|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > комарница
|
КОМАРНИЦА, ЛУКЕРЬЯ – 13 МАЯ
|
|
|
|
Комара нет
– овса и травы не будет |
|
Комарница, Лукошница, Гречкосейка, Гречишница,
Лукерья.
На момент введения Юлианского календаря: 13 мая
Дата по календарю XVI века: 13 мая
Дата по старому стилю: 13 мая
Дата по новому стилю: 26 мая
День Лукерьи-комарницы в ряде центральных губерний России считался
началом появления комаров. Временным пределом активности жалящих
насекомых у русов обычно выступал Спасовский пост (1–14 августа).
“Як прыйдзе Спас – камарам урвецца час” (белорус.), то есть
закончится их время.
Комар хоть и кровоохотник, а всё же вестник доброго мая. Появились
комары – жди тепла и дождя. В старину в Москве в этот день было
гулянье на Девичьем поле. Появляются комары, начинается сбор
лекарственных трав.
Имя комарницы, той, которой нипочем пора комариная, укусы комаров,
– Лукерья. В народе её ласково прозвали Лушкой, Лукошницей.
Кoгдa ни погляди, – она всё с лукошком. И на пахотной полосе,
и у речной излуки, и в лесной чаще. Сама мастерица ладить лукошки.
Они у неё, как отмечают старики, самые что ни на есть набиристые,
счастливые. Дело это, конечно, не бабье – ладить короба да лукошки,
туеса да набирушки, да, однако, – не окромя Лушки.
Короб – изготовленная из дранки, луба или бересты ёмкость, предназначенная
для поклажи, сбора ягод, сока, зерна. Изготовляли короба разных
размеров. Маленькие короба из бересты вручались малым детям.
С ними по ягоды пойти одно удовольствие.
Лукошко – это гнутый коробок, кузовок, обечайка с донышком из
дранки, лубка, бересты. Лукошко предназначалось только для сбора
лесных даров. Оно могло называться ещё и набиркою, ягодницей,
грибовницей, ималкою. Сколько различных чудесных слов оставили
нам предки. Ласковое народное название вещей, которые служили
в быту, были замечательными подарками детям, дeвушкам, женам,
также сохранилось и в народном календаре.
Немало пословиц и поговорок, связанных с лукошком и коробом,
сохранено в народной памяти и по сей дeнь.
|
Двором жить – не лукошко шить.
Брюхо не лукошко, под лавку не сунешь.
Посеял с лукошко, так и выросло немножко.
В моей коробьи завелись воробьи.
Свое добро хоть в печь, хоть в коробейку. |
Пора комариная для прочих бывает досадной. Комар покоя не даёт
– вечером со двора гонит. Пастуху заботы прибывает.
Комариные тучи загоняют скотину в чащу, в воду. Так что на Лукерью
приходились дни, когда скотину выгоняли пастись ни свет ни заря.
Отмечено, что у рождённой в этот день характер – под стать комариному.
Бывает, так словом укусит, долго потом ещё помнится. И назойлива
бывает. Но, однако, если ей в руки дело далось, да те же лукошки
ладить, то она вся уходит в своё занятие. Кропотлива и усердна,
глаз у неё – верен, а душа подсказывает – как прочную красоту
сотворить.
Сколько забот комары ни приносят – сетовать на них крестьяне
считали делом негожим. Когда комар неживой, тогда май сухой.
Пыль тянется за сохой. Земля ждёт дождя. Если зерно в такую
сухую землю ляжет, то скоро изнеможет, иссохнет. Тогда какой
там урожай!
С комплексом распространенных у славян представлений о душе
в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о
том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун
и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки
деревьев, и забрали его на небо.
Комар, по народному мнению, – весельчак, музыкант и плясун,
большой любитель свадеб, на которых он и является в качестве
музыканта наёмного, с каким-нибудь инструментом. Народ часто
рассуждает так: «Ах, как комары кусаются больно в нынешнем
году. Они злятся за то, что свадеб мало. Мало их в нынешнем
году, мало и будет».
В некоторых местах первый сев ржи старались приурочить к появлению
комаров.
На Украине святую Гликерию, память которой празднуется в этот
день, называют Гречкосейкой, так как в этот день там производится
первый сев гречи, так называемой «маевки», которая
редко бывает урожайной на зерно, «разве в седьмой год,
а сеется для цвета, на поживу пчёлам, для пташки Божией».
Предания
В народных представлениях комар считался одним из нечистых животных,
включаемых в число “гадов”. Родство комара с “гадами” нашло
отражение в хорватской легенде, повествующей, что насекомыми
стали искры, разлетевшиеся от змеиного удара хвостом по углям.
Искра от первого удара змеи, брошенной человеком на угли, попала
тому на уста и стала мухой. Змея вновь ударила хвостом, и одна
из искр угодила человеку в левую руку. Он придавил её правой
рукой и увидел комара, которого он, как и муху, на свою беду
отпустил на волю. Из последней, третьей искры, попавшей человеку
в лоб, произошла блоха, после чего змея сгорела.
Соответствие змеиному происхождению комара и мухи можно видеть
в украинском поверье о том, что “мошки, комарi, мухи завелись
з попелу” от змея. Кирило-кожемяка, победил змея, а затем, по
словам расказчика: «От же, Кирило зробив трохи й нерозумно:
взяв змея – спалив, да й пустив по витру попел; то з того попелу
завелась вся тая погань – мошки, комари, мухи. А як би вин узяв
да закопав той попел у землю, то ничого б сёго не було на свити».
По преданию комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря
и весною опять приносятся на Русь.
Поговорки и приметы
Много комаров – готовь коробов. Много мошек – готовь лукошек.
Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся
в большом изобильи. Комары толкуют – к вёдpy. Комара много –
дождь завтра будет. Появились комары – пора сеять рожь. Мноro
комаров – к хорошему овсу. Комара нет – овса и травы не будет.
Ино от комара да в обе руки не отмашешься. И комары лошадей
заедают. Комары-толкуны возвещают скорое появление весны. Появились
комары – жди тепла и дождя. Когда комар неживой, тогда май сухой.
Крупный комар – к доброму году. Если с этого дня и по 22 июня
убьёшь комара – их прибавится дюжина, а если убьёшь после летнего
солнцестояния – комариное племя на дюжину убавиться. Собирают
лекарственные травы.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991;
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»; «Комар-пискун»,
Константин Шумский // Народная газета, № 165-166, 28.07.2006.
Беларусь – http://www.ng.by/ru;
Комары.
Народные приметы и суеверия – http://www.neptun8.ru |
|