Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > василиск  
ВАСИЛИСК, СОЛОВЬИНЫЙ ДЕНЬ – 22 МАЯ
 
Из цикория Егорий (Ярило) вырезал чудесный посох  
Василиск, Василиска, Васильку именины, Соловьиный день, Василиса-соловьиха, Васса.

На момент введения Юлианского календаря: 22 мая
Дата по календарю XVI века: 22 мая
Дата по старому стилю: 22 мая
Дата по новому стилю: 4 июня


Коли соберёшься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится. «На Василиска не паши, не сей» – будет много сорняков, намаешься с прополкой.


Василиска – соловьиный день. После этого дня прислушивались, чтобы услышать песню самой голосистой птицы. Праздник ловцов певчих птиц. На Василиска соловьёв подслушивают для ловли.

В старину верили, что в этот день все прибрежные заросли переполнены русалками, которые любят качаться на ветвях дуба и клёна. Ведь с этого дня начиналась русалочья неделя*. По-другому её ещё называют зелёные святки, знаменующие приход лета. Русалки гуляют по берегу, резвятся в зелени, качаются на ветвях деревьев и оморочивают молодых людей. В эту неделю не купаются – русалки защекочут. Но когда по ночам на воде раздается смех и плеск, знающие люди говорят – идут русалочьи свадьбы. Русалочья неделя продлится до 28 мая – отличное время для водных гаданий о судьбе и замужестве! (Описание дня напоминает Русалин-день 10 мая – прим. автора.)

Василёк очень любили в русском народе и ласково называли синецветом, синюшником, блаватом, волошкой, лоскутницей. Прелестный, синий, как южное небо, цветочек этот – верный спутник ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается, а если встречается, то это верным указанием на то, что там, где он теперь растет, было никогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему.

Василек, как рассказывается в одной русской легенде, назван так в честь одного молодого парня, единственного сына у матери, Василя, окол­дованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминавший своей окраской глубокую воду. «День – синитель, васильковый повелитель». В этот день варили все собранные в куриных гнёздах яйца. Не дай бог, уродится царь змей Василиск. Он ведь появляется из заклятого яйца. Узнать такое яйцо легко — оно абсолютно круглой формы и покрыто не скорлупой, а жесткой кожей. Если вылупится василиск в какой деревне, начнут сохнуть колодцы, а затем станут сохнуть девки. Да и хлеб на корню пропадёт. Чтобы этого не случилось, накануне собранные яйца — даже из самых потаенных куриных кладок — варили вкрутую, а чёрному семигодовалому петуху, который откладывал в январе яйцо, рубили голову.

Существует поверье, что 2/15 января (старый стиль/новый стиль) семигодовалый петух неожиданно начинает чернеть пером, перелетает в хлев и откладывает в навозе яйцо. А 22 мая/ 4 июня на Василисков день вылупится из этого яйца царь змей Василиск. Будет выбирать царь змей себе невесту-красавицу, а 30 мая/ 12 июня поведёт свою змеиную свадьбу. И тогда, мол, одна надежда на Егория-пастуха. Шёл Егорий со змеем сражаться, только он мог своим посохом, который во время битвы становился могучим копьём, убить чудовище. А вырезал Егорий тот посох чудесный из растения петров батог. Высокие стебли петрова батога, сейчас цикорием называют, крепко держат и высоко поднимают над холмами васильково-голубые цветы, что под стать очам русских молодцев.

Согласно другому рассказу, из яйца Петуха, прожившего на земле нечетное количество лет – три года, пять, семь или же девять – рождается огненный змей Рах. Для этого яйцо нужно греть под мышкой, сидя девять дней и ночей на печи. Своему хозяину Рах приносил богатство, даровал красоту и здоровье, но взамен требовал, чтобы его кормили медовыми пирогами из самой лучшей муки, смолотой из зерна, выращенного собственными руками, а также сыром и молоком, курами и яйцами. Прокормить Змия было непросто, приходилось от зари до зари трудиться: возделывать землю, держать в хозяйстве коров, кур, пасеку. Пчела опять же требовала сада... А не покорми Змия, все дары его тотчас превратятся в прах.

Старинные апокрифы говорят о колоссальном Петухе, пение которого предвосхищает восход солнца: «Солнце течёт на воздухе в день, а в нощи по окияну низко летит не омочась, а токмо трижды омывается в окияне. Глаголет писание: есть Кур, ему же глава до небеси, а море до колена; егда же солнце омывается в кiяне, тогда же акiян всколебается и начнут волны Кура бити по перью, он же очютив волны и речет: кокореку! протолкуется: светодавче Господи! дай же свет мирови. Егда же то воспоет, тогда все куры воспоют в один час по вселенной».

Предание
В Крайне** сохранилось следующее любопытное предание: в давние времена земля была пуста, ничего на ней не было – только камень. Пожалел о том бог и послал своего петуха, да оплодит он землю. Кочет сел в пещере и снёс чудесное яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и вскоре всё кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди. Высоко на небе сидел божий кочет и каждый день возглашал смертным: когда они должны пробуждаться от сна, когда трудиться и когда приступать к трапезе. Непрестанный крик петуха надоел наконец народу: «сами мы знаем, когда и что нам делать!», говорили люди и стали молить бога, чтобы освободил их от беспокойной птицы. И вот божий кочет исчез с неба, и вместе с тем нарушился прежний порядок жизни, настали болезни и насилия. Безумие овладело людьми, они пошли к чудесному яйцу и стали бросать в него каменьями. «Громом его разбило и только вода из него ударила, да вскоре сав (Бог?) покинул род. Рай этот заполнился водой, превратившись в одно великое озеро». [Афанасьев А.Н.]

Поговорки и приметы
Хорошее утро с песен птиц начинается. Василиска – соловьиный день, васильковый. На Василиска не паши и не сей, а то родятся одни васильки. В день святой мученицы Вассы не сеют ржи, чтоб на ниве не родилось васильков. Была бы рожь – васильки будут. От Василиска и соловей близко (белорус.). День – синитель, василько – первый повелитель. День – синитель, васильковый повелитель.
_________________
*) О том, что в этот день начинается русалочья неделя, есть много упоминаний в интернете, но не указывается первоисточник.
**) Название территорий со славянским населением в Австро-Венгрии.


Источники: «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Обереги Полины», Рожнова П. // Наука и религия, №1, 1992; «Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998; «Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
«Писанка: 300 образцов», Иваницкая З. - М.: «Мир», 2001;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
ИА Амур.инфо – http://www.amur.info


Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz