|
Проводы
Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, «Русальний
Великдень» (укр.), Русальская пасха, «Навська трійця»
(укр.), «Мавський великдень» (укр.).
На момент введения Юлианского календаря: 13 мая
Дата по календарю XVI века: 13 мая
Дата по старому стилю: 13 мая
Дата по новому стилю: 26 мая
В пасхальном календаре этот день выпадает на Троицкий четверг.
В этот день души «заложных»
покойников теряют способность ходить по земле и ограничивается
возможность влиять на земную жизнь.
Селяне ходили по деревни с песнями и плясками. Обливали друг
друга из вёдер холодной водой, жгли друг друга крапивой. Затем
выходили за околицу деревни, в поле или лес, готовили под открытым
небом еду и угощались. На межи также клали кусок хлеба. Пели
песни и водили хороводы. Группа девушек рядила избранную из
своей среды «русалку», надевала на неё венок или много
венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний
день Русальной недели выводила ряженую за село в ржаное поле
или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки,
бросали их в воду, в костёр, за ограду кладбища и разбегались
с места проводов, чтобы «русалка» не догнала и не
навредила. Ср. восточнославянские поверья о появлении на земле
в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака,
– русалок и о возвращении их на «тот свет» в последний
день троицко-русального периода.
В Зарайском уезде Московской губернии обряд проводили по другому.
Девушка, изображающая русалку, «в одной рубашке, с распущенными
волосами, верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо...
едет впереди, а за ней идут девки и бабы, бьют в заслон. Ребятишки
бегают вперёд и то и дело заигрывают с русалкой, хватая её кто
за руку, кто за рубаху, кто и к кочерге прицепится, приговаривая: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Вся эта толпа с
русалкой впереди направляется ко ржам...» Во ржи русалка
старается кого-нибудь схватить и пощекотать, другие защищают
преследуемую. «Тут пойдёт свалка, пока ей не удастся вырваться
и схорониться во ржах. Теперь кричат все: «Мы русалку проводили,
можно будет везде смело ходить!», и разбредутся по домам.
Русалка же, посидев немного, прокрадется задворками домой. Народ
же до самой зари гуляет по улице».
Иногда вместо «русалки» использовали чучело. Хороводы
девушек и женщин с весёлыми песнями сходились и около часа стояли
на назначенном месте; в каждом хороводе находилось чучело в
виде женщины, которая изображает собой русалку. В это время
составляли хороводные кружки; в середине каждого из них сильно
кривляясь, плясала бойкая женщина с чучелом в руках. Потом хороводы
разделялись на оборонительную и нападающую стороны, причем держащих
в руках чучело защищали всего несколько женщин. Все обливали
друг друга водой, кидали друг в друга землей и песком, старались
вырвать чучело. Потом чучело русалки разрывали, разбрасывали
по полю и с печалью возвращались. С этого времени прекращаются
игры под названием Горилки, Уточка и Борис.
В середине прошлого века в селе Ульяновка Лукояновского уезда
Нижегородской губ, молодежь отмечала «проводы русалки»
(похоже, что это проводы Ярилы на коне – прим. В. Лобачёва),
которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники
собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают
лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика
и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод
с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет
наряженную лошадь с разными играми».
Более подробное описание этого же обряда сделано в Пензенской
губернии. Здесь, «хотя ряженых бывает немного, но
все умеют быть весёлыми и стараются быть забавными. Один наряжается
козлом, другой надевает на руки и на ноги валяные женские
сапоги и изображает собой свинью (самая трудная роль), третий
шагает на высоких ходулях, четвертый наряжается лошадью»
или просто насаживает на длинную палку лошадиный череп, а
саму палку окручивает тканью и верёвкой, один конец которой
остается свободным. «За этот повод уздечки берётся ловкий
молодец, изображающий вожака и руководящий скачками и пляской
упрямой, норовистой лошади. Она брыкается, разгоняя хохочущую
толпу девчонок и мальчишек, а тут же, рядом с ней, бодается
козёл, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным
колокольчиком... Все имеющиеся налицо музыкальные инструменты
принесены сюда: заливаются гармошки, трынкают балалайки, пищит
скрипка, и, для полного восторга провожающих весну, раздаются
громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды...
Самая процессия проводов весны совершается так: впереди идут
с лошадью русальщики, за ними бегут вприскочку перепачканные
ребятки (это «помелешники» «кочерыжники»),
которые подгоняют кнутами передних. В поле, за деревней, делают
несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделяется
бойкая девушка, которая с палками в руках скачет взад и вперед.
Затем лошадиную голову бросают в яму до будущего года –
это и есть проводы русалки и прощание с весной».
На Украине на «Мавський великдень», чтобы не прогневать
души умерших, остерегались работать, особенно сеять зерно,
– «бо з’явиться багато русалок».
В Черниговской губ. обряд развиванья семицких венков называется
проводами русалок.
На рассвете, когда считалось, что русалки ушли, все шли купаться
в реки, свободные от русалок. В отдельных местностях русальные
обряды продолжались и в понедельник, после русальего заговенья.
_________________
*) Дата определена по Скуратівський
В.Т. Святвечір: У 2 кн. // Ridna Vira – http://www.svit.in.ua.
Источники:
Переходящие
праздники. Духов день;
Скуратівський
В.Т. Святвечір: У 2 кн. – К.: Перлина, 1994. – Кн. 1 // Ridna
Vira – http://www.svit.in.ua; «Українські
народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання
України», 1993;
Русалії.
Нявський Великдень. Проводи русалок. Аратта – , http://www.aratta-ukraine.com/sacred_ua.php?id=46
|