|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > василиск
|
ВАСИЛИСК, СОЛОВЬИНЫЙ ДЕНЬ – 22 МАЯ
|
|
|
|
Из цикория Егорий (Ярило)
вырезал чудесный посох |
|
Василиск, Василиска, Васильку именины,
Соловьиный день, Василиса-соловьиха, Васса.
На момент введения Юлианского календаря: 22 мая
Дата по календарю XVI века: 22 мая
Дата по старому стилю: 22 мая
Дата по новому стилю: 4 июня
Коли соберёшься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди,
отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота
сухотучая прилучится. «На Василиска не паши, не сей»
– будет много сорняков, намаешься с прополкой.
Василиска – соловьиный день. После этого дня прислушивались,
чтобы услышать песню самой голосистой птицы. Праздник ловцов
певчих птиц. На Василиска соловьёв подслушивают для ловли.
В старину верили, что в этот день все прибрежные заросли переполнены
русалками, которые любят качаться на ветвях дуба и клёна. Ведь
с этого дня начиналась русалочья неделя*.
По-другому её ещё называют зелёные святки, знаменующие приход
лета. Русалки гуляют по берегу, резвятся в зелени, качаются
на ветвях деревьев и оморочивают молодых людей. В эту неделю
не купаются – русалки защекочут. Но когда по ночам на воде раздается
смех и плеск, знающие люди говорят – идут русалочьи свадьбы.
Русалочья неделя продлится до 28 мая – отличное время для водных
гаданий о судьбе и замужестве! (Описание дня напоминает Русалин-день
10 мая – прим. автора.)
Василёк очень любили в русском народе и ласково называли синецветом,
синюшником, блаватом, волошкой, лоскутницей. Прелестный, синий,
как южное небо, цветочек этот – верный спутник ржаного поля
и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается,
а если встречается, то это верным указанием на то, что там,
где он теперь растет, было никогда хлебное поле или дорога,
которая вела к нему.
Василек, как рассказывается в одной русской легенде, назван
так в честь одного молодого парня, единственного сына у матери,
Василя, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею
в поле, он превратился в синий цветок, напоминавший своей окраской
глубокую воду. «День – синитель, васильковый повелитель». В этот
день варили все собранные в куриных гнёздах яйца. Не дай бог,
уродится царь змей Василиск. Он ведь появляется из заклятого
яйца. Узнать такое яйцо легко — оно абсолютно круглой формы
и покрыто не скорлупой, а жесткой кожей. Если вылупится василиск
в какой деревне, начнут сохнуть колодцы, а затем станут сохнуть
девки. Да и хлеб на корню пропадёт. Чтобы этого не случилось,
накануне собранные яйца — даже из самых потаенных куриных кладок
— варили вкрутую, а чёрному семигодовалому петуху, который откладывал
в январе яйцо, рубили голову.
Существует поверье, что 2/15 января (старый стиль/новый стиль)
семигодовалый петух неожиданно начинает чернеть пером, перелетает
в хлев и откладывает в навозе яйцо. А 22 мая/ 4 июня на Василисков
день вылупится из этого яйца царь змей Василиск. Будет выбирать
царь змей себе невесту-красавицу, а 30 мая/ 12 июня поведёт
свою змеиную свадьбу. И тогда, мол, одна надежда на Егория-пастуха.
Шёл Егорий со змеем сражаться, только он мог своим посохом,
который во время битвы становился могучим копьём, убить чудовище.
А вырезал Егорий тот посох чудесный из растения петров батог.
Высокие стебли петрова батога, сейчас цикорием называют, крепко
держат и высоко поднимают над холмами васильково-голубые цветы,
что под стать очам русских молодцев.
Согласно другому рассказу, из яйца Петуха, прожившего на земле
нечетное количество лет – три года, пять, семь или же девять
– рождается огненный змей Рах. Для этого яйцо нужно греть под
мышкой, сидя девять дней и ночей на печи. Своему хозяину Рах
приносил богатство, даровал красоту и здоровье, но взамен требовал,
чтобы его кормили медовыми пирогами из самой лучшей муки, смолотой
из зерна, выращенного собственными руками, а также сыром и молоком,
курами и яйцами. Прокормить Змия было непросто, приходилось
от зари до зари трудиться: возделывать землю, держать в хозяйстве
коров, кур, пасеку. Пчела опять же требовала сада... А не покорми
Змия, все дары его тотчас превратятся в прах.
Старинные апокрифы говорят о колоссальном Петухе, пение которого
предвосхищает восход солнца: «Солнце течёт на воздухе в
день, а в нощи по окияну низко летит не омочась, а токмо трижды
омывается в окияне. Глаголет писание: есть Кур, ему же глава
до небеси, а море до колена; егда же солнце омывается в кiяне,
тогда же акiян всколебается и начнут волны Кура бити по перью,
он же очютив волны и речет: кокореку! протолкуется: светодавче
Господи! дай же свет мирови. Егда же то воспоет, тогда все куры
воспоют в один час по вселенной».
Предание
В Крайне** сохранилось следующее
любопытное предание: в давние времена земля была пуста, ничего
на ней не было – только камень. Пожалел о том бог и послал своего
петуха, да оплодит он землю. Кочет сел в пещере и снёс чудесное
яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и
вскоре всё кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось
всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди. Высоко
на небе сидел божий кочет и каждый день возглашал смертным:
когда они должны пробуждаться от сна, когда трудиться и когда
приступать к трапезе. Непрестанный крик петуха надоел наконец
народу: «сами мы знаем, когда и что нам делать!»,
говорили люди и стали молить бога, чтобы освободил их от беспокойной
птицы. И вот божий кочет исчез с неба, и вместе с тем нарушился
прежний порядок жизни, настали болезни и насилия. Безумие овладело
людьми, они пошли к чудесному яйцу и стали бросать в него каменьями. «Громом его разбило и только вода из него ударила, да вскоре
сав (Бог?) покинул род. Рай этот заполнился водой, превратившись
в одно великое озеро». [Афанасьев А.Н.]
Поговорки и приметы
Хорошее утро с песен птиц начинается. Василиска – соловьиный
день, васильковый. На Василиска не паши и не сей, а то родятся
одни васильки. В день святой мученицы Вассы не сеют ржи, чтоб
на ниве не родилось васильков. Была бы рожь – васильки будут.
От Василиска и соловей близко (белорус.). День – синитель, василько
– первый повелитель. День – синитель, васильковый повелитель.
_________________
*) О том, что в этот день начинается русалочья неделя, есть
много упоминаний в интернете, но не указывается первоисточник.
**) Название территорий со славянским населением в Австро-Венгрии.
Источники: «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991; «Обереги
Полины», Рожнова П. // Наука и религия, №1, 1992; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995; «Писанка:
300 образцов», Иваницкая З. - М.: «Мир», 2001;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
ИА Амур.инфо
– http://www.amur.info
|
|