|
Троица.
На момент введения Юлианского календаря: 10 мая
В пасхальном календаре этот день всегда выпадает на воскресенье
перед Духовым днём.
Двунадесятый праздник православного церковного календаря, отмечается в
седьмое воскресенье после Пасхи. Проводы весны.
Троица праздновалась в воскресенье после Семика, начинавшегося
в четверг. В течение столетий древние обряды семицкой недели
постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс
к XIX в. полностью завершился: Троица впитала в себя всю обрядность
Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик
и Троицу.
Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы,
связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание
умерших.
Главным объектом поклонения в эти дни была берёза, которая издавна
почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала
как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла,
нечистой силы, изгоняющее болезни. Берёза считалась покровительницей
девушек и молодых женщин. Одновременно с этим берёза воспринималась
как дерево, связанное с душами умерших (рай – «березань»).
В дни Семика-Троицы в некоторых местностях России главными праздничными
деревьями считались дуб, клён или рябина. Кроме ветвей деревьев
в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». В Семик-Троицу
деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали
срубленными берёзками или ветками берёзы, полы в домах покрывали
плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот
обычай, распространенный по всей России, вошёл и в церковную
практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные берёзки,
пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной
службы с ветками берёзы и букетиками цветов – зарей. Церковь
рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить
их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.
Во многих деревнях в дни Семика-Троицы исполнялись и чисто девичьи
инициационные обряды, т. е. обряды, знаменующих готовность девушек
к браку.
Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские
праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия.
В Шенкурске народное троицкое гулянье было за городом на лугу.
Девицы, отделяясь от мужчин, схватывались за платки, соединялись
в круг и медленным, тихим хороводом переходили с одного места
на другое. Кругом их обходили молодцы и высматривали себе невест.
В степных селениях троицкое гулянье считается последним праздником.
Там кумы посылают в гостинцы своим крестникам грешневые караваи
и жёлтые яйца. Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами.
Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.
В Новгороде-Северском есть предание, что криницы – девицы с
русыми волосами, появляются на роднике Заручейская криница или
на Ярославовом роднике, на рассвете зелёной недели, и расчёсывают
свои волосы. В троицкую ночь мавки- русалки бегают по берегам
рек и озёр, поют песни, хлопают в ладоши, играют и мяукают как
кошки. Там есть верованье в свадьбы русалок.
В ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи.
Всю семицкую неделю шаловливые водяницы рыщут по полям и берегам,
залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти
и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного. Всю
троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают
по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются
в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц.
На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход весны,
сплетают коровам на рога зелёные венки – обычай, известный и
в Германии.
Поговорки и приметы
Троица с кормом. На Троице дождь – много грибов. От Троицы до
Успения (15 августа) хороводов не водят. Если на Троицын день
идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот
день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся
со дня весеннего равноденствия. Хороводы прекращаются с Троицы
до Успенья. На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки,
долго ли ещё им быть в доме отца – сколько раз прокукует птица,
столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай
горсть яровины на полосу.
Молодой месяц пологий – весь лунный месяц (до следующего новолуния)
– дождь.
_________________
*) Дата определена как день, между Семиком и Духовым днём. И
тот и другой, согласно вычислениям, приходятся на 10 мая. В
некоторых церковных календарях указывается, что на Троицу Земля-именинница.
Следовательно и Троица должна быть 10 мая. Похоже, что большой
пролетний праздник христианство разбило на несколько. Этим можно
объяснить большое разнообразии взаимосвязанных обрядов и привязка
одних и тех же обрядов к Семику, Троице или Духову дню, в зависимости
от местности (например заплетание девушками венков на берёзах).
Источники:
Преданья
старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991;
Быт
русского народа: забавы, игры, хороводы; Терещенко А.В. - М. «Русская книга», 1999; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 2 - М.:
1995 |