Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > ярилин день 
ЯРИЛИН ДЕНЬ, МИТРОФАН – 4 ИЮНЯ*
 
Ярилины праздники всегда с костром  
Ярилин день, Праздник молодого деревца, плодоносящих сил земли.

На момент введения Юлианского календаря: 4 или 17 июня ?
Дата по календарю XVI века: 4 или 17 июня ?
Дата по старому стилю: ?
Дата по новому стилю: ?

Ярилин день в разных регионах он праздновался с 1 июня до дня Купалы, что возможно связано с наложением пасхального цикла. Разнообразные были обряды, летние игрища русичей. Так, на 4 июня (по старому стилю) приходился праздник Яриле, в честь юной листвы деревьев на севере. [И. Полуянов]

День Ярилы – бога весеннего тепла, любовной страсти и плодородия. Славяне справляли этот праздник на высоком месте массовыми игрищами и плясками: «Приблизившись...мы увидели около 4000 человек, собравшихся со всей страны. Был какой-то праздник, и мы испугались, увидев, как безумный народ справлял его играми, сладострастными телодвижениями, песнями и громким криком.» Гербород. 4 июня 1121 г.

П. Древлянский, автор знаменитых «Белорусских Народных Преданий» описывает Ярилу: «Ярыло – бог весны и плодоносия. Белорусцы представляют его молодым, красивым, разъезжающим на белом коне. По их мнению, Ярыло всегда бывает покрыт белой мантией; на голове у него венок из свежих весенних полевых цветов; в правой руке держит он человеческую голову, а в левой – маленький снопик (пучок) ржаных колосьев; ноги у него босые.» На Ярилу цветы расцветали особенно пышно, рожь колосилась обильно.

А известнейший историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев так пишет о Яриле: «Значение Ярила вполне объясняется из самого его имени и сохранившихся о нём преданий. Корень яр совмещает в себе понятия: а) весеннего света и теплоты, б) юной, стремительной, до неистовства возбуждённой силы, в) любовной страсти, похотливости и плодородия: понятия, неразлучные с представлениями весны и её грозовых явлений».

Праздник проводился как правило на «Ярилиной Плеши» (так именуются горы, с которых весенней порою ранее всего начинают сходить снега, появляются проталины) – разжигается костёр, поются соответствующие песни и производятся заклички и славления Ярилы. Творится это действо, как свидетельствует ряд этнографических источников, неженатой молодежью – люди в возрасте, а паче того – старики на это действо не допускались.

По древним традициям, устраивались игрища, которые длились весь день и всю ночь. Люди плясали и веселились, юноши и девушки стегали друг друга крапивой, играли «в горелки». Игра эта, по-видимому, связывалась с древней традицией «умыкания» невест и состояла в том, чтобы поймать понравившуюся девушку и встать с ней в пару, пока другие не опередили.

На Всесвятской неделе (Неделя Всех Святых, праздновавшаяся после Троицы, совпадала с русскими праздниками Костромы и Ярилы, воскресенье этой недели известно под именем Русального заговенья) особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры – на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», – гласит один подобный заговор, – «стояла гробница, в той гробнице лежала девица, раба Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце ретиво по рабе Божием (имярек) и дайся по нём в тоску и печаль!»

Всесвятские народные гулянья во многих местностях справляются по кладбищенским погостам. Почти повсеместно сохранился древний обычай – ходить на Всесвятской неделе в гости к покойникам, на могилки. Здесь все угощаются, оставляя чем угоститься и лежащим в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых: уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, по народному поверью, того домохозяина, который вернувшись домой, найдет всё приеденным и выпитым.

В последствии праздник был связан с переходящим церковным праздником троицына дня.


Поговорки и приметы
Волочился Ярила по всему свету, полю житo родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает. Он, Ярила, любовь очень одобрял. Ярило яровые ярит. Ярило Купалу кличет. От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать. На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется. «Выбежал Ярилко из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучит» (помело).
«Шла плешь на гору, шла плешь под гору... Ту же плешь на здоровье съешь» (блины).
_________________
*) Дата определена по Б.А. Рыбакову для 1121 года и И.Полуянову. В Ирландии существует подобный «Июньский праздник» (June Bank Holiday), который отмечается (по лунному календарю?) в первый понедельник июня.


Источники:
«Язычество древней Руси», Рыбаков Б. А.;
Ярила, Словарь языческой мифологии славян – http://swarog.ru/ya/yarila0.php;
Древлянский П., Белорусские народные предания //Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. 1846; «Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М., 1995;
Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/233.htm;
Июньский праздник в Ирландии – http://www.calend.ru/holidays/0/0/1253

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz