Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > троица  
ТРОИЦА – 10 МАЯ*
Троица.

На момент введения Юлианского календаря: 10 мая
В пасхальном календаре этот день всегда выпадает на воскресенье перед Духовым днём.


Двунадесятый праздник православного церковного календаря, отмечается в седьмое воскресенье после Пасхи. Проводы весны.

Троица праздновалась в воскресенье после Семика, начинавшегося в четверг. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.

Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших.

Главным объектом поклонения в эти дни была берёза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Берёза считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим берёза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших (рай – «березань»). В дни Семика-Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клён или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». В Семик-Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными берёзками или ветками берёзы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошёл и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные берёзки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками берёзы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.

Во многих деревнях в дни Семика-Троицы исполнялись и чисто девичьи инициационные обряды, т. е. обряды, знаменующих готовность девушек к браку.

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия.

В Шенкурске народное троицкое гулянье было за городом на лугу. Девицы, отделяясь от мужчин, схватывались за платки, соединялись в круг и медленным, тихим хороводом переходили с одного места на другое. Кругом их обходили молодцы и высматривали себе невест.

В степных селениях троицкое гулянье считается последним праздником. Там кумы посылают в гостинцы своим крестникам грешневые караваи и жёлтые яйца. Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.

В Новгороде-Северском есть предание, что криницы – девицы с русыми волосами, появляются на роднике Заручейская криница или на Ярославовом роднике, на рассвете зелёной недели, и расчёсывают свои волосы. В троицкую ночь мавки- русалки бегают по берегам рек и озёр, поют песни, хлопают в ладоши, играют и мяукают как кошки. Там есть верованье в свадьбы русалок.

В ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи. Всю семицкую неделю шаловливые водяницы рыщут по полям и берегам, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного. Всю троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц.

На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход весны, сплетают коровам на рога зелёные венки – обычай, известный и в Германии.

Поговорки и приметы
Троица с кормом. На Троице дождь – много грибов. От Троицы до Успения (15 августа) хороводов не водят. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья. На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца – сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу.
Молодой месяц пологий – весь лунный месяц (до следующего новолуния) – дождь.
_________________
*) Дата определена как день, между Семиком и Духовым днём. И тот и другой, согласно вычислениям, приходятся на 10 мая. В некоторых церковных календарях указывается, что на Троицу Земля-именинница. Следовательно и Троица должна быть 10 мая. Похоже, что большой пролетний праздник христианство разбило на несколько. Этим можно объяснить большое разнообразии взаимосвязанных обрядов и привязка одних и тех же обрядов к Семику, Троице или Духову дню, в зависимости от местности (например заплетание девушками венков на берёзах).

Источники:
Преданья старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Быт русского народа: забавы, игры, хороводы; Терещенко А.В. - М. «Русская книга», 1999;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 2 - М.: 1995

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz