|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение
> календарь >
месяцеслов
> ярилин
день
|
ЯРИЛИН ДЕНЬ, МИТРОФАН – 4 ИЮНЯ*
|
|
|
|
Ярилины праздники всегда
с костром |
|
Ярилин день, Праздник молодого деревца,
плодоносящих сил земли.
На момент введения Юлианского календаря: 4 или 17 июня ?
Дата по календарю XVI века: 4 или 17 июня ?
Дата по старому стилю: ?
Дата по новому стилю: ?
Ярилин день в разных регионах он праздновался с 1 июня до дня
Купалы, что возможно связано с наложением пасхального цикла.
Разнообразные были обряды, летние игрища русичей. Так, на 4
июня (по старому стилю) приходился праздник Яриле, в честь юной
листвы деревьев на севере. [И. Полуянов]
День Ярилы – бога весеннего тепла, любовной страсти и плодородия.
Славяне справляли этот праздник на высоком месте массовыми игрищами
и плясками: «Приблизившись...мы увидели около 4000 человек,
собравшихся со всей страны. Был какой-то праздник, и мы испугались,
увидев, как безумный народ справлял его играми, сладострастными
телодвижениями, песнями и громким криком.» Гербород. 4 июня
1121 г.
П. Древлянский, автор знаменитых «Белорусских Народных Преданий»
описывает Ярилу: «Ярыло – бог весны и плодоносия. Белорусцы
представляют его молодым, красивым, разъезжающим на белом коне.
По их мнению, Ярыло всегда бывает покрыт белой мантией; на голове
у него венок из свежих весенних полевых цветов; в правой руке
держит он человеческую голову, а в левой – маленький снопик
(пучок) ржаных колосьев; ноги у него босые.» На Ярилу цветы
расцветали особенно пышно, рожь колосилась обильно.
А известнейший историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев
так пишет о Яриле: «Значение Ярила вполне объясняется из самого
его имени и сохранившихся о нём преданий. Корень яр совмещает
в себе понятия: а) весеннего света и теплоты, б) юной, стремительной,
до неистовства возбуждённой силы, в) любовной страсти, похотливости
и плодородия: понятия, неразлучные с представлениями весны и
её грозовых явлений».
Праздник проводился как правило на «Ярилиной Плеши» (так именуются
горы, с которых весенней порою ранее всего начинают сходить
снега, появляются проталины) – разжигается костёр, поются соответствующие
песни и производятся заклички и славления Ярилы. Творится это
действо, как свидетельствует ряд этнографических источников,
неженатой молодежью – люди в возрасте, а паче того – старики
на это действо не допускались.
По древним традициям, устраивались игрища, которые длились весь
день и всю ночь. Люди плясали и веселились, юноши и девушки
стегали друг друга крапивой, играли «в горелки». Игра эта, по-видимому,
связывалась с древней традицией «умыкания» невест и состояла
в том, чтобы поймать понравившуюся девушку и встать с ней в
пару, пока другие не опередили.
На Всесвятской неделе (Неделя Всех Святых, праздновавшаяся после
Троицы, совпадала с русскими праздниками Костромы и Ярилы, воскресенье
этой недели известно под именем Русального заговенья) особенно
неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры – на присуху,
на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», – гласит один
подобный заговор, – «стояла гробница, в той гробнице лежала
девица, раба Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье
нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце ретиво
по рабе Божием (имярек) и дайся по нём в тоску и печаль!»
Всесвятские народные гулянья во многих местностях справляются
по кладбищенским погостам. Почти повсеместно сохранился древний
обычай – ходить на Всесвятской неделе в гости к покойникам,
на могилки. Здесь все угощаются, оставляя чем угоститься и лежащим
в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых:
уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными
кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, по народному
поверью, того домохозяина, который вернувшись домой, найдет
всё приеденным и выпитым.
В последствии праздник был связан с переходящим церковным праздником
троицына дня.
Поговорки и приметы
Волочился Ярила по всему свету, полю житo родил, людям детей
плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет,
там колос зацветает. Он, Ярила, любовь очень одобрял. Ярило
яровые ярит. Ярило Купалу кличет. От Ярилы до Аграфен-купальниц
рукой подать. На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется. «Выбежал
Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка
стучит» (помело).
«Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье
съешь» (блины).
_________________
*) Дата определена по Б.А. Рыбакову для 1121 года и И.Полуянову.
В Ирландии существует подобный «Июньский праздник» (June Bank
Holiday), который отмечается (по лунному календарю?) в первый
понедельник июня.
Источники:
«Язычество древней
Руси», Рыбаков Б. А.;
Ярила,
Словарь языческой мифологии славян – http://swarog.ru/ya/yarila0.php;
Древлянский П., Белорусские народные предания //Прибавления
к Журналу Министерства народного просвещения. 1846; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М., 1995;
Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских
древностей. М., 1974;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Сказания
русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/233.htm;
Июньский
праздник в Ирландии – http://www.calend.ru/holidays/0/0/1253 |
|