигается большой костёр |
|
Майский князь, Егорий зелёный, Ярило зелёный,
Проводы весны, Встреча пролетия, Еремей-запрягальник.
На момент введения Юлианского календаря: 1 мая
Встреча пролетья. Ходит Ярило ночною порой в белом объяринном
(объярь – волнистая шелковая материя, муар) с серебряными или
с золотыми струями балахоне, на головушке у него венок из алого
мака, в руках спелые колосья всякой яри (яровой хлеб: пшеница,
ячмень, овёс, греча, просо и другие). Где ступит Яр Хмель –
там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле
– лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес
– птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет
– белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на
землю – соловьи прилетят, помрёт Ярило в Иванов день – соловьи
смолкнут.
Вода, почерпнутая накануне 1-го мая, очищает тело от шелудей
и служит самым спасительным лекарством для людей и домашней
скотины.
У сербов до сего дня сохранился обычай – в этот день группа
девушек с овечьими колокольчиками у дверей дома поёт «Иеремийские
песни». Этих девушек называют королевами или царицами.
Иногда вместо девушек юноши обходят село с криками «Иеремия
в поле, бегите змеи в море!»
Праздник в Европе
Майские праздники в честь богини, имя которой – «Maja», «zywie», во время которых центральное место занимало
молодое майское деревце (arbor majalis – у римлян, Maibaum –
у немцев и т. п.), известны почти у всех народов Европы. Светлому
празднику «доброй богини» (Bona Dea) предшествовала
ночь разгула колдовских сил, знаменитая Вальпургиева ночь. Древо
Жизни (березка), утверждаемое наутро при пышных обрядах, должно
было показать торжество доброго начала.
Римляне с 28 апреля по 1-е мая праздновали Floralia – в честь
богини Флоры. Первого мая с утра Римляне обоего пола выходили
в поле с музыкой собирать зелёные ветви, коими украшали двери
своих родственников и друзей. В этот день было празднество Majuma
в воспоминании о Майе, доброй богине. В этот праздник Римляне
обливали друг друга и купались в Тибре, в который весталки бросали
тростниковые чучела в честь Сатурна (бог времни, в Греции Хронос
– прим. В.Л.).
У греков Первое мая – весёлый праздник, похожий на русский Семик.
Двери домов у них украшаются цветами и ветвями деревьев, и вся
Греция встречает начало лета в рощах и садах народными увеселениями.
В Швеции и Вестфалии 1-го мая трижды ударяют молодых коров,
которые ещё не телились, веткою рябины, дабы плодотворящая сила
громового прута наполнила их сосцы молоком; в других же областях
пользуются при выгоне скота ореховым прутом (также прут Громовника
– прим. В.Л.). С этим согласуется следующий известный в Германии
обряд: чтобы коровы были богаты молоком, пастух должен 1-го
мая, при выгоне стад на пастбище, положить перед порогом хлева
топор, обвязанный чем-нибудь красным (символ молота Громовника),
и перегнать через него коров.
У германских племён на Троицын день или в начале мая**
соблюдался в старые годы такой обычай: из среды юношей избирался «майский граф»; затем привозили из лесу повозку, нагруженную
зелёными ветками и венками; один «майский венок» был
вручаем бургомистром и городским советом «майскому графу»;
остальные связки зелени шли в раздел между местными жителями,
но самая большая часть их отдавалась в монастыри и церкви. Церковные
башни были украшаемы древесными ветвями, а помосты храмов усыпались
обрезками кустарников и полевыми цветами. Нередко майскому князю
вручались два венка и предоставлялось право избрать из числа
девиц царицу праздника – «майскую графиню»; на эту
последнюю он возлагал один из своих венков. Существовал также
обычай искать «майского графа»: для этого вооруженная
толпа юношей отправлялась в лес и немного погодя возвращалась
оттуда вместе с «майским графом», который ехал верхом
на коне, опутанном гибкими зелёными ветвями, или в повозке,
запряжённой в четыре лошади и убранной разным «клечаньем».
Этим торжественным поездом означался возврат бога весеннего
плодородия (Громовника) из дальних неведомых стран, где проводил
он зиму. В разных местах Германии на Троицын день и доныне продолжают
украшать дома зеленью. Селяне ездят ватагами на лошадях с зелёными
ветвями в руках или на шляпах, что называется в Германии и Дании «привозить лето на конях в село». Тогда же поются
весёлые песни, устраиваются Майкие братчины.
В Англии в XVI и XVII столетиях на первый день мая ранним утром
юноши и девицы, в сопровождении музыкантов, отправлялись в ближайший
лес, сламывали древесные ветви, убирали их цветами и, воротившись
домой, ставили эти майские знамения на дверях и окнах своих
жилищ. Тогда же общими усилиями срубали они большое дерево и
привозили его в город или деревню на нескольких парах быков;
каждому быку прикрепляли между рогами букет цветов; это «майское
дерево» ставили посреди площади и предавались вокруг него
играм и пляскам. Распорядитель празднества назывался «князь
мая», а избранная ему в подруги – «княжна мая».
Чехи на майский праздник избирают краля и кральку, и неделя,
в которою происходит это народное гульбище, известна под именем
кралевой. Краль и кралька являются на праздник увенчанные коронами
и убранные цветами. Также Чехи выгоняют коров метлой или вербою
на рассвете 1-го мая (kravske hody), обтирают их утренней росой,
этой же росою умываются и девицы, чтобы стать здоровыми и красивыми.
Словенцы, празднуя возврат весны, назначают одного из юношей
представлять Зелёного Егора (Юрия) и обвязывают его берёзовыми
ветками. Срубленные деревья, которыми украшают в это время дома,
называются майями.
В Литве 1-го мая уставляли на лугу зелёное дерево, обвешанное
разноцветными лентами; сельская молодёжь, избрав из своей среды
самую красивую девушку, надевала ей на голову венок, обвивала
её стан берёзовыми ветвями и весёлою толпою сопровождала её
на место гульбища. Там, возле майского дерева, начинались танцы
и песни, с постоянно повторяемым возгласом: о майя, о майя!
В Испании наряжают прекрасную поселянку в белое платье и увенчав
её цветами, сажают на трон, а юные подруги, окружающие её делают
сбор для «Майи». В Пиренеях 1-го мая отыскивали самое
высокое дерево: ель, сосну или тополь, обрубали на нём все ветви,
вбивали в ствол несколько кольев и оставляли на корню до 23-го
июня; накануне же Иванова дня, после данного священником благословения,
сваливали это дерево наземь и предавали сожжению.
У поляков, белорусов, русинов, кашубов и чехов, сохранивших
древние славянские названия месяцев, пятый месяц называется «май». Это, вероятно, говорит о том, что слово «май»
у славян обозначало богиню (Земли? – прим. В. Лобачёва) или
праздник в честь неё. По польски «may» означает также
зелень, зелёная ветвь берёзы, «umaić głowę»
означает «увенчать голову венком». «Maj, Majówki»
– майские гуляния, маёвки, праздник весны в первом её цветении.
У древних жителей, говорит Л. Голембовский, была богиня Мая,
коей они воздавали почтение в первый день этого месяца. Ещё
при короле Сигизмунде Августе в некоторых округах сходились
наряженные молодицы на луг и, схватившись руками, составляли
хоровод и с упоительными плясками возглашали похвалы весне.
Любопытные сведения приводит Афанасьев А.Н. из немецких сказаний
о праздниках, которые встречались с ночи у костра: Рождество,
канун великого поста (Масленица), Светлая неделя (Пасха, которая
заменила праздник весеннего Велик-дня), 1-го мая (Егорий зелёный),
Иванова ночь (Купала).
Источники: «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., Том 3,
Рускiе
простонародные праздники и суевђрные обряды. Снегирев И. М.,
выпуск III «Язычество
древней Руси», Рыбаков Б. А.
Поговорки и приметы
Архангел-благовестник Гавриил за сохой, Пречистая Богоматерь
с лукошком-сетевом.
Сказанье
о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила
всех земнородных >>
_________________
*) Дата 1 мая по ст. стилю определена по А.Н. Афанасьеву. Аналогичный
праздник отмечают в Германии – Майский праздник (Maifeiertag),
а также в Британии и Ирландии – Майский день (Бельтайн). Причём
в Ирландии сохранилась дата праздника по лунному календарю –
полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия (приблизительно
7-9 мая). Эта дата оправдывает народное название «зелёных
святок». Известны старые названия мая – Травен, Травник,
Травный, Травец, Травень, – это говорит о том, что главным событием
было появление молодой ярко-зелёной травы и листьев. Всё это
происходит именно с начала мая (иногда чуть раньше или чуть
позже), а не как не с конца месяца (по пасхальному циклу).
Ярило совпал с Вознесением. Вероятно Ярило
зелёный начинал праздник на Вознесение, а Семик завершал праздник
Пролетья. В Белоруссии с Вознесения до Семика (в течение 10
дней) нельзя было прясть. Католики через 10 дней после Троицы
отмечают праздник Божьего Тела.
Мельников-Печерский: «Только ступит Ярило
на землю – соловьи прилетят, помрёт Ярило в Иванов день (Иван-Купала
– прим В.Л.) – соловьи смолкнут.» Похоже, что Майский Ярило
был накануне Соловьиного праздника.
**) Сейчас в Германии праздник «Майский граф» отмечают
1 мая.
Источники: «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М., 1995;
Рускiе
простонародные праздники и суевђрные
обряды. Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837; «Народная Русь»,
Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995; «Язычество
древней Руси», Рыбаков Б. А. - М.: 1987;
Быт
русского народа: забавы, игры, хороводы; Терещенко А.В. - М. «Русская книга», 1999; «Борьба
христианства с остатками язычества в древней руси», Гальковский
Н.М., 1916; «Мир русской деревни», Громыко М.М. - М., «Молодая
гвардия», 1991;
Календарь
Праздников, Праздники Сербии – www.calend.ru/holidays;
Майский
праздник (Maifeiertag) в Германии – http://www.calend.ru/holidays;
Праздник
Бельтайн в Великобритании – http://www.calend.ru/holidays; «Русская
хронология», Черепнин Л.В. |
|